Космический мусорБум индустрии малых КА актуализировал проблему космического мусора и создания устойчивого космоса.
Глава компании Viasat Марк Данкберг (Mark Dankberg) — один из наиболее активных защитников околоземного пространства — обратил внимание на крайне серьезную проблему: снижение стоимости запуска привело к тому, что увеличение числа аппаратов в группировке оказалось выгоднее, чем борьба за максимальную эффективность. Данкберг заявил, что подобный образ действий приведет к катастрофе, и его очень удивляет, что человечество спокойно относится к перспективе вывода десятков тысяч спутников в околоземное пространство. Кроме этого, Данкберг снова упомянул о необходимости разработки матаппарата для адекватной оценки рисков столкновений на низкой околоземной орбите (НОО).
При этом повысить эффективность можно при помощи орбитального обслуживания КА. Сара Шеллпфеффер (Sarah Schellpfeffer), представитель Northrop Grumman Space Technology, рассказала, что компания оценивает две миссии по увеличению срока службы спутников как успешные, и считает, что рынок орбитального обслуживания будет только расти.
В свою очередь Роб Хауге (Rob Hauge), президент SpaceLogistics, дочерней фирмы Northrop Grumman, рассказал, что следующая миссия компании по увеличении срока службы запланирована на 2024 год. Модули расширения MEPS — реактивные двигатели — будут установлены на спутниках роботизированным транспортным средством (MRV). Следующим заказчиком SpaceLogistics на увеличение срока службы КА станет австралийский оператор Qptus. Как утверждает Хауге, спрос на услугу очень высок, операторы буквально выстраиваются в очередь.
Космическому мусору была также посвящена
сессия “Великие дебаты о перегрузке НОО: что значит переполненный космос?” Общее резюме этой панели можно сформулировать так: объем космического мусора растет, явление обретает катастрофические масштабы, а международная регуляторика не отвечают сложившейся ситуации.