«Хороший разбой лучше плохого причала» (старая пиратская поговорка)

Stacks Image 37
Ксения Дроздова, заместитель генерального директора по развитию бизнеса ГП КС
Stacks Image 43
Сергей Плотников, директор департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг ГП КС
В то время, как мировое сообщество ищет возможность остановить COVID-19 и вернуться к обычной жизни, криминальная среда, в том числе, в высокоинтеллектуальных сферах деятельности, по-своему живо реагирует на чрезвычайную ситуацию.

Интересно, что в первом квартале 2020 года, по данным МВД РФ, на фоне сокращения в России убийств и покушений (на 4,9%), разбоев и грабежей (на 22,4% и 8,4% соответственно) и изнасилований (доля уменьшилась аж на 31,1%, по сравнению с прошлым годом) количество IT-преступлений выросло на 83,9%, а их удельный вес достиг 19,9% от общего числа. Уровень преступности в стране во время карантина вырос на 4%. Значительную долю преступлений в IT-сфере составляют кибермошенничество, аферы с использованием электронных средств платежей и нарушение прав интеллектуальной собственности.

Согласно результатам, полученным в ходе исследования британской компании MUSO, специализирующейся на изучении и борьбе с цифровым пиратством, режим самоизоляции способствовал росту противоправных действий в отношении любого вида контента. При сравнении данных марта с февралем 2020 года наблюдается резкое увеличение количества посещений пиратских сайтов видеоконтента:

  • Италия + 66%
  • Индия + 63%
  • Испания + 50%
  • Португалия + 47%
  • Канада + 45%
  • Великобритания + 43%
  • США + 41%
  • Франция + 41%
  • Германия + 36%
  • Россия + 17%
«Тенденция увеличения потребления нелицензированного контента тесно связана с пандемией и режимом самоизоляции», - отмечает Энди Чаттерли, генеральный директор MUSO. «Таким образом, так же как в «Netflix» наблюдается значительный рост числа подписчиков, мы наблюдаем значительный всплеск посещений пиратских сайтов. Мы будем продолжать внимательно следить за данными, поскольку пандемия продолжается. Несмотря на то, что эти цифры уже дают представление о пиратском рынке, более глубокое понимание этого явления можно получить только проанализировав больше данных за более продолжительное время». В свою очередь, Минкомсвязь РФ фиксирует рост пиратской активности из-за режима самоизоляции. "Карантин и самоизоляция привели к некоторому росту пиратской активности. Так, если в среднем за сутки разбивается порядка 20 пиратских зеркал, то на прошлой неделе были дни, когда количество уничтоженных пиратских ресурсов превышало 100", - рассказал РИА «Новости» замглавы министерства А.К. Волин.

Всего решениями Минкомсвязи, по его информации, заблокировано 10 тыс. зеркал пиратских сайтов. Эти решения принимаются по обращениям правообладателей, которые в ежедневном режиме рассматриваются на специальной комиссии, куда входят представители медиасферы и интернет-площадок. "Основное количество заблокированных зеркал приходится на кино и сериалы. Но среди заблокированных пиратских ресурсов присутствуют также музыка и книги. При этом каждое обращение проходит процедуру внимательного рассмотрения. И около 30% поступивших заявок были отклонены", - добавил Волин.

Для того, чтобы понять размер бедствия, достаточно сравнить цифры приведенные в недавнем отчете «Digital TV Research», где сообщается, что к 2025 году число абонентов платного телевидения составит 1,06 миллиарда. При этом, только в марте 2020 года аудитория пиратских видео ресурсов уже составила порядка 1,3 млрд зрителей. Эксперты отмечают, что производителям контента пора озаботиться не только защитой от пиратства, но и, поняв профиль «потребителя», который приходит на пиратские ресурсы, задуматься о новой бизнес-модели, в том числе с целью «монетизировать» эту огромную аудиторию. Возможно, используя инструменты XVI-XVIII веков времен английского владычества на море, следует «принять пиратов на королевскую службу», тогда каждый английский морской разбойник платил налог в казну в обмен на «Letter of Marque». Обладатель сей бумаги фактически получал лицензию на профдеятельность. Как говорится, «в каждой шутке есть доля шутки».

По данным MUSO глобальное пиратство неуклонно растет. Например, в 2017 году количество посещений пиратских сайтов, посвященных музыке, видео контенту и программному обеспечению, составило внушительные 300,2 миллиардов. Более трети этих посещений связаны с телевидением (106,9 млрд.); чуть менее - с музыкальным контентом (73,9 миллиарда) и кино (53,2 миллиарда). Многие ожидали, что с распространением услуг VoD и появлением стриминговых платформ, обладающих обширной библиотекой и адекватным ценовым предложением, спрос на нелегальный контент упадет, но этого не случилось. «Существует мнение, что рост популярности услуг стриминговых платформ, таких как «Netflix» или «Spotify», решил проблему пиратства, но на самом деле это не так. Наши данные свидетельствуют о том, что сегодня пиратство популярнее чем когда-либо», - отмечает Энди Чаттерли.

На этом фоне за время пандемии в I квартале 2020 года совокупная абонентская база российских операторов платного ТВ увеличились на 82 тыс. подключений и достигла 44,11 млн домохозяйств. Это почти в два раза меньше, чем годом ранее. Проникновение услуги составило 79%. Интересно, что заметный прирост абонентской базы зафиксировали МТС и "Ростелеком» (75 тыс. и 70 тыс. новых абонентов соответственно), говорится в исследовании ИИА «TelecomDaily». За этот же пеириод провайдер спутникового телевидения "Орион" (бренд "Телекарта") потерял 72 тыс. клиентов, а у "Триколора" база не изменилась. Удержать абонентов «Триколору», в частности, помог набирающий популярность сервис "Триколор Кино и ТВ", позволяющий просматривать эфир спутниковых каналов на дополнительных устройствах - смартфонах, планшетах и Smart TV. Генеральный директор «TelecomDaily» Денис Кусков прогнозирует, что по итогам 2020 года к сервисам платного ТВ в России должно подключиться не более 400 тыс. новых домохозяйств. Он также подчеркивает, что операторы по-прежнему заинтересованы в том, чтобы увеличить выручку с каждого абонента и для этого стараются расширять спектр услуг.

На фоне расцвета пиратского рынка видеоконтента его легальный сегмент демонстрирует падение: "отрицательная динамика рынка, характерная в последние годы для первого квартала, в этом году усилилась: по сравнению с четвертым кварталом 2019 года выручка операторов сократилась на 1,8%, до 26,4 миллиарда рублей. ARPU на абонента в среднем - 195 руб. в месяц (без НДС), что на 5 рублей больше, чем было в 1 квартале 2019 года. Как отмечается, единственным сегментом, демонстрирующим рост абонентской базы, остается IPTV - число подписчиков услуги платного ТВ по этой технологии увеличилось за квартал на 180 тысяч. Продолжают переводить своих абонентов на пакеты IPTV + ШПД и небольшие локальные операторы. Суммарная же абонентская база спутникового ТВ сократилась на 60 тысяч.

Комментируя результаты первого квартала 2020 года, в ГК «Орион» отмечают, что мероприятия по привлечению DTH-абонентов позволили увеличить объем подключения новых абонентов в январе - феврале 2020 года. Однако в марте произошел спад подключений в связи с пандемией, поэтому общий рост числа подключений в указанный период не позволил в полной мере компенсировать естественный отток, в том числе спровоцированный переходом части абонентов на цифровое вещание. В качестве ключевой задачи в компании видят удержание действующих абонентов и сохранение показателей абонентской базы на уровне значений конца прошлого год.

Компания "Билайн" полагает, что на фоне сокращения ежегодного прироста абонентов платного ТВ традиционным остается рост за счет IPTV-сегмента. COVID-19 однозначно внесет свои коррективы в планы по росту абонентской базы.

В первом квартале 2020 года из-за пандемии коронавируса многие операторы предоставляли сервисы без дополнительной платы на период самоизоляции. Специалисты надеются, что подписчики, воспользовавшиеся специальными предложениями операторов на период режима самоизоляции, распробуют бесплатные сервисы и в дальнейшем перейдут к платной модели потребления - коронавирус пройдет, а спрос останется. «Триколор» прогнозирует на ближайшие годы тренд просмотра каналов платного ТВ и загрузку контента онлайн-кинотеатров. Отмечается, что это современный формат потребления контента, который позволит операторам увеличить базу пользователей и ARPU. В приложении "Триколор Кино и ТВ" компания сделала доступ к телеканалам и обширной фильмотеке.

Безусловно, акции и меры, объявленные российскими платными ТВ-платформами, имеют воздействие на большую часть законопослушных пользователей, но все же воровство видеоконтента в сети интернет процветает, причем порядка 53% посещений производится с мобильных устройств. В этой связи, все большее значение приобретает проблема защиты видеоконтента в традиционных ТВ платформах или DVB сетях, все еще нужны CAS, но 91% зарегистрированных случаев воровства контента происходит именно в интернете. Увеличение количества посещений пиратских сайтов говорит о том, что несмотря на все усилия по борьбе с пиратством в большинстве стран, введение режима самоизоляции и стремление домохозяйств к экономии трат на развлечения делает неизбежным повышенный спрос на пиратский доступ к видео контенту.

Решить эту проблему можно только изменив бизнес-модель монетизации интеллектуальной собственности. Для демонстрации масштаба проблемы мы ниже приводим статистику количества посещений пиратских сайтов в марте 2020 года, совокупно составившего почти 4 миллиарда.

  • США 1 082 933 014
  • Россия 727 169 953
  • Индия 581 207 923
  • Франция 394 045 905
  • Великобритания 300 150 947
  • Канада 284 522 464
  • Германия 256 947 543
  • Испания 236 747 290
  • Италия 197 697 732
  • Португалия 54 681 500

***
0 Понравилось
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных