Новый стартап собирается запускать на геосинхронную орбиту малые спутники для услуг ШПД

2018-03-02
Спутниковый интернет отличается дороговизной, а бизнес в этой области — жесткой конъюнктурой. Эту ситуацию и хочет изменить стартап под названием Astranis, основанный ракетостроителями из Стэнфордского университета и Массачусетского технологического института.Спутники компании имеют размер не больше мини-холодильника, в то время как традиционные приближаются к габаритам автобуса. «Производство традиционного спутника стоит сотни миллионов», — говорит соучредитель и генеральный директор компании Джон Гедмарк (John Gedmark). «Эти обходятся в несколько десятков миллионов».Гедмарк утверждает, что Astranis сосредоточена на программном обеспечении для систем управления спутниками, которое обеспечивает большую гибкость, чем у традиционных спутников. Например, с помощью программно-определяемой радиосистемы компания может с большей легкостью изменять радиочастоты, которые использует спутник.Astranis вступила в новую космическую гонку, возглавляемую компаниями SpaceX (принадлежащей Илону Маску (Elon Musk)) и OneWeb (спонсируемой Ричардом Брэнсоном (Richard Branson)), с целью создания спутниковых интернет-сетей нового типа, которые смогут охватывать весь земной шар, и, возможно, конкурировать с более традиционными каналами ШПД, например, такими как проводной Интернет и сотовые сети передачи данных. В отличие от других космических компаний, Astranis выбрала свой путь, сосредоточившись на снижении стоимости.Традиционные спутниковые системы связи запускаются на так называемую геосинхронную орбиту, около 22000 миль1 над Землей. Эти спутники могут обеспечивать доступ в Интернет в удаленных регионах Земли, а также с борта самолета. Но при соединении может происходить запаздывание сигнала, что является недостатком для приложений реального времени, таких как онлайновые игры или видеоконференции. Как SpaceX, так и OneWeb собираются преодолеть эту проблему путем запуска спутников на так называемую низкую околоземную орбиту, примерно от 100 до 1250 миль над Землей.Проблема заключается в том, что для охвата всей земной поверхности с низкой околоземной орбиты этим компаниям понадобятся сотни или тысячи спутников, что увеличит стоимость системы. Предыдущие попытки создания сетей связи на низкой околоземной орбите закончились банкротством, в том числе для спонсируемой Биллом Гейтсом компании Teledesic, а также компаний Globalstar и Iridium, предоставлявшим услуги спутниковой телефонии.SpaceX и подобные компании, такие как Blue Origin (спонсируемая Джеффом Безосом (Jeff Bezos), пытаются снизить затраты на запуск ракет и тем самым уменьшить стоимость создания такой системы. Однако все еще неясно, смогут ли эти компании предложить доступ в Интернет по ценам, приемлемым для абонентов, и скептики беспокоятся, что в результате цены будут выше, чем простая прокладка оптоволокна и строительство вышек сотовой связи.Компания Astranis придерживается идеи геосинхронной орбиты, но она строит небольшие, более дешевые спутники, и это, как надеется компания, приведет к тому, что расходы для конечных пользователей будут в том же ценовом диапазоне сотовой связи.Этот план не решит проблем с задержкой сигнала у спутников на геосинхронной орбите, тем не менее, компания сможет просто обеспечить доступный высокоскоростной доступ в Интернет в местах, где укладка оптоволокна практически нецелесообразна, например, на островах Тихого океана. Компания Astranis планирует продавать диапазон частот интернет-провайдерам, а не напрямую конечным пользователям. У нее уже есть один экспериментальный спутник в космосе, и в следующем году планируется запуск первого коммерческого спутника. В конечном итоге компания сможет запустить десятки или сотни спутников; другие поставщики услуг связи с геостационарными спутниками имеют от одного до десятка спутников. По оценкам Гедмарка, каждый спутник Astranis будет обеспечивать скорость интернет-соединения около 10 гигабит в секунду, что немного по сравнению с оптоволоконным каналом, но должно быть достаточно, чтобы помочь доставить Интернет в отдаленные регионы.В четверг компания получила вотум доверия от венчурной фирмы Andreessen Horowitz, которая объявила об инвестиции в размере $13,5 млн. Партнер Andreessen Horowitz Мартин Касадо (Martin Casado) сказал, что команда Astranis была гвоздем программы. Гедмарк — дипломированный инженер-ракетостроитель, выпускник Стэнфордского университета, ранее работал в компании Xprize Foundation. Соучредитель и технический директор Райан Мак-Линко (Ryan McLinko) изучал аэронавтику и космонавтику в Массачусетском технологическом институте, разрабатывал аппаратное обеспечение для спутниковой компании Planet Labs, и курировал создание системы управления полетом космического летательного аппарата Dream Chaser компании Sierra Nevada Corporation. Прочие члены команды ранее работали в SpaceX, Orbital и Google. «Многие компании разбираются в программном обеспечении или строительстве сетей, но эти ребята действительно понимают аспекты, связанные с космосом», — говорит Касадо.Спутниковые компании часто нуждаются в многомиллиардном капитале, но Гедмарк не стал обсуждать, сколько денег должна будет изыскать Astranis для достижения своих целей. Гедмарк ожидает, что каждый спутник, который запустит компания, будет приносить доход.Astranis не одинока в стремлении найти компромисс между гигантскими геостационарными спутниками и сетями из тысяч низкоорбитальных спутников. Компания O3B, основанная Грегом Уайлером (Greg Wyler) до того, как он основал OneWeb, размещает спутники между низкой околоземной орбитой и геостационарной орбитой. Тем самым достигается уменьшение задержки сигнала и сокращение общего количества спутников, необходимого для предоставления услуг связи. Но Гедмарк утверждает, что, придерживаясь геостационарной орбиты, Astranis сможет охватить больше регионов при меньшем количестве оборудования. «Мы можем отправить маленький спутник на геостационарную орбиту и немедленно начать преодолевать проблему», — говорит он.