SpaceX сокращает время перезапуска первой ступени Falcon 9

2017-07-12
По заявлению SpaceX, подготовка к первому повторному использованию первой ступени во время мартовской миссии по выходу на геопереходную орбиту для оператора спутниковой группировки SES заняла почти год.С тех пор компания неуклонно накапливает опыт в этом направлении. Для второго полета с повторно используемой первой ступенью 23 июня для запуска Bulgariasat-1, тоже на ГПО, SpaceX потребовалась «всего пара месяцев» на проведение необходимых проверок контроля качества и осуществление самого запуска, сообщил Джонатан Хофеллер, вице-президент SpaceX по продажам.Согласие страховщиков на повторное использование первой ступени очень важно для компании. Хотя сегодня рынок страхования в области космических полетов отличается высокой ликвидностью и исторически низкими страховыми выплатами, не стоит ожидать, что такая ситуация сохранится навсегда.Когда выплаты снова увеличатся в связи с отказом спутника или неудачным запуском и подачей требования на внушительную сумму, пусковые операторы, заслужившие доверие страховщиков, будут иметь большее преимущество перед своими конкурентами, чем сейчас. По мнению SpaceX, для первой ступени, уже совершившей полет, риск будет меньше, чем для новой ступени.Шесть месяцев между первым и вторым полетами первой ступени Falcon 9Полет Bulgariasat-1, состоявшийся 23 июня, был произведен с использованием первой ступени, которая в январе вывела на околоземную орбиту 10 спутников Iridium Next. То есть между первым и повторным полетом ступени прошло около шести месяцев.«Первый восстановительный ремонт [для миссии SES в марте] потребовал более полугода на то, чтобы вернуть [первую ступень], разобрать, осмотреть и снова отправить ее в полет, – сказал Хофеллер на конференции Всемирного форума по космическим рискам в Лондоне 15 июня. – Компания BulgariaSat дала задание подготовить ракету к полету за пару месяцев».Официальные лица страховых компаний говорят, что, учитывая поддержку политики многоразовых ступеней SpaceX со стороны SES – крупнейшего в мире спутникового оператора, мнение которого страховщики не могут игнорировать – а также вялость нынешнего рынка, SpaceX не встретит заметного сопротивления с их стороны по поводу регулярного использования уже летавших ступеней.Хофеллер поспешил заверить страховщиков, что SpaceX проводит углубленную оценку каждой уже летавшей ступени, прежде чем разрешить ее повторное использование.«Мы проверяем каждую деталь, оцениваем ее ресурс, смотрим: нужно ли ее заменить, требуется ли ей ремонт, или она может летать и дальше? Собрав все эти данные, мы определяем общий ресурс ракеты, – сказал он. – Если по итогам оценки ракета не является столь же надежной, как новый аппарат, то она не полетит. Она проходит оценку качества и приемку на нескольких уровнях так же, как и новая ракета».Повторное использование и надежность ракет – понятия взаимосвязанные?SpaceX часто использует параллель с пассажирской авиацией: там клиенты не спрашивают летную историю каждого самолета, а если бы спрашивали, то, пожалуй, скорее предпочли бы самолет, уже опробованный в небе, нежели новый.«По мере накопления полетного материала мы всё больше убеждаемся, что в будущем никто не захочет быть в числе первых пассажиров новой ракеты, – сказал Хофеллер. – Мы считаем, что надежность тесно связана с возможностью многократного использования, и стремимся продемонстрировать это следующей парой полетов».Трудно определить тенденцию всего по двум миссиям, но Хофеллер заявил, что многие клиенты SpaceX – «не скажу, что большинство, хотя вполне может быть и большинство» – выказали интерес к переоформлению договоров на ракеты с уже побывавшими в космосе ступенями.«На сегодняшний день мы совершили 34 миссии и восстановили 11 первых ступеней ракет-носителей: шесть на море, пять на суше, и постепенно это становится для нас обыденным делом», – сказал Хофеллер. Два последних запуска увеличили эту статистику до 36 миссий и 13 восстановительных ремонтов первых ступеней.После многих лет обещаний частых запусков можно предположить, что в 2017 году SpaceX сдержит слово.За первые шесть месяцев 2017 года компания провела девять миссий и планирует совершить еще двенадцать до конца года. В этот график входят два первых полета ракеты-носителя Falcon Heavy, запуск которой так долго откладывался, что в ее первый полет в этом году верится уже с трудом. Тем не менее, график стартов Falcon 9 на 2017 год должен приблизиться к показателю в 20 запусков в год.Может ли бизнес-модель повторных запусков работать вне США и Китая?Главным коммерческим конкурентом SpaceX в Европе является Arianespace, дочерняя компания Ariane Group – генерального подрядчика по программе ракеты-носителя большой грузоподъемности Ariane 5 и ее преемницы Ariane 6.Европейское космическое агентство (ЕКА) финансирует немалую часть работ по созданию ракет Ariane и, очевидно, обеспокоено ходом событий на мировом коммерческом рынке, где формируется наибольшая часть доходов Arianespace.И дело не только в SpaceX. Blue Origin в США, индийское национальное космическое агентство ISRO, серии китайских ракет «Чанчжэн» («Великий поход») и модернизированная российская ракета-носитель «Протон» – все они придут на космический рынок около 2020 года.Проблема для Европы заключается в том, что оценка вариантов повторного использования ракет неизменно показывает, что оно будет целесообразно только при сохранении высокой частоты запусков – больше 20 стартов в год.Учитывая превратности рынка, на котором сейчас наблюдается очередной спад, лишь носители, позволяющие извлекать прибыль из активного защищенного отечественного рынка госзаказов, могут составить бизнес-модель, в которой будут применяться многоразовые ракеты. Сегодня таких рынков всего два: США и Китай.Генеральный директор ЕКА Ян Вернер в своих комментариях на авиасалоне в Ле-Бурже, в ходе которого его и других официальных лиц Ariane вновь засыпали вопросами: «Как вы можете просто стоять и смотреть, как SpaceX движется вперед?», заявил: «Возможность повторного использования иногда обсуждается больше, чем все прочие аспекты. Трудно сказать, какой вариант на самом деле является наилучшим. Повторное использование компонентов? Но какого рода? Это можно сравнить с потребительским рынком стеклотары. У каждого свое личное мнение по поводу того, что лучше делать с пустыми бутылками: сдавать, использовать повторно, утилизировать или выбрасывать. В нашем случае однозначного ответа тоже не существует, но нам нужно будет проработать этот вопрос».21 июня ЕКА подписало контракт с Ariane Group на сумму около 80 млн. евро (90 млн. долл.) о начале работ над многоразовым двигателем на кислородно-метановом топливе. Первое наземное испытание нового двигателя, который получил название «Прометей», состоится в 2020 году.