Медиа-дистрибьютеры предупреждают о грядущих угрозах спутниковому телевидению

2015-10-01
Подключение к сетям путешествующих воздушным, железнодорожным, морским и автомобильным транспортом обещает открыть огромные новые рынки для широкополосной спутниковой связи.Взрывной рост наземной подвижной широкополосной связи сокрушит существующие сети и повысит роль спутников в сбросе сигнала из сельских районов в телекоммуникационные сети.Цены на телевизионные приемники, поддерживающие формат четкости UHD, находятся в свободном падении, и уже появляются первые каналы в новом формате, что вызывает надежду на организацию крупными сетями параллельных передач в процессе перехода от одного формата к другому, т.е. транспондеры спутников будут заполняться контентом так же, как было в период перехода от ТВ стандартной четкости к цифровому телевещанию.Каждое обсуждение на этом мероприятии излучало оптимизм - за исключением одного.Ближе к концу обсуждения финансовой тематики, во время заседания, посвященного распространению ТВ, на которое не явилась половина запланированных спикеров, две крупные компании – распространители контента (включая рекламу) решительно воспротивились общему благостному настроению.И Билл Tillson (Bill Tillson), исполнительный председатель находящейся в Атланте компании Encompass Digital Media, и Дэвид Кроуфорд (David Crawford), управляющий директор направления «Спутник и СМИ» находящейся в Лондоне компании Arqiva (обе компании широко пользуются спутниковыми частотами), заявили, что ситуация в телевидении меняется гораздо быстрее, чем даже они предсказывали всего-то год назад, и что это плохая новость для спутникового вещания.Трансляция ТВ сигнала со спутника - единственный коммерческий спутниковый бизнес с подтвержденной долгосрочной рентабельностью. Но в этой отрасли, по крайней мере, если смотреть из Лондона и США, светлого будущего как раз и не видно.Неудивительно, что угроза исходит от нелинейного ТВ и доставки программ по требованию через потребительскую приставку."Год назад я думал, что присутствует хотя бы 10-летний горизонт, что бизнес останется стабильным в течение 10 лет, пусть даже постепенно сокращаясь", сказал Тиллсон о спутниковом телевидении. "На протяжении истекшего года я изменил свою точку зрения."Такое нечасто услышишь от оператора спутниковой группировки, однако Тиллсон сказал, что между 2015 и 2022 годами в Северной Америке закончатся сроки действия 70 % договоров аренды спутниковых транспондеров С-диапазона, перегоняющих ТВ-сигнал на головные телестанции кабельных сетей и по месту нахождения потребителей.Большинство договоров датированы началом 2000-х годов, когда вещатели обычно арендовали емкость на 15 и более лет, т.е. на весь жизненный цикл спутника. Именно такие договоры позволяют операторам спутниковых группировок тратить $ 250 млн или больше на один спутник по крайней мере в течение трех лет, прежде чем спутник начинает генерировать доход."Самое оптимистичное из известного мне заключается в том, что при перезаключении договоров вещательные сети будут арендовать менее 50 процентов прежних объемов емкости, причем в большинстве случаев на срок 10 лет", говорит Тиллсон. "Эффект драматический."Он также сказал, что несколько лет назад он договорился о 18-летней аренде спутниковой емкости, когда в Северной Америке для обслуживания всего потребительского рынка требовалось 16000 кабельных головных станций."Сегодня вы можете обслужить до 90 процентов общего объема рынка с 350 кабельными головными станциями," сказал он. "А на весь рынок нужно 1600 головных станций."Кроуфорд (компания Arqiva) согласился с оценкой Тиллсон «по всем основным тезисам. Обсуждения с нашими клиентами посвящены главным образом различным формам пользовательских приставок (OTT). Спутники считаются само собой разумеющимся элементом, причем весьма зрелым "."Должно измениться ценообразование ", сказал Кроуфорд. "Цены должны пойти вниз, потому что сильно расширилась конкуренция – со стороны ВОЛС, наземной широкополосной связи и - все чаще - от мобильных технологий с LTE. И когда через 5-10 лет придет 5G, это станет очередным этапным изменением»."Мы могли бы иметь ситуацию как 10-15 лет назад с подводным кабелем с его колоссальной избыточной емкостью, приведшей к снижению цен."Каналы второго эшелона теряют зрительскую аудиторию, в связи с чем крупные сети будут в меньшем объеме держать такие каналы. Из этого следует, что крупным спутниковым клиентам понадобится меньше мощности, сказал Тиллсон.Выступая 14 сентября на брифинге для журналистов и на презентации 10 сентября в пресс-конференции IBC в Амстердаме, Фердинанд Кайзер (Ferdinand Kayser) , коммерческий директор оператора спутниковой группировки SES-Люксембург, попытался оценить факторы, мешающие росту.Даже в Соединенных Штатах, где пользование ОТТ превышает показатели многих важнейших рынков, в 2014 году домохозяйства смотрели линейное телевидение в среднем 296 минут в день. Среднедневные показатели несколько уменьшились за последние год-два, но не намного.Нелинейное телевидение в соответствии со статистикой SES, основанной на данных EURODATA TV, в 2014 году составило 26 минут в расчете на одно американское домохозяйство.