Скоро в школу и в онлайн

Источник: Satcomrus
Переход на дистанционное обучение, которые пережили все образовательные учреждения в мире, все учащиеся и их родители, проходил крайне непросто для всех участников процесса. Помимо чисто учебных и педагогических проблем, большое количество людей столкнулось с техническими аспектами дистанционки, а именно — недостаточно качественным интернет-доступом. Наступает новый учебный год, и проблемы остаются все те же. Смогут ли спутниковые технологии помочь в их решении?
В Северной Америке проблемы с интернет-доступом для дистанционного обучения вызвали самый мощный резонанс. Региональные СМИ в США полны одинаковых историй (https://www.consumerreports.org/broadband/back-to-school-help-for-students-without-internet-digital-divide/ ), (https://www.wcpo.com/news/back-to-school/rural-kentucky-mom-cant-get-reliable-home-internet-so-she-works-in-her-truck): телеком-компания не прокладывает оптоволокно в населенный пункт по причине полной невыгодности процесса. Даже если ВОЛС пролегает в 500 метрах от дома, за оставшиеся метры провайдер назначает цену в десятки тысяч долларов.

Как правило, спутниковый интернет в подобных материалах (https://www.desertsun.com/story/news/2020/08/20/palm-springs-area-students-return-school-some-lack-reliable-internet/3366582001/ ) относится к дорогим и не удовлетворяющим по своим техническим данным пользователя на удаленной работе, имеющего двух детей на дистанционном обучении. VSAT-провайдеры США ввели скидки на время пандемии, но они заканчиваются как раз в сентябре, когда начинается новый учебный год. Самый популярный тарифный план — в районе $80 за скорость 5-7 Мбит/с — не удовлетворяет выросшие запросы, а тот, который предоставит достаточяно трафика для родительской удаленки и детской дистанционки, стоит около $200.

Некоммерческая организация, ставящая целью улучшение жизни детей (и, в частности, их образования), вместе с консалтинговой компанией Boston Consulting подготовила отчет (https://apnews.com/7f263b8f7d3a43d6be014f860d5e4132 ), в котором говорится, что около 3 миллионов учащихся не имеют возможностей для домашнего обучения — у них нет либо соответствующей техники, то есть компьютеров, либо адекватного интернет-доступа. То же самое касается и 10% американских преподавателей. Причем, существует неприятный для современной Америки перекос: если из домов, населенных белыми американцами, 18% не имеют возможности для дистанционного обучения, то в домах, где живут чернокожие, эта доля вырастает уже до 30%. Также статистика за несколько лет говорит о том, что учащиеся, имеющие хороший ШПД, стабильно получают более высокие баллы.

Поэтому ощутимая часть средств из тех, что выделяется согласно принятому закону о поддержке экономики и жизни страны в период пандемии — Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security (CARES) Act, — выделяются образовательным учреждениям на преодоление цифрового разрыва. На эти средства закупаются компьютеры для малоимущих семей и организуется им бесплатный интернет-доступ. Например, в рамках этой программы в Чикаго бесплатный доступ получат 100 000 студентов как минимум на четыре года. В Техасе $200 млн выделено на то, чтобы до начала учебного года передать ученикам более миллиона планшетов и ноутбуков, а также организовать для них 480 000 точек доступа Wi-Fi.

Многие американские библиотеки перешли на круглосуточный режим работы, чтобы обеспечить интернет-доступом большее количество людей. Во многих штатах на парковках поставили мобильные точки доступа, давая возможность людям работать и учиться, не выходя из автомобилей.

В этом контексте спутниковый интернет все чаще идет в комплекте со словами «медленный» и «дорогой», но при этом игроки VSAT-рынка резонно заявляют, что именно эта технология позволит в кратчайший срок обеспечить высокоскоростным интернет-доступом удаленные регионы. И задача эта сейчас как никогда актуальна, обращают внимание они, поскольку, начиная с конца августа многие миллионы школьников и студентов вернуться к своему дистанционному обучению.

Джим Эстеп, президент и главный исполнительный директор Консорциума Фонда высоких технологий Западной Вирджинии (West Virginia High Technology Foundation Consortium), выразил надежду, что официальные лица штата начнут настаивать на более активном использовании спутниковой широкополосной связи, особенно в сельских и горных районах, где прокладка ВОЛС слишком затратна (https://www.wvnews.com/news/wvnews/tech-officials-discuss-possibility-of-satellite-broadband-expansion-in-west-virginia/article_63b6712b-50c6-52c1-b62e-74e9194530fe.html). К тому же Эстеп поднимает два вопроса, которые очень хочется задать и российским регуляторам: во-первых, кто будет оплачивать эксплуатацию наземной сети, особенно не в самых мягких условиях? Во-вторых, говорит Эстеп, оператор при государственной федеральной поддержке (или поддержке штата) прокладывает ВОЛС в каком-либо региона и становится там бесспорным монополистом. Что в итоге не идет на пользу абонентам.

Стивен Хилл, президент Вашингтонской ассоциации спутникового вещания и связи (Satellite Broadcasting & Communications Association) обращает внимание на тот факт, что большинство жалоб на системы спутникового Интернета относятся к VSAT не то что предыдущего поколения, а самых первых систем, поступивших на рынок. За прошедшее с их продажи десятилетие, замечает Хилл, технологии спутникового Интернета серьезно ушли вперед. В той же Западной Вирджинии около 40 000 пользователей спутникового интернета, и подавляющее большинство из них качество услуги устраивает.

Для некоторых жителей штата Юта спутниковый интернет стал единственной возможностью быстро получить интернет-подключение (https://moabtimes.com/2020/05/01/where-is-broadband-available-in-moab/). Жители пользуются услугами провайдера HughesNet, предоставляющего скорость доступа до 25/3 Мбит/с с ежемесячными лимитами от 10 Гб до 50 ГБ. При этом, например, единственный в регионе оператор фиксированной беспроводной связи предлагает скорости доступа 15/3 Мбит/с.

Сотовые операторы предлагают 20/3 Мбит/с, но отмечаются очень низкие лимиты, недостаточные для полноценной работы и учебы.

Но у американского классического VSAT нет шансов попасть в госпрограмму, поскольку Федеральную комиссию США по связи (FCC) не устраивает большая спутниковая задержка. Правда, остается еще один неудобный вопрос, к которому подводят игроки американского рынка: а чем так помешает эта самая задержка при дистанционном обучении?

В Канаде жителям удаленных регионов пришлось подключаться к спутниковому Интернету после начала пандемии. В условиях дистанционного обучения и удаленной работы 20Гб в месяц, которые дает провайдер, требуют очень экономного расходования трафика (https://www.guelphtoday.com/wellington-county/rural-internet-issues-put-in-sharper-focus-during-pandemic-2317681). 50 Гб в месяц с гарантией хватает на двух работающих и двух учащихся членов семьи, но это требует дополнительных $200 в месяц. Отмечается тот факт, что людям (особенно учащимся) крайне трудно при ограничении трафика расставить приоритеты в его распределении.

Ситуацию в стране усложняет тот факт, что провайдер спутникового интернет-доступа XploreNet из-за технических проблем с космическим аппаратом с 31 декабря отключает часть территории от услуги (https://mobilesyrup.com/2020/08/20/xplornet-to-shut-down-satellite-internet-service-in-haida-gwaii-b-c/). Некоторые населенные пункты не имеют альтернативного подключения, а компания заявила, что у нее нет жестких обязательств обслуживать ту или иную территорию.

Спутниковое ТВ как паллиатив

Там, где нет возможности обеспечивать интернет-доступ, используется спутниковое телевидение, например в Курдистане (https://reliefweb.int/report/iraq/new-satellite-tv-education-channel-will-support-15-million-learners-kurdistan-region), где запущен спутниковый телеканал для поддержки школьного обучения. Его зрителями станут около 1,5 миллиона курдских детей. Аналогичные телеканалы планируется запустить в Ираке и ряде африканских стран.

Министр образования Ямайки Карл Самуда заявил, что Министерство образования, молодежи и информации страны в рамках программы дистанционного обучения eHomeSchool запустило телеканал ReadyTV для доставки учебных программ тем студентам, кто не имеет доступа к интернету (https://jis.gov.jm/education-ministry-signs-mou-to-enhance-learning-for-all-children/). Также при правительственной поддержке будет обеспечен спутниковый интернет-доступ более чем 31 000 учащихся , проживающих в 300 удаленных поселениях.

Россия: по заранее разработанному плану

В России, как и везде, пандемия выявила ряд проблем с коммуникационной инфраструктурой и интернет-доступом для онлайн-обучения (https://omsk.aif.ru/society/education/omskaya_prokuratura_vyyavila_61_narushenie_pri_distancionnom_obuchenii) . Особенно это проявилось в малых населенных пунктах, где операторам невыгодно инвестировать средства в развитие сетей связи.

Власти отмечают, что все удаленные населенные пункты подключаются в рамках национальной программы устранения цифрового неравенства, и пандемия не станет фактором какого-либо изменения этой программы (https://tass.ru/obschestvo/8442639). Тем более, что именно реализация нацпроекта «Цифровая экономика» и позволила перейти на дистанционное обучение в условиях пандемии.

И в случае отсутствия интернета-доступа, необходимого для полноценного дистанционного обучения, жителям населенного пункта остается только ждать, когда до них дойдет очередь (https://59.ru/text/education/69248281/ ). При этом в одном из региональных филиалах Минкомсвязи отметили, что услуги спутникового ШПД доступны на территории всего региона. Но спутниковая связь за редким исключением, не входит в программу устранения цифрового неравенства, хотя с ее помощью можно было бы резко сократить сроки обеспечения ШПД в удаленных регионах.

Если смотреть на общую картину, то видно, что во всем мире проявился недостаток ресурсов для полноценного перехода на дистанционное обучение, связанное с пандемией COVID-19. Нет никакой гарантии, что к новому учебному году эта проблема будет решена, что в России, где давно идет планомерная реализация программы устранения цифрового неравенства, что в США, где эта программа стартовала недавно, но на нее предполагается выделить большие средства — около $20 млрд. Спутниковым технологиям в этих странах пока не предоставлена возможность реализовать все свои преимущества для решения проблемы. В других регионах, где роль спутникового ШПД более очевидна (например, в Африке), сказывается недостаток ресурсов (в первую очередь наличия высокомощного спутникового покрытия) для его развития. В Тихоокеанском регионе VSAT в Ка-диапазоне может стать значимым фактором, поскольку, во-первых, для островных государств как правило альтернатива спутнику отсутствует, а, во-вторых, в конце 2019 года введен в эксплуатацию спутник Kacific1, создающий хорошую зону покрытия региона.
26/08/2020
0 Понравилось
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных