Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Морской VSAT поддерживается спросом на широкополосную связь, несмотря на влияние COVID-19

В докладе NSR «Рынки космической связи в морском секторе», 8-е издание отмечается, что в краткосрочном плане указанные рынки окажутся под воздействием разнообразных факторов, в среднесрочном периоде столкнутся с немалыми трудностями, а в долгосрочной перспективе оцениваются оптимистично.

Прошлый 2019 год принёс хорошие результаты: VSAT используется на 24000 судов, выручка от розницы составила свыше 2,8 млрд долларов США, в связи с чем на начало 2020 года наблюдались первые признаки еще одного сильного года.

Тем не менее, в краткосрочной перспективе массовые остановки производства в связи с пандемией COVID-19, беспрецедентная пауза в круизном секторе и падение цен на нефть привели к значительным сбоям. В то время, как судам и далее требуется команда, они должны перевозить грузы и оказывать необходимые услуги, эти заметные точки активности на данном этапе не могут замаскировать системные риски.

«Морской сектор, пожалуй, является вторым рынком мобильной связи по масштабам воздействия на него COVID-19», - утверждает главный аналитик и автор докладов Брэд Грэди (Brad Grady). «В отличие от авиационной отрасли, в которой большая часть парка в/с находится на земле в ожидании «возвращения в нормальное состояние», в морском секторе все, начиная с круизных лайнеров и заканчивая торговыми судами, остаются в рабочем режиме с командой на борту, выполняющей различные обязанности по эксплуатации, пусть даже в замедленном темпе, если такие обязанности вообще остались. Непосредственный эффект внешнего воздействия заключается в том, что спрос на ёмкость в 2020 году возрастёт на 7% по сравнению с 2019 годом даже при том, что количество единиц обслуживании и выручка от розницы уменьшатся. По мере того, как поставщики услуг запускают или перезапускают программы, ориентированные на благополучие команды, круизные лайнеры выполняют задачу по репатриации членов команды, и все конечные пользователи услуг морского сектора ищут пути и средства, позволяющие безопасно работать в условиях, которые, вероятно, станут «новой нормой»; при этом спрос на связь будет и далее повышаться в расчете на каждое судно. Остаётся вопрос: а сколько судов будут активно эксплуатироваться в течение следующих десяти лет?»

Из пяти основных морских сегментов (торговля, пассажирские перевозки, эксплуатация шельфа, рыбный промысел, досуг) дальше всех от восстановления былых показателей выручки находятся объекты на шельфе: до 2027 года им не удастся восстановить показатели розничной выручки 2019 года по причине проблем цены на нефть в условиях падения спроса на неё. Рынки рыболовства имеют один из самых высоких показателей падения доходов в течение одного года, однако нормативные требования, падающие цены на услуги и снижение стоимости пользования терминалами также сделают рынок рыболовства одним из самых быстрорастущих морских рынков. В сегменте досуга наблюдается значительный и устойчивый рост спроса, поскольку владельцы наслаждаются социальным дистанцированием на своих яхтах. Сегмент пассажирских перевозок столкнулся с самой высокой степенью неопределенности, особенно что касается рынка морских круизов. Суда меньшей вместимости и «нормальная» наполняемость или большие суда с низкой загрузкой? Больше плаваний или меньше плаваний? Несмотря на это, спрос на спутниковые услуги будет продолжать расти.

В целом, даже среди этих стремительных преобразований одна тема совершенно ясна: суда используют технологию VSAT и более высокие скорости предоставления полосы частот. Выручка от розницы в совокупности составляет 34,5 млрд. долл. США, при этом на широкополосные соединения приходится более 80%, спрос на емкость возрастает на 24%, а к 2029 году адресуемый рынок вырастет до более чем 500 000 судов. Всё это признаки того, что долгосрочные фундаментальные основы остаются прочными.
***