Компании Orbital и Airbus объединяют усилия по созданию спутника в интересах Eutelsat для запуска в паре с миссией Orbital по обслуживанию спутников на орбите

2016-10-19
11 октября оператор спутниковой группировки компания Eutelsat заявила о том, что она приступила к реализации плана сокращения расходов на проектирование и изготовление космических аппаратов. Первым шагом стало размещение заказа на изготовление спутника непосредственного телевизионного вещания у американской компании Orbital АТК и европейской Airbus Defence and Space.Другие меры по сокращению затрат предусматривают, что благодаря относительно меньшим размерам платформы компании Orbital, спутник «Eutelsat 5 West B» будет запущен в 2018 году как попутная нагрузка на борту носителя ILS «Протон-М».На геопереходную орбиту вместе со спутником Eutelsat полетит КА «MEV-1», миссия которого не имеет прецедента в истории космонавтики. «MEV-1» (Mission Extension Vehicle – аппарат для продления срока службы спутников на орбите). «MEV-1» использует ту же платформу GEOSTAR, что и спутники связи производства компании Orbital.Многообразие экономии от использования одной РН «Протон»Размещение «столбиком» двух платформ на базе GEOStar, причем без адаптера между ними, экономит вес и позволит компании Eutelsat, а также Orbital с ее КА «MEV-1», сэкономить на стоимости запуска.Оператор спутниковой группировки Intelsat – первый заказчик Orbital по КА «MEV-1». Этот аппарат выполнит тестовую миссию с Intelsat и только потом приступит к выполнению сценария стыковки со спутником, примет на себя управление его двигательной установкой и пространственным положением, а также обеспечит обслуживаемый аппарат топливом в целях продления его срока службы.Затем «MEV-1» отстыковывается и переходит в режим готовности к выполнению аналогичных работ по продлению срока службы еще нескольких спутников. Как и прочие спутники, «MEV-1» рассчитан на 15-летний срок службы.Страховщики спутников с осторожным оптимизмом воспринимают «MEV-1» и другие подобные инициативы по обслуживанию спутников на орбите. Они говорят, что клиенты «MEV-1» с большой вероятностью будут вынуждены покупать более дорогую страховку класса «премиум», которая обычно обеспечивает ежегодное покрытие штатно функционирующих спутников на орбите, чтобы учесть более высокий потенциальный риск, связанный с миссиями обслуживания.«Eutelsat 5 West B» запускается для замены КА Eutelsat 5 West в точке 5 град. западной долготы. На его борту планируется разместить 35 эквивалентных транспондеров (36 мГц) Ku-диапазона для доставки контента непосредственного телевещания пользователям в основном в Италии, Франции и Алжире.КА «Eutelsat 5А», который также несет полезную нагрузку C-диапазона, был запущен в середине 2002 года и срок его вывода из эксплуатации приближается.Предупреждение относительно снижения доходов и прибылей, с которым компания Eutelsat выступила в мае, оказало отрицательное воздействие на всю отрасль фиксированной спутниковой связи. Компания заявила, что реакция рынка была избыточно резкой и что рост в отрасли восстановится в течение трех лет.Тем не менее, Eutelsat объявила широкую программу экономии, включающую сокращение ежегодных капитальных расходов в течение ближайших трех лет на 16%, а именно до 420 млн евро ($ 470 млн) в год против 500 миллионов евро в недавнем прошлом.Компания также заявила, что будет оказывать давление на сеть поставщиков, в частности, изготовителей спутников и провайдеров пусковых услуг, чтобы свести к минимуму последствия сокращения расходов на новую емкость, планируемую к размещению на орбите.Платформа GEOSTAR, изготавливаемая компанией Orbital в г. Даллес, штат Вирджиния, находится в сегменте рынка более легких коммерческих геостационарных спутников. По информации Airbus, КА «Eutelsat 5 West B» будет иметь стартовую массу около 3000 килограммов и в конце 15-летнего срока службы будет вырабатывать 5 киловатт мощности для электропитания полезной нагрузки.Йохан Леруа (Yohann Леруа), Главный технический директор компания Eutelsat, сказал, что идея сочетания полезной нагрузки от Airbus с платформой от Orbital возникла как естественное следствие запроса Eutelsat на коммерческое предложение, характеристики которого оказались ниже, чем Airbus обычно предоставляет клиентам.Не только Orbital, но и другие компании могут создавать небольшие платформы для геостационарных спутников связи. Однако никто не смог предложить относительно удобный вариант размещения аппаратов, позволяющий сэкономить на стоимости пусковых услуг благодаря наличию на борту РН двух почти идентичных каркасных конструкций структуры в качестве полезных грузов.Леруа сообщил, что 10 октября компания Eutelsat оценила общую стоимость программы по КА 5 West B, включая эксплуатационные расходы и стоимость запуска. В конце 2015 года Eutelsat подписала пакетное соглашение с компанией International Launch Services (ILS) (Рестон, штат Вирджиния), занимающейся маркетингом российской РН «Протон».У «Протона» как раз закончилась череда неудач, от которых пострадала его репутация среди владельцев коммерческих спутников. Тогда компания Eutelsat заявила, что ее соглашение с ILS было заключено отчасти для того, чтобы гарантировать постоянное присутствие не менее трех носителей на рынке коммерческих пусковых услуг. Два других носителя – это РН «Ariane 5» компании Arianespace и РН «Falcon 9» компании SpaceX.Сочетание ранее оговоренного снижения цен в рамках пакетного соглашения и возможности сократить расходы на запуск по сути дела в два раза благодаря парному запуску на РН Протон привели к "существенной экономии", сказал Леруа. Какой именно, он не уточнил.После 15 лет функционирования на орбите КА «5 West А», компании Eutelsat удалось уменьшить зону покрытия для приходящего на смену космического аппарата благодаря клиентской базе, которая сформировалась на протяжении многих лет во Франции, Италии и Алжире. В результате заменяющий аппарат требует меньше энергии и не нуждается в емкости C-диапазона на борту КА «5 West A».