Инвесторы верят в космос: как изменился инвестиционный климат отрасли
С какими проблемами сталкивается индустрия, а также какие новые технологии и направления развития появились за последнее время — в нашем материале.

Это второй обзор итогов вашингтонской конференции Satellite 2022: ознакомиться с первой частью можно по ссылке.
Стартапы интересны инвесторам, но выиграют не все

Космические стартапы могут и далее рассчитывать на интерес со стороны инвесторов, SPAC-слияния останутся хорошим инструментом по финансированию дальнейшего развития, но, вне всяких сомнений, успех ждет не всех участников космической гонки. Об этом, в частности, заявил Фил Ингл (Phil Ingle), управляющий директор инвестиционно-банковского подразделения Morgan Stanley. Он уверен, что расслоение рынка на победителей и проигравших неизбежно, поэтому участники будут стремиться занять всю цепочку создания стоимости. В первую очередь, это стремление обосновано неравномерным распределением долей рынка по трем основным способам получения дохода — запускам, разработке технологий и услугам. Ингл ставит на первое место услуги, которые займут наибольшую долю рынка, на вторую — технологии, на третье — пуски. И дальновидные компании — в качестве примера Ингл приводит пусковой стартап Rocket Lab — уже инвестируют в услуги.

Столь популярные в прошедшем году SPAC-слияния обеспечили многим стартапам серьезные финансовые вливания. Но, как отметил Марк Боггетт (Mark Boggett), генеральный директор Seraphim Capital, это не исключает данные компании из дальнейшей борьбы за инвестиции. Вышеупомянутая схема — хороший инструмент, но далеко не все фирмы получили с его помощью достаточно средств для развития. И в этой борьбе решающими станут ближайшие два-три года.

Несмотря на перечисленные проблемы и прогнозируемые встряски рынка, участники дискуссии склонны скорее к оптимистичным оценкам, поскольку, по их мнению, New Space остается хорошей отраслью для инвесторов. Лоуренс Виджант-Ланглуа (Laurence Vigeant-Langlois), управляющий директор AE Industrial Partners, назвал 2021 год рекордным для инвестиций в космический сектор. Также он отметил, что, несмотря на неспокойные времена, наступает золотой век космоса, и инвесторы очень заинтересованы в продолжении вливаний в этот сектор.
NASA формирует коммерческий подход
Американское космическое агентство NASA меняет свою политику по освоению околоземного пространства и переводит деятельность на коммерческие рельсы — в первую очередь, это касается низкой орбиты. Так, в 2020 году NASA учредило проект по коммерциализации низкой орбиты (CLDP — Commercial LEO Development Program), о котором рассказал его руководитель Деннис Стоун (Dennis Stone).

Агентство, которое на протяжении многих лет являлось (и является до сих пор) владельцем космических активов, в частности — космической станции, намерено стать заказчиком соответствующих услуг. Причем, как объяснил Стоун, в идеале NASA хочет быть не единственным заказчиком, а одним из нескольких. И при этом иметь выбор из нескольких компаний, предоставляющих соответствующие услуги, например — доставку груза на космическую станцию. Такой подход позволит серьезно расширить космический рынок, внедрить новые услуги и гораздо эффективнее использовать космические технологии.
Новые игроки космического рынка
Главное отличие сегодняшней космической индустрии — в том, что космос перестал быть прерогативой крупных игроков. Многие страны уже не устраивает роль простых потребителей чужих услуг, они хотят иметь свои космические проекты, разрабатывать технологии, производить собственные космические аппараты, осуществлять запуски.
И по мнению генерального директора Viasat Марка Данберга (Mark Dankberg), который и высказывал эту мысль, помощь таким странам в их стремлениях может стать хорошим бизнесом для других игроков космического рынка.
Дешевого терминала для низкой околоземной орбиты не будет
Джон Финней (John Finney), генеральный директор Isotropic Systems, заявил, что разработка дешевых терминалов компаниям не интересна. Пользовательский массовый сектор, которому нужен недорогой терминал, по словам Финнея, не привлекателен, поскольку не понятно, как на нем можно заработать. В то же время рентабельность корпоративного рынка, в том числе — связи с подвижными объектами — вопросов не вызывает Поэтому вряд ли стоит ожидать дешевых пользовательских терминалов для работы с низкоорбитальными (НОО) группировками.
Тина Гатаоре (Tina Ghataore), президент Mynaric, напомнила, что провайдер может субсидировать терминалы или привлекать клиента низкой ценой трафика. Правда, возможности операторов снижать стоимость переданного бита ограничены физически, и особенного пространства для маневра здесь нет.
Так что цена терминала остается ключевым вопросом доступности ШПД через НОО-группировки как массовой услуги. Видимо, по этой причине такие операторы как OneWeb и Telesat ориентируются на корпоративный, операторский и государственный рынки, гораздо менее чувствительные к цене терминала.

Межспутниковые каналы как революция

Отдельная сессия на Satellite 2022 была посвящена межспутниковым каналам связи, которые, по мнению участников, произведут революцию в спутниковой экосистеме.

Бюлент Альтан (Bulent Altan), генеральный директор Mynaric, сравнил внедрение оптических межспутниковых каналов (OISL — Optical Inter-Satellite Links) с компьютерными сетями по тому значению, которое они окажут на индустрию. Они могут превратить единичные объекты, которыми спутники являются сейчас, в распределенную космическую сеть. Позиция Альтана понятна, т.к. возглавляемая им компания Mynaric специализируется именно на разработке OISL.

Планы по построению космической инфраструктуры невозможно реализовать без высокоскоростной передачи данных между ее узлами, согласился Майкл Абад-Сантос (Michael Abad-Santos) генеральный директор еще одного разработчика лазерных технологий BridgeComm. А глава Агентства космического развития (одно из управлений МО США) Дерек Турнер (Derek Tournear) отметил ключевое значение OISL в создании устойчивой космической архитектуры, необходимой силовым структурам.

Одним из препятствий к развитию межспутниковых каналов является отсутствие стандартов передачи информации. По мнению Хирокадзу Мори (Hirokazu Mori), директора по стратегии Warpspace Inc, протокол TCP/IP — не самый эффективный для этого. И вообще, не существует какого-то идеального протокола, который можно было бы использовать для всех средств межспутниковой связи — оптической или радиочастотной.

Бюлент Алтан при этом считает возможным использовать стандарты оптоволоконных сетей. А по мнению Дерек Турнера, единого стандарта не будет, т.к. разные потребители ставят различные задачи: у коммерческого провайдера и военной структуры требования к протоколу и стандарту будут сильно отличаться.

Генеральный директор QSTC Inc Гурвиндер Чохан (Gurvinder Chohan), в свою очередь, рассказал про разработку канадским научно-промышленным консорциумом пакета стандартов. Он добавил, что у консорциума есть меморандум о взаимопонимании с японскими и австралийскими космическими агентствами по совместной работе над протоколами оптической спутниковой связи.
Видео остается ведущим бизнесом у операторов

Если посмотреть финансовые отчеты операторов за последние несколько лет, то можно увидеть следующую тенденцию: доля дохода от передачи видео постепенно падает, но при этом остается весомой или даже ведущей в структуре дохода оператора. На Satellite 2022 представители спутниковых операторов это еще раз подтвердили. Половина емкости канадского Telesat занята под видеотрансляции, сказал руководитель компании Дэниэл Голдберг. И по его мнению, такое распределение не изменится еще довольно долго.

Стив Коллар (Steve Collar), генеральный директор SES, отметил рост спроса на домашние развлечения в пандемию, что привело к стабилизации сокращавшегося ранее рынка непосредственного спутникового телевещания (DTH) и росту числа DTH-платформ.

И хотя, как уверена генеральный директор Eutelsat Ева Бернеке (Eva Berneke), видеовещательный бизнес будет существовать еще много лет и потребует внедрения большого объема инноваций, таких всплесков, как пять или десять лет назад он уже не покажет.
20/04/2022 АНАЛИТИКА