Региональные тренды не отличаются от глобальных: спутниковый рынок Азиатско-Тихоокеанского региона

По разным прогнозам, к 2030 году глобальная спутниковая пропускная способность вырастет до 172 Тбит/с (с 39 Тбит/с в 2022 г.), и около 61 Тбит/с этой емкости будет охватывать Азию. Рост спроса серьезный, и операторы готовятся его удовлетворить, несмотря на то, что немалую часть трафика эксперты отдают Starlink. Основные точки роста — широкополосный доступ, в том числе и для авиапассажиров, расширение зоны охвата сотовых сетей. При этом региональные компании уверены, что Starlink и другие операторы низкоорбитальных систем широкополосной связи неизбежно встанут перед необходимостью выстраивания партнерских отношений с локальными игроками.

Новые самолеты — новые подключения

На сектор связи с морскими и воздушными судами ориентируются сейчас все операторы, считая его наиболее перспективным.

Сегодня в мире насчитывается 9 тыс. подключенных самолетов из 28 тыс. бортов, находящихся в эксплуатации во всем мире. По пессимистичной оценке, аналитиков Euroconsult, к 2030 году подключено будет 16 тыс. самолетов, по оптимистичной — 20 тыс. В Азиатско-Тихоокеанском регионе летает около 8,5 тыс. пассажирских бортов, и здесь уровень подключения меньше трети, что намного ниже, чем в среднем по миру, где доминируют американские авиакомпании. Но с другой стороны, в регионе высока скорость обновления авиапарка, что позволяет прогнозировать серьезное ускорение темпов подключения. 61% всех новых самолетов, которые будут построены в течение следующего десятилетия, предназначены для Азии: например, только для индийских авиакомпаний, согласно прогнозу Boeing, потребуется более 2,2 тыс. новых реактивных лайнеров в течение следующих 20 лет.

Как заявлял ранее региональный вице-президент Intelsat по Азиатско-Тихоокеанскому региону Терри Бликли (Terry Bleakley), оператору потребуется вся пропускная способность, которую он может получить. И, скорее всего, ее не хватит, и придется покупать у других операторов.

Генеральный директор Eutelsat Asia Кристоф Казес (Christophe Cazes) в свою очередь подчеркивал особенно высокий спрос на транзитную связь в удаленных сельских районах в связи с внедрением всего спектра услуг 5G.

Вписаться в 5G — вопрос выживания

На рынок выходят гиганты IT-индустрии и рынка сотовой связи, сравнения с которыми не выдерживают даже самые крупные спутниковые игроки. Терри Бликли обратил внимание на то, что полная выручка всей отрасли составляет около $14 млрд, тогда как одна AT&T заработала в 2021 году почти $169 млрд.

Поэтому, считает Бликли, индустрии необходимо интегрироваться в экосистему 5G, в первую очередь, при помощи стандартизации. Например, используя дешевые 5G-модемы, можно стать единым целым с сотовыми сетями.

Региональные операторы наступления низкоорбитальных систем не опасаются

Главный операционный директор Measat Яу Чён Лим (Yau Chyong Lim) отмечал, что спутник — это далеко не всё в успешно работающей сети. В удаленных сельских районах провайдер столкнется с тем, что там банально нет электричества. Вместе с тем именно местные операторы умеют эффективно решать подобные вопросы. Нельзя также забывать и про местную культуру и специфику общения.

Генеральный директор Thaicom Патомпоб Сувансири (Patompob Suwansiri) обращал внимание на местную нормативно-правовую базу как на причину, по которой глобальные компании стремятся к сотрудничеству с азиатскими операторами. Национальные отличия не позволяют выработать единый подход для всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Президент индонезийского спутникового оператора Pasifik Satelit Nusantara (PSN) Ади Адивосо (Adi Adiwoso) при этом посчитал, что успех такого сотрудничества будет напрямую зависеть от той маржи, которую готовы дать глобальные операторы своему партнеру. При ориентировочной стоимости терминала в $500 цена установки может достигать и $1000, что дает местному оператору очень мало пространства для маневра.

Глобальные операторы уходят в регионы

Для глобальных операторов работа в регионе становится отражением их глобальной стратегии, завязанной в первую очередь на новых технологиях, реализованных в том числе на новых космических аппаратах.

Eutelsat проходит все необходимые стадии слияния с OneWeb и осваивает новые космические аппараты. Запуск в этом году одного спутника сверхвысокой пропускной способности (VHTS) позволил оператору вывести свои широкополосные спутниковые услуги на новый уровень. Правда, пока только в Европе. При этом слияние и объединение активов с OneWeb коснется всех рынков. Мультиорбитальные решения — это тот тренд, на который ориентируются все лидеры саткома, и здесь альянс Eutelsat/OneWeb имеет шансы занять лидирующие позиции.

Intelsat в 2022 году сократила долг с $16 млрд до $7 млрд и вышла из стадии финансовой реструктуризации. Также этот оператор получил первую плату от правительства США за расчистку С-диапазона. Оба эти фактора улучшили его финансовое положение, в связи с чем Intelsat получил большую свободу в инвестиционной политике и дальнейшем развитии.

В 2022 году по заказам Intelsat в производстве находилось 12 КА, четыре из которых — программно определяемые. Два из них уже запущены.

Терри Бликли рассказал, что оператор, не афишируя этого факта, подал в МСЭ и FCC заявку на среднеорбитальную спутниковую систему. Давно ожидаемый от Intelsat шаг, поскольку из всех крупных игроков только он пока ограничивался заявлениями о желании реализовать мультиорбитальную стратегию, но до сих пор не совершал в этом направлении никаких реальных шагов. Подачу заявки вполне можно считать началом движения к построению негеостационарной группировки.

Viasat пока только ждет запуска VHTS-спутника, способного изменить его бизнес. Всего таких аппаратов запланировано три, и для азиатского рынка предназначен последний, пуск которого запланирован на конец 2023 года. Каждый из VHTS Viasat добавит оператору 1 Тбит/с. Завершение объединения с Inmarsat не только даст компании мощные активы в области подвижной связи, но и позволит начать реализацию мультиорбитальной стратегии.

Рыночные тренды региона очевидны: мультиорбитальность, мобильность, ориентация на программные решения. И, разумеется, гибкость, обеспеченная программно определяемой полезной нагрузкой. Ряд операторов уверены: гибкость, адаптивность, возможность очень точно географически распределять пропускную способность — главный запрос клиентов в регионе.