Panem et circenses! (Хлеба и зрелищ!)

Обзор рынка телесмотрения по материалам отечественной и зарубежной прессы

Stacks Image 14
Ксения Дроздова, заместитель генерального директора по развитию бизнеса ГП КС
Stacks Image 23
Сергей Плотников, директор департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг ГП КС

Как известно из школьного курса истории, практика раздачи бесплатного зерна римским гражданам и показа дорогостоящих цирковых представлений за счет госбюджета, начатые Гаем Семпронием Гракхом в 123 году до нашей эры, исправно и широко применяется до наших дней и служит прекрасным инструментом сохранения стабильности государства в смутное время.

Особенно этот «инструмент» актуален во время эпидемий, когда ворота «города закрыты» и граждане должны сохранять спокойствие. Обойдем стороной тему «хлеба», о которой пишут сегодня все общественно-политические издания, и сконцентрируемся на «зрелищах», без которых было бы невозможно удержать население половины земного шара на карантине, чтобы не мешать врачам делать свою тяжелую и ответственную работу.

В отличие от древних римлян, для которых Колизей и общественные бани были инстаграммом, фейсбуком, газетой и центром связей с общественностью, наши возможности коммуникаций значительно многообразней: телерадиовещание, интернет, подвижная и фиксированная связь на базе мобильной, волоконной или спутниковой инфраструктуры. В 2018 году общий объем дохода мирового телекома, по разным оценкам, составил порядка 1,5 триллионов долларов США. Благодаря современным средствам связи мы имеем повсеместный доступ к «зрелищам» и набор их безграничен. По оценкам «Ренессанс Капитал», только сетевой трафик российского телекома (ШПД, мобильная) вырастет в ближайшем будущем до 30% в зависимости от региона страны.

В последние годы было много разговоров об изменении рынка телевидения и медиа. С одной стороны, эксперты признавали тот факт, что существующие модели продвижения контента и сервисов с появлением новых технологий и изменением формата потребления умирают. С другой стороны, крупные операторы связи и медиа холдинги воздерживались от серьезного пересмотра стратегий, полагаясь на привычные механизмы. Однако, глобальный мировой экономический кризис, связанный с пандемией коронавируса, расставляет все по своим местам.

Социальное дистанцирование, самоизоляция и меры, направленные на подавление пандемии, радикально меняют коммуникационное поведение миллиардов людей в мире. Американский Netflix сегодня отчитался, что в первом квартале 2020 года он заработал более 700 млн долларов, в 1,65 раза увеличив базу подписчиков только за два последних месяца (15,8 млн подписок) за счет зрителей в Европе, Африке и странах Ближнего Востока. Спрос на сервис настолько велик, что в марте Netflix был вынужден понизить качество видео в Европе, чтобы не перегружать интернет-инфраструктуру. В период пандемии компания наняла 2000 новых сотрудников в отдел поддержки клиентов. Однако современные зрители, как и в Древнем Риме, постоянно требуют новизны. Удержать внимание зрителя очень сложно – и тут коронавирус, который способствует росту количества подписчиков, играет злую шутку: карантин вынудил Netflix приостановить производство новых фильмов и сериалов, а Universal и Disney, в стремлении нарастить абонентскую базу собственных площадок, разрывают контракты с Netflix. Российский «Ростелеком» отметил кратный рост смотрения эфирного телевидения, а просмотр кино и сериалов из видеотеки вырос в пять раз. Было выложено много бесплатного контента, а рост платного составил 80%. Доля потокового вещания в мире в общем телевизионном времени подскочила до 23%, по сравнению с 14% аналогичного вещания периода 2019 года. По времени просмотра лидирует «YouTube Kids» - после закрытия школ в марте 2020 года кратно возросло потребление детского контента.

Несомненно, что рост объемов потребления контента связан с эпидемией Covid-19. Зрители жаждут новостей и развлечений. Рейтинговое агентство США «Nielsen» фиксирует, что в период карантина на 60% увеличились просмотры телевидения: «в краткосрочной перспективе просмотр традиционного телевидения и использование услуг SVOD выросли, однако просто сказать, что это «хорошо» для телевизионной индустрии нельзя, - говорит Ричард Бротон, директор по исследованиям в Ampere Analysis. «Любое ослабление экономики, вызванное воздействием коронавируса, неминуемо повлечет за собой изменение моделей потребительских расходов на товары и услуги, и, несомненно, окажет негативное влияние на рекламный рынок." Он также говорит о том, что в момент известных экономических спадов, потребители чаще всего отказываются от использования платной ТВ, что вполне логично. «Во время последней рецессии падение наблюдалось на рынке кино, DVD/BD [Blu-ray Disc] и сегменте рекламного видео. Платное телевидение пострадало чуть позже, хотя первоначально наблюдался рост телесмотрения. Сейчас мы тоже наблюдаем кратковременное увеличение подписчиков OTT, но эта ситуация вероятно продлиться до момента наступления бОльшего экономического ущерба напрямую домохозяйствам. В долгосрочной перспективе вероятно будет наблюдаться спад потребления ТВ." Например, «Digital TV Research» полагает, что в период между 2019 и 2025 гг. количество домохозяйств, активно потребляющих ТВ, в 16 странах Европы сократится. Количество домохозяйств в Восточной Европе за последний год уже сократилось на 2,2 млн. В 2025 году на Россию будет приходиться половина абонентов платного телевидения в Европе, но, прогнозируется, что в период с 2019 по 2025 год она потеряет 2,91 миллиона абонентов этого сегмента. Другими словами, ряд экспертов полагает, что нынешний рост будет иметь краткосрочный характер и связывает это с общим обеднением домохозяйств и обилием конкурентного предложения.

В 2020 году прогнозируется снижение, как минимум на 10%, доходов от продажи рекламы – питательной среды вещателей. Сжатие рынка рекламы является следствием секвестра маркетинговых бюджетов компаний на фоне пандемии. Это означает, что из медиа индустрии вымываются средства на производство контента. В России в 2019 года на телевизионную рекламу было потрачено порядка 175 млрд руб., что на 6% меньше, чем годом ранее. Телекомпании ожидают, что в апреле текущего года рынок ТВ-рекламы потеряет до 25% доходов. В конце 2020 года падение рекламного рынка ожидается на уровне 30-35%. Прогнозируется, что единственным рекламным сегментом медиа, который покажет рост, останется интернет (увеличение на 2%).

В связи с пандемией по всему миру отменены все офлайн мероприятия: выставки, фестивали, конференции, концерты. Однако, многие из них переходят в он-лайн формат. Одним из новейших трендов «зрелищ» стал сервис «events online». Современные технологии вполне позволяют это делать. Например, ассоциация «Broadcasting&Media» (IABM) запустила виртуальную платформу, которая представляет собой единый портал взаимодействия и продвижения продуктов компаний, входящих в состав цепочки ВАМ (Broadcasting&Media). Платформа стала имитацией (виртуальной версией) полноценной международной выставки - площадки для представления своей компании, продуктов и услуг, взаимодействия, конференций, обмена опытом, и т.п. Для пользователей площадка интересна тем, что вход на эту выставку возможен 365 дней в году без праздников и выходных. Доступ к новинкам, что называется, по их готовности. Независимые дистрибьюторы контента уже рассматривают возможность создания виртуального кинорынка, который будет включать в себя все сервисы, доступные в реальном выставочном мире.

В связи с переносом и отменой огромного количества традиционных спортивных мероприятий в 2020 году наблюдается спад в сегменте прямых трансляций. Еще одним новым трендом этой весны стал «киберспорт». Киберспорт, базирующийся на традиционном спорте, составляет небольшую часть экосистемы, которая в 2019 году оценивалась в 923 млн. американских долларов. Киберспортивное сообщество привлекает новых поклонников из числа обычных спортивных зрителей проведением своих турниров в реальном времени. Взаимодействие киберспорта с вещателями спортивных каналов, которые в период «#оставайсядома» должны заполнить контентом программную сетку своих телеканалов, значительно повышает для СМИ ценность киберспортивных прав. Традиционные виды спорта превращаются в виртуальные симуляции. Например, компания NASCAR запускает серию автогонок на виртуальной трассе Хомстед-Майами с участием действующего чемпиона NASCAR Cup Series Кайла Буша; виртуальная платформа для бега «Zwift» в 2020 году планирует добавить к соревнованиям по бегу на виртуальной трассе, таким как «Tour of Watopia», еще и велогонку. Консалтинговая компания «Futuresource Consulting» ожидает увеличения количества просмотров игровых потоковых сайтов «Amazon Twitch», «YouTube Gaming» и «Microsoft Mixer». Сообщается, что количество зрителей на этих платформах уже выросло на 12% по сравнению с мартом 2019 года.

Аналитики рынка едины, пожалуй, в одном - к концу 2020 года мы увидим совершенно новый ландшафт телекома, и ряд компаний вынуждены будут уйти с рынка. Мы продолжим публиковать обзоры новинок, чтобы наши партнеры и заказчики имели возможность найти для себя интересные креативные идеи, которые сделают эффективней работу их творческих коллективов.

Специально для satcomrus.ru
0 Понравилось
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных