Европе вскоре предстоит решение по совместной программе GovSatCom

2016-09-01
Уже совсем скоро европейским чиновникам придется принимать важное решение о будущем «Государственной программы спутниковой связи» (GovSatCom), которая должна обеспечить ресурсами спутниковой связи Европейский Союз (ЕС), если достаточное количество членов ЕС проявит к проекту интерес. Программа была начата в 2013 году, и теперь ее руководителям до конца текущего года предстоит предложить странам-участницам варианты ее будущего развития.EC, Европейское оборонное агентство (EDA) и Европейское космическое агентство (ESA) провели совместную работу по оценке спроса на ресурсы GovSatCom и формы их предоставления. В прошлом году EDA инициировало проведение ТЭО для GovSatCom, чтобы заложить основу будущей международной государственной спутниковой программы. Менеджер программы спутниковой связи со стороны EDA, Жерар Лапьер, недавно покинул агентство, но перед уходом со своего поста успел обсудить с Via Satellite состояние проекта GovSatCom и то, как решения этого года повлияют на направления развития программы.«Результаты ТЭО будут готовы осенью этого года, и это поможет нашей работе над демонстрационной частью, чтобы понять, стоит ли реализовывать программу GovSatCom», - сказал Лапьер.Так же, по словам Лапьера, EDA сосредоточило усилия на двух приоритетных задачах: во-первых, получить подтверждение от Министерств обороны европейских стран, что они намерены и далее заниматься демонстрационным проектом GovSatCom, и, во-вторых, оценить, действительно ли есть доказательства спроса на услуги GovSatCom. К первой задаче, по утверждению Лаперье, проявили интерес два типа стран-участниц.«Первая группа – это страны, у которых нет собственных ресурсов или активов в области спутниковой связи. Получение доступа через другие страны уже будет для них благом», - сказал чиновник, называя Бельгию, Румынию и Польшу в качестве примера стран, поддерживающих программу, которым космический сегмент общего доступа принесет пользу, - «Ко второй группе принадлежат провайдеры спутниковой связи, министерства обороны, которые смогут обеспечить другим доступ к спутниковым ресурсам».Что касается второй задачи EDA, то, по словам Лаперье, агентство разрабатывает несколько различных базовых сценариев для определения запросов пользователей, и того, какие решения удовлетворят эти запросы.Если программа GovSatCom наберет достаточные обороты, говорит Лаперье, до конца года будут определены новые промежуточные вехи, не только для EDA, но также и для ESA, разрабатывающей технические компоненты GovSatCom. Совместно эти две организации намерены разработать ряд дополнительных мероприятий, чтобы обеспечить спутниковыми ресурсами все типы пользователей.«Мы стремимся получить нечто гибкое – способность сосредоточивать и размещать спутники там, где они необходимы, и когда они необходимы», - сказал он.На текущем этапе, по словам Лаперье, EDA проработало пять возможных сценариев, описывающих географический охват GovSatCom. Министерства обороны – партнеры проекта могут высказывать мнения о том, какие из сценариев наилучшим образом соответствуют их потребностям.В настоящее время военные системы спутниковой связи развертывают, главным образом, западноевропейские страны: Syracuse во Франции, Satcom Bw в Германии, Skynet в Великобритании, Sicral в Италии и Spainsat в Испании. Новые подобные системы сейчас находятся в разработке, например LuxGovSat — совместное предприятие между правительством Люксембурга и коммерческим оператором SES, однако совместные системы военной спутниковой связи уже сталкивались в прошлом с определенными проблемами.«В целом совместные проекты военной спутниковой связи в Европе не были успешны, за исключением значимого франко-итальянского сотрудничества в проектах вроде Athena Fidus и Sicral 2», - рассказала Via Satellite Хелена Коррейя Мендонка, консультант компании Vieira de Almeida & Associados (VdA). – Во многих случаях страны так и не смогли договориться о графике совместных разработок и распределении расходов».По слова Хелены Мендонки, вопросы суверенитета, национальной безопасности и промышленной политики уже срывали реализацию предыдущих идей о совместных сетях с несколькими странами-участницами. Кроме того, программа GovSatCom сталкивается и со своими собственными политическими, коммерческими, техническими и законодательными сложностями, например, обеспокоенностью использованием технологий двойного назначения – Еврокомиссия учитывает варианты использования системы в гражданских целях, такие как ликвидация последствий стихийных бедствий — закупками и переводами внутри ЕС, операционной совместимостью и распределением частот. Решение Соединенного Королевства выйти из ЕС также осложнило будущее программы, так как Великобритания являлась «активным сторонником» инициативы, по утверждению Лаперье.Однако по сравнению с предыдущими попытками организовать совместное использование правительствами спутниковых ресурсов, у GovSatCom, возможно, шансы получше. Магда Кокко, партнер VdA, считает, что программа GovSatCom может преодолеть многие из этих ограничений благодаря ряду факторов.«С одной стороны, GovSatCom содержит меньше стратегических и чувствительных для стран аспектов, что делает инициативы в этой области более реалистичными. Правительственные спутники связи характеризуются новой способностью совмещать в себе услуги коммерческого и военного секторов», - говорит она.Кокко также отметила, что границы между безопасностью и обороной постепенно стираются, а военные ведомства все больше зависят от гражданских услуг. Эксперт также считает, что GovSatCom принес бы пользу более скоординированный и устойчивый подход к обороне, вместо того, чтобы дублировать национальные программы.Кроме того, недавние политические события в Европе влияют на расходы на сферы обороны и безопасности. По словам Кокко, раньше военные расходы по всей Европе постепенно снижались, особенно после 2008 года, однако последние данные указывают на то, что в большинстве европейских стран оборонные бюджеты снова начали расти.«В Европе растет количество угроз безопасности, которые к тому же становятся все более непредсказуемыми и разнообразными, что повышает необходимость скорейшего наращивания инвестиций в эту сферу. Потребность в безопасной спутниковой связи для поддержки задач, связанных с общественной безопасностью и защитой критической информации, постоянно растет. Кроме того, правительственная спутниковая связь будет важна для Единой политики безопасности и обороны (CSDP)», - добавила Кокко.Представитель EDA Лаперье указывает на предлагаемую демонстрационную фазу как на средство подтверждения практичности и обоснованности GovSatCom. Демонстрация может быть проведена с помощью уже имеющегося актива, а не нового спутника, добавил он.«Мы рассчитываем, что демонстрационный этап продлится с 2017 по 2019 год, то есть займет ближайшие три года», - объяснил эксперт, добавив, что EDA рассчитывает, что европейских министерства обороны поддержат предложение в конце года. - «Если этот прогноз реализуется, мы ожидаем, что в течение трех лет будут проводиться мероприятия, которые призваны продемонстрировать работоспособность программы GovSatCom, после чего, при поддержке ЕС и ESA, мы может представить себе ресурсы 2020 года, поскольку Европейский совет министров решил подготовить следующее поколение государственной спутниковой связи в период с 2020 до 2025 года».Лаперье не исключил возможность, что в GovSatCom войдут и коммерческих операторы, хотя, скорее всего, это будет именно отдельная система ЕС, не предназначенная для широкого международного доступа, в отличие от системы правительства США Wideband Global Satcom (WGS).«В настоящий момент GovSatCom разрабатывается ради безопасного и гарантированного доступа, чтобы укрепить автономность Европы. Это означает не только усовершенствование архитектуры, но и обеспечение гарантированного доступа… но при этом мы не закрываем окончательно двери и для других», - добавил он.