ФГУП «Космическая связь» и российские спутниковые операторы провели консультации о внедрении отечественных решений для организации доступа в интернет на самолетах производства Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Мероприятие состоялось в Карачаево-Черкесской Республике с 6 по 9 февраля.
«Авиация — один из сильнейших драйверов индустрии космических коммуникаций: пассажиры сейчас все чаще хотят пользоваться привычными сервисами, даже находясь на высоте нескольких тысяч метров над землей. Качественная связь нужна и экипажу судна на протяжении всего полета. В этом году, согласно правительственной программе развития авиаотрасли до 2030 года, российские авиакомпании должны получить 69 воздушных судов, в числе которых 20 самолетов SJ-100 и 6 — МС-21-310. Поэтому операторам космической связи уже сейчас надо понимать, какие технические решения будут предусмотрены на борту, чтобы обеспечить пользователей надежной связью и высокоскоростным доступом в интернет», — отметил генеральный директор ГП КС Алексей Волин. Он также добавил, что у предприятия большой опыт предоставления подобных услуг в сотрудничестве с международными сервис-провайдерами и авиакомпаниями на глобальном рынке. И ГП КС готово использовать свою экспертизу для развития нового направления на отечественных самолетах.
Подвижная связь в воздухе — одно из наиболее перспективных направлений спутникового рынка не только в России, но и за рубежом. По данным Euroconsult, сейчас более 36 тыс. пассажирских авиалайнеров и бизнес-джетов оснащены бортовым доступом в сеть. Прогнозируется, что это число будет неуклонно расти и достигнет 60 тысяч к 2032 году. По данным агентства, доходы спутниковых операторов от услуг связи в полете вырастут с $350 млн в 2022 году до $1,6 млрд к 2032 году.
Анализ рынка показывает, что сегодня интернет в воздухе как дополнительная платная услуга в большинстве случаев не является отдельным бизнесом. Но обязательное наличие бесплатного интернета на борту превращается в преимущество при выборе компании пассажиром. Поэтому наиболее развитые компании переходят к обязательному наличию этой услуги. Например, Delta Air Lines стала первым перевозчиком с глобальной маршрутной сетью, предложившим бесплатное подключение всем клиентам. С 1 февраля услуги Wi-Fi предоставляются на 500 самолетах Delta, оснащенных спутниковой системой Viasat; к концу 2024 года оборудование будет развернуто по всему флоту американской авиакомпании. Единственным условием для доступа к Wi-Fi является участие в программе лояльности Delta SkyMiles. При этом возможность подключения не зависит от статуса в программе, класса обслуживания или тарифа, по которому пассажир купил свой билет. Самым свежим примером внедрения услуги является ближневосточная авиакомпания Emirates. Буквально на прошлой неделе дубайский перевозчик объявил, что теперь предлагает бесплатный Wi-Fi на борту всем своим клиентам. Для этого надо присоединиться к программе для пассажиров, совершающих частые авиаперелеты.
На перспективный рынок подвижной связи в воздухе в последнее время нацелились и операторы низкоорбитальных группировок. И тут действует простое правило — нишу займет тот, кто первым установит свое оборудование, т.к. переоборудовать самолеты авиакомпании не будут. Хотя наличие интернет-доступа на борту становится все более распространенной услугой у авиакомпаний по всему миру, сертификация одной модели самолета под коммуникационное оборудование обходится недешево, порядка $500 тыс. Поэтому лучше закладывать возможность спутниковых коммуникаций на воздушном судне заранее, на стадии его строительства.
«Авиация — один из сильнейших драйверов индустрии космических коммуникаций: пассажиры сейчас все чаще хотят пользоваться привычными сервисами, даже находясь на высоте нескольких тысяч метров над землей. Качественная связь нужна и экипажу судна на протяжении всего полета. В этом году, согласно правительственной программе развития авиаотрасли до 2030 года, российские авиакомпании должны получить 69 воздушных судов, в числе которых 20 самолетов SJ-100 и 6 — МС-21-310. Поэтому операторам космической связи уже сейчас надо понимать, какие технические решения будут предусмотрены на борту, чтобы обеспечить пользователей надежной связью и высокоскоростным доступом в интернет», — отметил генеральный директор ГП КС Алексей Волин. Он также добавил, что у предприятия большой опыт предоставления подобных услуг в сотрудничестве с международными сервис-провайдерами и авиакомпаниями на глобальном рынке. И ГП КС готово использовать свою экспертизу для развития нового направления на отечественных самолетах.
Подвижная связь в воздухе — одно из наиболее перспективных направлений спутникового рынка не только в России, но и за рубежом. По данным Euroconsult, сейчас более 36 тыс. пассажирских авиалайнеров и бизнес-джетов оснащены бортовым доступом в сеть. Прогнозируется, что это число будет неуклонно расти и достигнет 60 тысяч к 2032 году. По данным агентства, доходы спутниковых операторов от услуг связи в полете вырастут с $350 млн в 2022 году до $1,6 млрд к 2032 году.
Анализ рынка показывает, что сегодня интернет в воздухе как дополнительная платная услуга в большинстве случаев не является отдельным бизнесом. Но обязательное наличие бесплатного интернета на борту превращается в преимущество при выборе компании пассажиром. Поэтому наиболее развитые компании переходят к обязательному наличию этой услуги. Например, Delta Air Lines стала первым перевозчиком с глобальной маршрутной сетью, предложившим бесплатное подключение всем клиентам. С 1 февраля услуги Wi-Fi предоставляются на 500 самолетах Delta, оснащенных спутниковой системой Viasat; к концу 2024 года оборудование будет развернуто по всему флоту американской авиакомпании. Единственным условием для доступа к Wi-Fi является участие в программе лояльности Delta SkyMiles. При этом возможность подключения не зависит от статуса в программе, класса обслуживания или тарифа, по которому пассажир купил свой билет. Самым свежим примером внедрения услуги является ближневосточная авиакомпания Emirates. Буквально на прошлой неделе дубайский перевозчик объявил, что теперь предлагает бесплатный Wi-Fi на борту всем своим клиентам. Для этого надо присоединиться к программе для пассажиров, совершающих частые авиаперелеты.
На перспективный рынок подвижной связи в воздухе в последнее время нацелились и операторы низкоорбитальных группировок. И тут действует простое правило — нишу займет тот, кто первым установит свое оборудование, т.к. переоборудовать самолеты авиакомпании не будут. Хотя наличие интернет-доступа на борту становится все более распространенной услугой у авиакомпаний по всему миру, сертификация одной модели самолета под коммуникационное оборудование обходится недешево, порядка $500 тыс. Поэтому лучше закладывать возможность спутниковых коммуникаций на воздушном судне заранее, на стадии его строительства.