Бросок в космос: как Китай запускает свои спутники
Начало развития Китайского коммерческого космоса принято отсчитывать от так называемого «Документа 60» (официальное название на английском языке «Guiding Opinions of the State Council on Innovating the Investment and Financing Mechanisms in Key Areas and Encouraging Social Investment»), принятого Государственным советом КНР в ноябре 2014 года. Заявленные реформы в основном направлены на развитие частной инициативы с тем, чтобы ликвидировать «узкие места», повысить гибкость общей системы управления, активнее развивать государственно-частное партнерство, а также привлечь к инновационным проектам ресурсы отдельных провинций.

Это второй обзор рынка из серии материалов о том, как развивается космический бизнес Китая. Первую часть о планах КНР по расширению собственной спутниковой группировки можно прочитать по ссылке.
Частный космос вырос из госструктур

В числе прочего, документ предписывает «поощрять участие частного капитала в строительстве Китаем гражданской космической инфраструктуры», что в сочетании с аналогичными указаниями относительно других отраслей, которые рассматриваются как потребители услуг, дало резкий старт китайским космическим стартапам.

Базой китайского New Space стали предприятия государственной космической отрасли: Китайская государственная ракетно-космическая корпорация (CASC — China Aerospace Science and Technology Corp.) со всеми дочерними компаниями, а также академические структуры. Например, Galactic Energy основал Лю Байци (Liu Baiqi), ранее работавший в Китайском исследовательском институте ракетной техники (CALT). Хо Лян (Huo Liang) — основатель Deep Blue Aerospace — работал в Китайской аэрокосмической научно-индустриальной корпорации (CASIC). LandSpace основана Университетом Цинхуа.

Китай — второй в мире по инвестициям в New Space
В отчете Bryce Space and Technology за 2020 год говорится, что 16% инвестиций в 135 компаний по всему миру в 2019 году пришлось на стартапы в КНР. При этом Китай занял вторую позицию после США (41%). Сингапур, Индия, Япония и Великобритания заняли по 4%, а все остальные 19 стран — 24%.
Из 79 неамериканских космических предприятий, получивших инвестиции в 2019 году, 22 — т.е. более четверти — были расположены в Китае (в 2018 году их было 10). Инвесторы, большинство из которых (если не все) находятся в Китае, вложили $314,2 млн в китайские предприятия в 2019 году по сравнению с $288 млн в 2018 году. Эти общие суммы намного превышают инвестиции в другие страны за пределами США. В 2019 году было заключено 24 сделки по финансированию китайских стартапов, что вдвое больше, чем в 2018 году. Число китайских инвесторов, вкладывающих в космос, почти удвоилось с 2018 года — до 62; это больше, чем в любой другой стране за пределами США.

В отчете утверждается, что после принятия «Документа 60» вложения в негосударственные китайские космические предприятия особенно увеличились, и большая их часть направлена на разработку специализированных ракет-носителей для малых спутников и их группировок для оказания услуг связи и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Также в аналитическом обзоре обращается внимание на то, что финансирование не является частным в привычном понимании этого вопроса, т.к. многие китайские венчурные фонды имеют доступ к государственным капиталам.

По данным China Business Network, в 2020 году китайский New Space привлек около 10 млрд юаней (около $1,6 млрд), а в первую половину 2021 года — 1,4 млрд юаней (около $200 млн). При этом за все десятилетие 2011-2021 гг. общая сумма финансирования составила 19 млрд юаней (около $3 млрд).
Ракетные «частники»: настоящие и не очень

В октябре 2018 года Landscape стала первой китайской частной компанией, взявшейся вывести спутник на орбиту. Эта попытка, как и следующая, предпринятая уже компанией OneSpace в марте 2019 года, закончились неудачей. В июле того же года ракета Hyperbola-1 компании iSpace стала первой, которая успешно вывела китайский New Space на орбиту. А затем, в ноябре 2020 года, успех сопутствовал Galactic Energy с носителем Ceres-1.

На сегодня более десятка китайских стартапов заявляют о своих планах на осуществление космических запусков. Разные компании находятся на разной стадии реализации своих проектов, но при этом амбиции у всех участников рынка воистину космические. Ниже приводятся краткое описание самых заметных из китайских пусковых стартапов.

Link Space
Год основания
2014

Основанная в 2014 году, компания может претендовать на звание самой первой частной китайской пусковой компании. В 2019-м она провела испытание технологического демонстратора RLV-T5, который поднялся на 300 м и успешно приземлился. После этого о ней долго не было никаких известий, пока в ноябре 2021 году не появилась информация об испытательном запуске разработанного компанией ракетного двигателя.
ExPace
Год основания
2016

Объем инвестиций
$100 млн
Создана как дочерняя компания China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) в 2016 году, поэтому из исключена из условного первенства в борьбе за «первый коммерческий запуск».

РН Kuaizhou-1A стартовала 9 января 2017 года с космодрома Цзюцюань, после чего было выполнено 14 пусков, из которых два закончились аварией. После первой неудачи в сентябре 2020 года последовал годичный перерыв, затем — три успешных запуска Kuaizhou-1A в сентябре, октябре и ноябре 2021 года и авария — в декабре 2021 года.

Четырехступенчатая РН Kuaizhou-1A состоит из трех твердотопливных и одной жидкотопливной ступеней. Она является коммерческим вариантом ракеты-носителя (РН) Kuaizhou-1, которая в свою очередь создана на основе баллистической ракеты средней дальности Dongfeng 21, стоящей на вооружении НОАК. Запускается ракета с мобильной пусковой установки. 
Galactic Energy
Год основания
2018

Объем инвестиций
$1,27 млрд
Полное название компании — Beijing Xinghe Dongli Space Technology Co. Ltd. В декабре 2021 года она провелавторой успешный пуск своей ракеты Ceres-1, выведя на орбиту несколько коммерческих спутников. Эта РН выводит 350 кг на низкую околоземную орбиту или 230 кг — на 700-километровую солнечно-синхронную орбиту. Она состоит из трех твердотопливных ступеней и жидкотопливной верхней ступени. На 2022 год запланировано еще пять запусков.

Компания также разрабатывает жидкостную ракету средней грузоподъемности Pallas-1, первый пуск которой намечен на начало 2023 года. В середине февраля компания закрыла очередной раунд финансирования на $1,27 млрд, что также стало своеобразным рекордом для китайского частного космоса. РН Pallas-1 рассчитана на вывод 5 тыс. кг на низкую орбиту с последующей модернизацией и повышением грузоподъемности до 14 тыс. кг. Планируется многократное использование различных элементов конструкции и агрегатов ракеты.
iSpace
Год основания
2010

Объем инвестиций
$173 млн
Четырехступенчатая твердотопливная ракета Hyperbola-1 позволила компании сделать первый частный запуск и привлечь финансирование на $173 млн. Но эти средства используются для разработки более мощной многоразовой РН Hyperbola-2, работающей на жидком кислороде и метане. Первоначально запуск Hyperbola-2Z планировался на 2021 год, но после был отложен.
Landspace
Год основания
2016

Объем инвестиций
$175 млн
Она работает над первым запуском своей новой ракеты Zhuque-2, работающей на метане и кислороде, параллельно строя стартовый комплекс на космодроме Цзюцюань. Для финансирования этих работ компании удалось привлечь $175 млн.
Двухступенчатая РН Zhuque-2 будет выводить полезную нагрузку в 4 тыс. кг на 200-километровую околоземную орбиту. Или поднимать 2 тыс. кг на высоту 500 км.

Компания рассматривается как один из наиболее вероятных претендентов на запуск первой китайской частной жидкостной ракеты.

Первая версия Zhuque-2 будет одноразовой, но Landspace работает над технологиями, которые позволят в дальнейшем осуществлять вертикальную мягкую посадку с последующим восстановлением РН.
Space Pioneer
Год основания
2015

Объем инвестиций
$314 млн
Полное название — Beijing Tianbing Technology Co., Ltd. 8 февраля она объявила о масштабном стратегическом финансировании и планах на первый запуск в этом году. Сумма не раскрыта, но, по заявлению компании, она за восемь раундов привлекла почти 2 млрд юаней (около $314 млн).

Полученные финансы будут использованы для первого полета многоразовой керосин-кислородной РН Tianlong, по расчетам способной вывести более 3 тыс. кг на низкую околоземную орбиту (НОО). Он запланирован на 2022 год. Далее в планах компании разработка Tianlong-3, сходной по характеристикам с Falcon 9.
CAS Space
Год основания
2014

Это дочерняя компания Китайской академии наук (CAS),зарегистрированная как Beijing Zhongke Aerospace Exploration Technology Co. По заявлениям представителей компании, они планируют провести в ближайшее время первый запуск с помощью своей твердотопливной ракеты ZK-1A. Эта РН способна вывести 1,5 тонны на НОО и может стать самой тяжелой китайской твердотопливной ракетой.
China Rocket
Год основания
2020
Дочерняя компания Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC), представители которой заявляют, что в первой половине этого года запустит с морской платформы твердотопливную ракету Jielong-3.

Разработчик заявил, что РН сможет вывести до 1,5 тонны на низкую орбиту и ориентирована на растущий рыночный спрос на групповые пуски для формирования многоспутниковых группировок.
OneSpace
Год основания
2015

Объем инвестиций
$110 млн
Основана в 2015 году и за все время существования собрала более $110 млн. В 2021 году успешно запустиларакету OS-X6B, а в начале этого года испытала мощный ракетный двигатель.
Deep Blue Aerospace
Год основания
2016

В 2021 году компания провела испытания многоразовой ракеты-носителя Nebula-1 с мягкой вертикальной посадкой и последующим восстановлением. Nebula-1 сможет доставлять 500 кг полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км.

Также у компании есть планы по созданию многоразовой ракеты-носителя среднего класса Nebula-2, которая сможет доставлять на низкую околоземную орбиту до 4,5 тонн полезной нагрузки. Обе ракеты работают на керосине и жидком кислороде.
Orient Space
Год основания
2017

Объем инвестиций
$47 млн
Orient Space (Shandong) Technology Co., Ltd. недавно завершила предварительный раунд финансирования на сумму около 300 млн юаней (чуть более $47 млн). Эта сумма обеспечит разработку твердотопливной ракеты-носителя среднего класса, а также мощных жидкостных ракетных двигателей.
Регионы заинтересованы в космосе

Региональные власти Китая активно поддерживают пусковые стартапы. Landspace разместила свои испытательные центры в Хучжоу на востоке Китая, OneSpace получила поддержку для деятельности в Чунцине на юго-западе страны, а Galactic Energy недавно заключила сделку с городом Цзяньян провинции Сычуань на строительство ракетного исследовательско-испытательного центра. CAS Space строит завод по производству ракет в районе Наньша, в Гуанчжоу.

Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC), главный космический подрядчик страны, проектирует новый космодром в прибрежном городе Хайян, в провинции Шаньдун. Восточный космодром должен дополнить четыре уже существующих в КНР и стать базой для морских запусков легких твердотопливных ракет. Шанхайская академия космических технологий (SAST), еще одна дочерняя компания CASC, сотрудничает с муниципальным правительством города Нинбо в строительстве «международного коммерческого центра запуска спутников».
Полеты на космическую станцию тоже коммерциализируются

В апреле 2021 года китайская тяжелая ракета «Чанчжын-5» («Великий поход») вывел на орбиту базовый блок долговременной обитаемой космической станции «Тяньгун» («Небесный дворец»), через месяц к нему пристыковался грузовой корабль, а ещё через месяц на нее прибыл первый экипаж.
За несколько месяцев до запуска станции Китайское агентство пилотируемых космических полетов (CMSA) сделало объявление (кит.), в котором призвало разработчиков космической техники к созданию недорогого транспортного средства доставки полезного груза на борт «Небесного дворца».

Согласно объявленным агентством условиям корабль должен доставлять с Земли на станцию 1-4 тонны полезного груза и спускать обратно со станции на Землю 100-300 кг. При этом оговариваются сроки: груз должен быть доставлен в течение 45 дней с момента подтверждения полезной нагрузки. Стоимость, как сказано в объявлении, должна соответствовать международным стандартам.

Почти одновременно с объявлением стартап Interspace Explore привлек (кит.) некую сумму (сказано о десятках миллионов юаней, т.е. около $3-10 млн) на разработку корабля Zengzhang-1. Правда, этот корабль немного не попадает в спецификации: на станцию он должен привозить 350 кг груза, а возвращать — 100 кг.

Но разработчик считает, что спрос на транспортные услуги Zengzhang-1 будет высок — 5-10 миссий в год, начиная с 2022 года. Компания планирует провести испытания транспортника в 2022 году, а контракт на запуск получила Galactic Energy.
07/04/2022 АНАЛИТИКА