Мультиорбитальность — как новый взгляд на спутниковый рынок
Какие перспективы ждут спутниковую отрасль в ближайшее десятилетие и как на них повлияет интеграция классических услуг, предоставляемых геостационарными (ГСО) спутниками, и возможностей низкоорбитальных (НОО) группировок — в материале SATCOMRUS.

Это третий и заключительный текст из серии об итогах конференции Satellite 2022. Второй материал об инвестиционном климате отрасли можно прочитать по ссылке. Первый текст о том, как новые прорывные технологии меняют рынок, можно найти здесь.
Lightspeed и OneWeb ориентируются на B2B

Канадский оператор Telesat готовится запускать собственную низкоорбитальную группировку Lightspeed и в 2021 году заключил соглашение с Thales Alenia Space на разработку космического сегмента, а в начале этого года обнародовал планы по созданию сети станций сопряжения. На Satellite 2022 генеральный директор компании Дэниэл Голдберг (Daniel Goldberg) рассказал, что низкоорбитальная группировка Lightspeed в первую очередь нацелена на вертикальные рынки. Он обратил внимание на то, что Telesat работает на этих рынках уже давно и хорошо знает потребности своих клиентов, которых привлек к разработке проекта. Голдберг не сомневается в росте этих рынков, а главное — в том, что здесь услуги НОО-группировки будут пользоваться спросом и откроют для оператора новые источники дохода.

Государственные заказчики тоже заинтересованы в услугах Lightspeed, и оператор намерен активно с ними сотрудничать, но Голдберг отдает пальму первенства корпоративному сектору.

OneWeb нацелен на аналогичный рыночный сектор. По словам генерального директора компании Нила Мастерсона (Neil Masterson), фиксированные сети для корпоративных пользователей составляют около 70% всех предварительных заказов оператора. В отличие от Голдберга, который считает, что через 10 лет весь корпоративный сектор будет работать через низкую орбиту, Мастерсон рассматривает группировки на разных орбитах в качестве элементов некоего единого решения.
Viasat осваивает L-диапазон
Viasat сегодня предоставляет услуги спутникового ШПД при помощи спутников высокой пропускной способности (HTS) и готовит запуск КА со сверхвысокой пропускной способностью (VHTS). При этом глава компании Марк Данкберг (Mark Dankberg) не раз высказывался за ужесточение контроля развертывания и эксплуатации многоспутниковых группировок.

Компания диверсифицировала свой бизнес покупкой другого оператора — Inmarsat, и на Satellite 2022 Данкберг рассказал о перспективах использования L-диапазона, в котором работают спутники мобильной связи Inmarsat. Viasat привлекает возможность добавить к своему широкополосному доступу в Ка-диапазоне надежную, устойчивую к погодным условиям мобильную голосовую связь в L-диапазоне. По мнению Данкберга, наиболее прибыльным сектором спутниковой сферы станет связь с подвижными объектами, и здесь надежность играет решающую роль. Еще одним весомым поводом к этой сделке стал интерес Viasat к спутниковому интернету вещей.

Если же вспомнить проект Inmarsat Orchestra, который по замыслу разработчиков должен совместить «существующие геостационарные спутники с НОО-спутниками и наземными сетями 5G в единое интегрированное высокопроизводительное решение», то становится понятно, что сделка выводит Viasat и на низкоорбитальный рынок.
Intelsat кооперируется со Starlink
Клиентам Intelsat интересен сервис Starlink, заявил на конференции Дон Клауссен (Don Claussen), вице-президент Intelsat по развитию бизнеса. Intelsat предлагает оборудование и услуги Starlink как часть многоуровневой, многоорбитальной управляемой сети, которая включает в себя ресурсы и ГСО-группировки, и наземных сетей. По словам Клауссена, оператор объединяет все ресурсы в один шлюз, предоставляя пользователю единый интерфейс услуги. Ключевым заказчиком он назвал Министерство обороны США. Начиная с марта, пользователи сервиса Flex satcom могут выбрать пакет услуг, куда входит и сервис Starlink.

Ранее, в ноябре 2021 года, Intelsat уже демонстрировал представителям МО США интегрированное, совместное с OneWeb решение, позволяющее бесшовно пользоваться любой из группировок. Но OneWeb еще не сформировал глобальное покрытие, и Intelsat переключился на конкурента, хотя, сотрудничества с OneWeb не прекратил.
ГСО: вне конкуренции по цене за бит
При этом, несмотря на собственные проекты, инвестиции в негеостационарные (НГСО) мегагруппировки ШПД и альянсы с операторами таких группировок, владельцы ГСО-спутников утверждают, что существует большая рыночная ниша, где рентабельность таких аппаратов будет вне конкуренции
В частности, Марк Данкберг утверждает, что сегодня операторы сфокусировались на глобальном охвате, как будто именно он является безусловным путем к успеху. По мнению главы Viasat, есть как минимум еще одно условие — оптимальное распределение пропускной способности. В разных регионах потребление сильно отличается, резко возрастая по мере увеличения плотности населения. Оперируя низкоорбитальной группировкой, такое распределение реализовать крайне сложно, тогда как геостационарные аппараты отлично справляются с этой задачей.
В сочетании с оптимальным географическим распределением рельефнее выявляется еще одной преимущество ГСО-аппаратов — более низкая стоимость переданного бита. Бруно Фромонт (Bruno Fromont), главный технический директор Intelsat, высказался на этот счет достаточно категорично: у него нет сомнений, что с точки зрения цены за бит и общей стоимости владения ГСО-группировки наиболее экономически эффективны. Главная причина этому — возможность охвата густонаселенных районов, что труднее реализовать, используя НОО-системы. Фромонт уверяет, что 75% всей емкости огромной низкоорбитальной группировки будут потрачены впустую, поскольку спутники пролетают над незаселенными районами.
С ним согласен Адриан Моррис (Adrian Morris), исполнительный вице-президент Hughes, также утверждающий, что ГСО-системы реализуют самую низкую стоимость за бит.
Две ключевые инновации — малые ГСО-спутники и гибкие программно-определяемые полезные нагрузки — серьезно повышают конкурентоспособность геостационарных группировок во всех приложениях, где не требуется малая задержка. Здесь можно отметить, что подавляющая часть трафика малочувствительна к задержке видео, и с уменьшением доли телевещания она просто перекочует в системы передачи данных, в частности — в соцсети и мессенджеры.

Хади Альхасани (Hadi Alhassani), вице-президент и директор по стратегии компании Arabsat считает, что именно внедрение гибких полезных нагрузок помогло рынку ГСО выжить в тот период резкого спада, когда операторы внимательно наблюдали за формированием НОО-систем и сократили темпы обновления группировок. Гибкие нагрузки, считает Альхасани, убедили операторов опять начать вложения в ГСО.

Малые геостационарные спутники, или как их называют «микро-ГЕО», дают возможность новичкам выйти на рынок спутниковых коммуникаций. С их помощью можно достаточно оперативно запустить сервис в каком-либо регионе, можно с меньшими финансовыми рисками посмотреть, как будет продвигаться та или иная услуга на локальном рынке.

Появившийся сравнительно недавно термин «мультиорбитальность» обрел немалую популярность среди операторов и стал основой новой концепции и обновленных стратегий развития игроков спутникового рынка. Операторы намерены занимать значительные его доли, используя синергию геостационарных и негеостационарных группировок.

26/04/2022 АНАЛИТИКА