Роль спутниковых коммуникаций в регионе сложно переоценить: пока это единственный доступный источник связи на 4,5 млн км² Арктической зоны. У десятков тысяч человек — жителей удаленных районов, не обеспеченных оптоволокном, у вахтовиков, занятых на арктических производствах, ученых в экспедициях на Крайнем Севере, экипажей судов на Севморпути — альтернативы спутнику пока нет. При этом всем им нужна качественная связь с близкими, телевидение, доступ в интернет, возможность пользоваться государственными и другими полезными сервисами.
И ФГУП «Космическая связь» уже сейчас практически полностью закрывает эту потребность. У ГП КС самое большое покрытие региона: 7 из 13 космических аппаратов геостационарной группировки ГП КС («Экспресс-АМ7», «Экспресс-АМ6», «Экспресс-80», «Экспресс-103», «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7») охватывают 99,2% его территории. Спутники компании обеспечивают прием вплоть до 79° с.ш., севернее которого уже нет постоянного населения и физической возможности принимать сигнал с геостационарной орбиты.
«ГП КС активно работает на Северном морском пути, организуя каналы для метеорологических станций, национальных парков и научных центров. Услуги компании на СМП используют 27 судов ледового класса и 12 ледоколов. Кстати, в сети морского VSAT ГП КС обслуживаются 409 кораблей. Мы являемся лидерами по организации спутниковой связи на морских судах, занимая более трети всего рынка. И задача дополнительно обеспечить услугами 200 судов, которые в будущем будут ходить по Севморпути, нас совершенно не пугает», — отметил Алексей Волин.
Генеральный директор ГП КС также сообщил о перспективном проекте использования БПЛА для доставки грузов в труднодоступные и удаленные районы Арктики. «Без спутниковой связи эти аппараты дальше 100 км пролететь не смогут. На Югре уже планируются эксперименты с маршрутами до 1 тыс. км.», - добавил Алексей Волин.
Он также рассказал еще об одном многообещающем проекте, реализуемом компанией, — безэкипажном судовождении. Сейчас ГП КС — единственный российский оператор, имеющий подобный опыт.
«Безэкипажное судовождение требует куда большего трафика. Его своеобразие заключается в том, что там нужен более крупный обратный канал связи с корабля на береговой пункт управления, чем канал связи из космоса на корабль. Потому что надо передавать данные об обстановке. По нашим прогнозам, в ближайшие 5-7 лет число бэзэкипажных судов на Северном морском пути может достичь 20», — подытожил генеральный директор ФГУП «Космическая связь»
«Общий объем необходимой емкости в Арктике — около 5 тысяч МГц. Это позволит обеспечить услугами и постоянно проживающих на этой территории людей, и вахтовиков, и речные и морские суда, и почтовые БПЛА», — добавил Алексей Волин.