Рецессия в сегменте ГСО: комментарии руководителя Boeing

2017-08-07
В последние годы производители во всем мире отмечали значительный и неуклонный спад активности в данном сегменте рынка. Так, если еще совсем недавно производители спутников продавали 20-25 геостационарных аппаратов в год, то в 2016 году объем заказов упал до 17 штук. Текущий год, который Спивак охарактеризовал как "пока что довольно слабый", тоже обещает вялый спрос, и в ближайшем будущем эта тенденция, по его мнению, скорее всего, сохранится.Спивак отметил два фактора, критичных для этой рецессии. "Во-первых, некоторые системы спутников с высокой пропускной способностью (HTS), особенно Viasat, ощутимо снижают стоимость передачи данных. Это побуждает людей корректировать свои бизнес-планы", — утверждает он, так как компаниям приходится пересматривать свои ценовые ориентиры ввиду доступности более дешевых ресурсов.Во-вторых, заявляет Спивак, операторы всё менее охотно идут на крупные инвестиции по мере того, как обретает форму тенденция создания систем ИСЗ, работающих на негеостационарной орбите (НГСО). Компании начинают осознавать потенциальные преимущества гибридных систем, отметил Спивак, особенно тех, в которые заложены приложения, управляемые данными — например, для игр или банковских сервисов, которые могут извлечь значительную пользу из сокращения периода ожидания спутников на околоземной орбите (ОЗО). "Думаю, это заставит операторов пересмотреть свои привычки в плане закупок", — добавил он.Всё же некоторым бизнес-моделям попросту тяжело бороться с экономичностью геостационарного аппарата, продолжил Спивак, и чтобы удовлетворить потребности этих операторов, Boeing работает над расширением функциональных возможностей своих систем. Так, недавно компания запатентовала технологию встроенного тестирования (BIT), которая позволяет ее цифровой полезной нагрузке автоматически закольцовывать определенные сигналы и тестировать саму себя, экономя трудозатраты, сокращая время тестирования и в итоге значительно сокращая графики поставок.Другой патент, тоже недавно полученный компанией, относится к процессу сборки спутников семейства Small Platform (SP), который позволяет запускать две полезные нагрузки одновременно. Eutelsat и ABS в числе первых поддержали данную технологию, запустив совместно Eutelsat 117 West B и ABS 2A в объединенной миссии SpaceX .Также Спивак упомянул полностью электрические двигательные установки и 3D-печать, назвав их революционными технологиями, которые Boeing активно внедряет в свой космический бизнес. "Мы делаем их частью стандартных конструкторских процессов", — сказал он.Спивак уверен, что цифровая полезная нагрузка обеспечит актуальность спутников Boeing на много лет вперед. В отличие от других аналогов, цифровая полезная нагрузка вкупе с фазированными антенными решетками (ФАР) позволит операторам отслеживать наземные станции, менять форму лучей и широту полосы пропускания по своему усмотрению. "Операторы больше не будут привязаны к фиксированной зоне покрытия и широте полосы пропускания на все 15 или 20 лет службы спутника", — сказал он.Спивак подчеркнул, что Boeing также стремится поддерживать "высокую степень общности" между технологиями, используемыми в спутниках ГСО и системах НГСО. Эта стратегия не только поможет оттеснить производителей мини-спутников, вторгшихся на рыночную территорию Boeing, но и, по его словам, "повысить доступность, снизить стоимость передачи данных, упростить строительство аппаратуры". Кроме того, это дает фирме возможность квалифицировать свои производственные и испытательные процессы в более крупных масштабах, что будет весьма кстати, поскольку Boeing лелеет идею о запуске своей собственной группировки широкополосных спутников на ОЗО.И всё же, несмотря на ослабление интереса к ГСО, Спивак уверен, что бизнес-модели, построенные на использовании этих аппаратов, продолжат существовать, и не считает, что уменьшение числа заказов на геостационарные спутники говорит о состоянии всей отрасли в целом. По его словам, операторы берут паузу для перекройки своих стратегий с учетом стремительных темпов инноваций, однако возможностей для роста остается предостаточно. "Вскоре мы будем наблюдать всеобщее стремление эффективно использовать полосы пропускания, — сказал Спивак. — Мне кажется, сейчас есть огромный рыночный потенциал для развития сетей и повышения ценности услуг для потребителей".