Hispasat заявил поставщикам о том, что снижение цен означает невозможность замены всех выводимых из эксплуатации спутников

2018-07-12
ПАРИЖ — Два года назад спутниковый оператор Hispasat пытался завершить коммерческий проект по созданию новой спутниковой сети. Сегодня компания испытывает проблему с заменой устаревших орбитальных спутников в связи с переполненностью орбиты.Таково положение многих операторов фиксированных спутниковых систем (FSS). Расширение бизнеса, которое когда-то считалось само собой разумеющимся, стало опасным и весьма сомнительным.Для некоторых информационных приложений цены на спутниковый диапазон частот снижены на 45% по сравнению с теми, что существовали десятилетие назад, и возврат к этим ценам не предвидится. Видео-услуги держатся на том же уровне, но лишь немногие операторы спутниковых группировок могут с легкостью преобразоваться в компанию, занимающуюся исключительно распределением видеопотоков.«Можно только догадываться, сколько из нас, операторов, на самом деле принимало в расчет такое снижение цен в своих бизнес-планах пять – десять лет назад, – предполагает Джорди Босом, директор Hispasat по стратегическому развитию, – Мы этого не учитывали. Я не думаю, что кто-то из нас рассматривал такое падение цен. Это то, с чем мы сталкиваемся сегодня».Мадридская компания Hispasat каждые два года предлагает партнерам и поставщикам, в частности, производителям спутников и поставщикам пусковых услуг, обсудить состояние рынка и коммерческие идеи о повышении качества обслуживания их потенциального клиента – Hispasat.В этом году заседание было проведено 28-29 июня в Сантандере с участием производителей спутников Airbus Defence and Space, Northrop Grumman Innovation Systems (ранее Orbital ATK), SSL и Thales Alenia Space.Также присутствовали основные поставщики коммерческих пусковых услуг: Arianespace, Blue Origin, International Launch Services (ILS), SpaceX и United Launch Services (ULA).Привлекательность Hispasat как клиента для производителей спутников и поставщиков пусковых услуг способствовала тому, что многие крупные игроки посетили 2-дневное заседание в Сантандере. На фото: HispasatВ том году посыл Hispasat был очевиден: Вы должны снизить цены, поскольку мы испытываем снижение прибыли от клиентов.«Мы не видим изменения этой тенденции [снижения цены], поэтому переходим к спросу, ориентированному на обработку данных, т.е. к наименьшей цене в расчете на бит, – сказал Босом. – Вероятно, нам предстоит не самый приятный разговор, но мы должны решать эту проблему».Ситуация с Hispasat не безнадежна. В 2017 году выручка компании в спутниковой сфере составила 218,8 млн. евро (262 млн. долл. США), на 3% меньше, чем в 2016 году. Но маржа по EBITDA оставалась стабильной на уровне 81,7% от выручки, что было одним из наиболее высоких показателей в секторе. Спутниковый парк Hispasat получает 63% выручки из Латинской Америки, 36,4% – из Европы.Босом заявил, что он высоко ценит усилия поставщиков пусковых услуг, направленные на снижение цен, включая такие меры, как частичная возможность повторного использования ракет и оптимизированный портфель продуктов. По его словам, проблема заключается в том, что эти усилия не приводят к столь быстрому снижению цен, как у клиентов Hispasat.Некоторые операторы спутниковых группировок говорят о том, что снижение цен в последние несколько лет замедлилось. Означает ли это, что рынок приближается к нижней отметке? Босом не решился заявить об этом.«Я отвечаю за разработку стратегии и бизнес-планов, и должен быть одним из сотрудников Hispasat, которые обладают даром предвидения, – сказал он. – Но я утратил его. Поэтому мы продолжаем составлять бизнес-планы, притворяясь, что нам известно, что произойдет через 10 лет. Но на самом деле мы этого не знаем».Создание и запуск обычного геостационарного спутника стоит 200 млн. долларов США, если не больше. Его разработка замораживается, возможно, за два года до запуска, и он работает на орбите как минимум на 15 лет. Владельцы делают предположение о состоянии рынка через 17-20 лет с того момента, когда они заказывают спутник.Босом сказал, что он видел рыночные оценки, показывающие 10% снижение стоимости создания и запуска спутника за последние пять лет, но этого недостаточно. «Нам это нужно для более быстрого развития. Сейчас мы находимся на том этапе, когда мы заказываем меньшее количество геостационарных спутников, чем выводится из эксплуатации», – поделился Босом о стратегии замены спутников Hispasat. Дела обстояли с точностью до наоборот, когда компания расширяла деятельность в Латинской Америке.