Новые условия и стратегии спутникового рынка

Новые условия и стратегии спутникового рынка

Источник: Satcomrus

В сложных экономических условиях, когда на текущий кризис спутниковой отрасли наложилось влияние пандемии, меняется общая картина: возрастает роль некоторых ранее менее значимых факторов, и появляются новые привлекательные стратегии.

Стратегические партнерства

Эту стратегию эксперты считают одним из самых действенных методов повышения эффективности сервисов спутникового интернет-доступа. В качестве характерного примера можно рассматривать действия шведского оператора Ovzon, создающего собственную геостационарную спутниковую систему широкополосного интернет-доступа. Этот оператор изначально несколько выделялся из общего ряда тем, что ориентировался на малые космические аппараты. Впервые о том, что небольшие и относительно дешевые спутники позволяют запустить сервис при гораздо меньших затратах, начали говорить около двадцати лет назад. Но только сейчас появился оператор, который решил всю свою стратегию развития построить на малых аппаратах. Для этого должны были сойтись несколько факторов: во-первых, характеристики малых КА позволили говорить о полноценном широкополосном сервисе. Во-вторых, ситуация в спутниковой отрасли буквально заставила разработчиков космической техники искать новые пути сохранения своего бизнеса, и одним из них стала разработка малых аппаратов. Ovzon рассматривает такой подход как компромисс между крупными геостационарными спутниками высокой пропускной способности и низкоорбитальными группировками.

Запуск первого спутника Ovzon запланирован на вторую половину 2021 года, и, в ожидании собственной емкости, оператор арендует ее у своих коллег по бизнесу. Для реализации сервиса в Европе и на ближнем Востоке Ovzon арендует емкость у греческого оператора Hellas-sat. Учитывая, что сам Hellas-sat принадлежит оператору из Саудовской Аравии Arabsat, это сотрудничество носит более широкий характер.

Также в августе этого года Ovzon заключил с оператором Intelsat четырехлетнее соглашение об использовании космических аппаратов Intelsat-39 и Intelsat-37, первый из указанных космических аппаратов позволит развивать сервис в Атлантическом регионе, а второй — в Африке и Азии, наиболее перспективных регионах для спутникового ШПД. В свою очередь, Intelsat планирует позже использовать мощности Ovzon-3.

По аналогичной схеме строится сотрудничество Ovzon с испанским оператором Hispasat, что позволяет развивать сервис в Европе.

Столь широкое сотрудничество с другими операторами имеет одну цель — начать получать доходы до запуска своего первого аппарата. Такой подход пока нечасто используется в области космической связи, но, по мнению экспертов, он, являясь частью более общей тенденции к стратегическому партнерству с другими игроками, в сложных экономических условиях будет применяться все чаще.

Оператор мобильной спутниковой связи Inmarsat заключил долгосрочное соглашение с Hughes Network Systems с тем, чтобы использовать в Северной Америке емкость Hughes для работы широкополосного сервиса Ка-диапазона Inmarsat Global Xpress с самолетами. Для полноценного развития сервиса IFC (In-Flight connectivity) в Северной Америке оператору не хватало емкости Ка-диапазона, и спутники Hughes были привлечены к работе сервиса GX. По общему признанию, основным стимулом здесь стало приобретение провайдера услуг IFC Gogo спутниковым оператором Intelsat. Данная сделка тут же выводила Intelsat на ведущие позиции в секторе IFC в Северной Америке. К тому же стало очевидным, что емкость Intelsat для IFC сервисов других провайдеров станет гораздо менее доступна. Руководство Inmarsat посчитало недопустимым отдать без борьбы ключевые позиции в этом секторе (несмотря на его падение в результате пандемии) и озаботилось наличием емкости для собственных сервисов IFC.

В отрасли IoT Inmarsat вошел в стратегическое партнерство с американским спутниковым оператором IoT Orbcomm: в конце октября компании объявили, что они продлят свое глобальное соглашение по IoT как минимум до 2035 года. Компании будут сотрудничать в разработке продуктов и распространении спутниковых услуг IoT, телематических устройств и решений. Сейчас Inmarsat и Orbcom начали работать по проекту OGx, по реализации которого на рынок будут выставлены два новых предложения. Первое — услуга с высокой скоростью передачи данных, почти в 40 раз быстрее, чем существующая услуга Inmarsat IsatData pro. При этом будет осуществляться двусторонний обмен короткими пакетами данных для отслеживания, мониторинга и управления фиксированными или мобильными объектами во всем мире. Существующие терминалы IDP Orbcomm со схожим функционалом могут быть удаленно обновлены до услуги OGx. Коммерческий старт этого продукта ожидается в 2022 году.

Второе предложение в рамках проекта OGx — энергоэффективный спутниковый терминал, способный поддерживать ежедневный обмен данными в течение нескольких лет, питаясь от батареи AA.

С помощью OGx создатели планируют эффективно конкурировать с IoT приложениями, работающими в сотовых сетях.

Рефинансирование и сокращение расходов

Ожидается, что рефинансирование и более жесткий контроль над расходами смогут стать одним из факторов оживления спутникового сектора на фоне общего ослабления экономики в условиях пандемии.

Orbcomm активно работает над тем, чтобы снизить вдвое проценты по долгу, которые он в настоящее время выплачивает, сообщает Connectivity Business со ссылкой на заявление генерального директора компании Марк Айзенберга. И по словам Айзенберга, рефинансирование долга, вероятно, окажется одним из центральных трендов спутниковой индустрии. Второй явно выраженной тенденцией является сокращение расходов. Но Айзенберг отметил, что за исключением небольшого сокращения персонала в нефтегазовом бизнесе, Orbcomm больше не сокращал своих работников во время пандемии COVID-19. Он больше опирался на другие способы экономии: сокращение расходов на поездки и развлечения, на оплату непрофильных услуг, предоставляемых сторонними организациями,
и на маркетинг.

Iridium Communications также намерен пересмотреть условия кредита, как говорится в сообщении компании о финансовых результатах за 3 квартал 2020 года. Пересмотр может привести к сокращению долга на $8 млн.

Новые факторы в космическом страховании

Страховой космический бизнес, серьезно пострадавший в 2018-2019 годах получил некоторый толчок в виде больших заказов спутников С-диапазона американскими операторами, сделанных для компенсации перераспределения части С-диапазона в пользу сетей 5G. Так как эти страховки будут скорее всего объединены в общие пулы, то они принесут большую прибыль андеррайтерам.

Но в космическом страховании появилось два фактора, влияние которых пока никто не может достоверно просчитать, настолько достоверно, чтобы это можно было облечь в цифры страховых взносов и страховых выплат. Это возросшая опасность столкновений и все повышающийся интерес к кибербезопасности спутников. Страховщики не знают, страховать ли (а если да, то на каких условиях) многоспутниковые негеостационарные системы от столкновений (вероятность которых стремительно повышается с ростом количества запущенных аппаратов). А также неизвестно, как страховать цифровые спутники с управляемой полезной нагрузкой от стороннего вмешательства. Регулятор Великобритании уже поручил всем страховщикам, находящимся под юрисдикцией этой страны, разработать правила страхования случаев нарушения кибербезопасности.

Перечисленные выше факторы не единственные, которые начали влиять на развитие спутникового рынка, и не единственные перспективные стратегии. Но эти стратегии уже начинают благотворно сказываться на инвестицио
12/11/2020
0 Понравилось
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных