Рынок запуска малых спутников достигнет 62 млрд долларов США к 2030 году

2018-07-12
По оценкам экспертов, к 2030 году спрос на запуск малых спутников, как для установки новых, так и для замены старых, вырастет до 11 631 единиц. По данным недавнего отчета компании Frost & Sullivan «Рынок запуска малых спутников, 1-й квартал 2018 г., прогноз до 2030 г.», этот спрос прежде всего возникнет со стороны коммерческих операторов группировок и достигнет отметки 62 млрд. долл. США. В этом отчете дана подробная оценка спроса и предложения по запуску малых спутников, исходя из опыта операторов, классов полезной нагрузки и пользовательских сегментов. В нем содержится прогноз относительно количества малых спутников, полезной массы и доходов, полученных в результате запуска, на основании установленных сценариев.Увеличение такого спроса является результатом превращения малых спутников из платформы для демонстрации технологий в доступные услуги по распределению нисходящих потоков в рамках всей отрасли. Более 30 коммерческих операторов наращивают пропускные способности малых спутников и планируют создать крупные группировки на низкой околоземной орбите (НОО) для обеспечения недорогой визуализации и доступных решений для установления глобальной связи. В настоящее время только двум коммерческим операторам удалось либо полностью, либо частично установить на орбите свои группировки. Остальные операторы находятся на этапе испытаний и разработки и намерены создать полноценные группировки спутников в течение следующих трех – пяти лет. Малые спутники имеют срок службы от двух до пяти лет. Таким образом, для поддержания полностью рабочих группировок потребуется регулярный запуск малых спутников.Большинство коммерческих операторов малых спутников являются новыми игроками из Северной Америки и Европы, из них около 50% из США, 10% из Канады и 25% из Европы. В то время как более 40% от общего числа операторов планируют предложить доступные решения по наблюдению Земли, более 21% сосредоточены на решениях для узкополосного Интернета вещей (IOT) и межкомпьютерной связи (M2M) в ответ на переход различных отраслей к цифровым технологиям.Операторы группировок малых спутников все еще сталкиваются с серьезными проблемами, стремясь удовлетворить растущий спрос. К ним относятся ограниченное число предложений по запуску, медленные темпы производства подсистем и спутников и недостаточная инфраструктура наземных станций. Тем не менее, очевидно, что эта отрасль развивается ускоренными темпами, чтобы удовлетворить потребности в малых спутниках по всей цепочке создания ценности.Растущая потребность в недорогих услугах запуска спутников по запросуСуществующие услуги запуска удовлетворяют только около 52 процентов совокупного спроса. В настоящее время большинство операторов спутниковой связи попадают в космос с помощью больших ракет-носителей путем их совместного использования для запуска собственных спутников в качестве вторичной полезной нагрузки. Однако, при этом их миссии зависят от основной полезной нагрузки. Кроме того, период ожидания запуска колеблется от шести месяцев до двух лет. Вследствие этого возникает неудовлетворенная потребность в запуске спутников по требованию среди операторов малых спутников.Зная о растущем спросе, многие разработчики ракет-носителей и новые игроки инвестируют в развитие недорогих ракет-носителей, предлагающих запуск по требованию для операторов малых спутников. Сейчас разрабатывается более 40 ракет-носителей с полезной грузоподъемностью менее 2 тонн, которые будут введены в эксплуатацию в течение следующих двух – четырех лет.Ориентация на расширение серийного производства малых спутников и их подсистемМалые спутники создают значительные рыночные возможности для большого объема производства спутников и их подсистем. В соответствии с «Оценкой цепочки ценности малых спутников 2017 г.» компании Frost & Sullivan, в рамках которой было проанализировано более 300 компаний по всей цепочке создания ценности, более 90% производителей малых спутников находится в Северной Америке и в европейском регионе.В то время как большинство производителей сосредоточены лишь на одном классе малых спутников, около 50% североамериканских и 30% европейских коммерческих производителей расширяют свои мощности для производства более чем одного типа малых спутников с целью расширения возможностей получения прибыли. Только 10% производителей малых спутников регулируют темпы производства таким образом, чтобы они отвечали бизнес-модели операторов группировок малых спутников. Ключом к решению текущих производственных задач является оптимизация, стандартизация и развертывание серийного производства спутников и соответствующего оборудования.Нововведения в наземных операцияхОсновными преимуществами, которые предлагают операторы спутниковых группировок, является визуализация в реальном времени и обеспечение бесперебойной глобальной связи с использованием большого числа спутников, размещенных на низкой околоземной орбите (НОО). Для получения изображений в реальном времени спутники должны находиться практически в постоянной связи с наземными станциями, расположенными по всему миру. Это связано, прежде всего, с двумя факторами: во-первых, загрузка изображений почти в реальном времени и, во-вторых, ограничение хранения данных на борту и полезной нагрузки. Для обеспечения бесперебойной глобальной связи спутники должны быть постоянно подключены к наземным шлюзам.Эти требования привели к тому, что спутниковые операторы, поставщики услуг наземных станций и агрегаторы услуг увеличивают инвестиции и поддерживают инновации в наземный сегмент. С одной стороны, действующие игроки расширяют свои сети наземных станций по всему миру, а с другой стороны, новые игроки развивают облачные платформы-агрегаторы, интегрируя простаивающие мощности существующих наземных станций.Эти инновации/разрывы по всей цепочке ценности помогут глобальному рынку услуг по запуску малых спутников достичь прогнозируемой прибыли 62 млрд. долл. США в период с 2018 по 2030 годы.