Проблемы развития широкополосного доступа в Африке и возможности для спутниковой связи

Stacks Image 7
Автор: Андрей Кириллович, Директор департамента интеграционных услуг и комплексных проектов, ФГУП «Космическая связь»
Огромные территория, потенциал и проблемы

Когда мы говорим об Африке (здесь и далее данным термином обозначается территория африканского континента южнее пустыни Сахара), то статистика завораживает:
  • 1 миллиард населения, составлявший 13% от населения Земли, с прогнозом двукратного увеличения к 2050 г.;
  • 60% населения живут в сельской местности (400 млн. человек);
  • 215 млн. домохозяйств.
Но с другой стороны Африка:
  • производит всего 2% от всемирного ВВП;
  • к 2050 г. двукратный рост населения приведет к тому, что 90% людей из этого прироста будут жить за чертой бедности, менее чем на 2 доллара в день;
  • уровень электрификации в регионе составляет всего 43%;
  • уровень проникновения фиксированного широкополосного доступа в интернет (ШПД) - всего 8%;
  • с мобильным ШПД дела обстоят несколько лучше, но все равно уровень проникновения составляет менее 30%.
Каковы основные проблемы повышения доступности услуг связи в Африке?

Согласно данным Международной ассоциации мобильных операторов (GSMA) уровень проникновения мобильного интернета в Африке составляет всего 24%. В регионе проживают 40% населения планеты, не покрытые сетью мобильно связи. Такой низкий показатель обусловлен на 46% неиспользованием сети – недоступность услуги, и на 30% отсутствием покрытия – невозможность подключиться (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика роста доли населения Африки, имеющего мобильный интернет доступ

Stacks Image 17

Источник: GSMA

Мобильный интернет в последнее время стал более доступным для африканцев. Средняя стоимость 1 Гб трафика данных снизилась до 6.8% от среднего ежемесячного дохода в 2018 г. по сравнению с 8.6% в 2017 г. (согласно данным GSMA). Но это все равно значительно выше приемлемой границы в 2%. Для более чем 17 стран региона этот показатель остаётся значительно выше.
Два самых серьезных барьера на пути проникновения мобильного интернета в Африке являются отсутствие цифровых навыков, а зачастую и простой грамотности, и низкая покупательская способность населения.

Как результат большинство мобильных соединений в Африке по-прежнему 2G или 3G (голос и SMS), то есть остаются узкополосными. 4G только начинает активно развиваться и ограничен центрами крупных городов. 5G для Африки пока находится где-то далеко за горизонтом.

Поэтому насущной дилеммой, которую решают сейчас провайдеры услуг связи в Африке, является следующее. Организовать миграцию пользователи сетей 2G/3G в сети и особенно сервисы 4G, или сфокусироваться на подключении 40% населения, не имеющих доступа вообще, чтобы они смогли купить свой первый мобильный телефон 2G/3G?

Проблема с первым сценарием в том, что он связан с более серьезным пластом проблем – недостатком цифровых навыков или грамотности у населения. Потому, что новые потенциальные пользователи услуг должны понимать ценность услуги связи и передачи данных и быть готовым за это заплатить.

Проблема со вторым сценарием связана со вторым барьером на пути широкого внедрения мобильного интернета в Африке – низкой покупательской способности населения. Но также для провайдера услуг появляется новая проблема при увеличении количества абонентов 2G/3G, связанная с низким ARPU, так как они генерируют не так много данных.

Принимая во внимание все вышеуказанные вызовы, потенциал роста бизнеса для провайдеров услуг связи в Африке может быть достигнут либо за счет расширения зоны покрытия, либо посредством снижения стоимости трафика и пользовательских терминалов.

Технологии для подключения населения к цифровым услугам

Какие технологии наиболее подходят для решения проблем обеспечения связью в сельских регионах Африки?

На основании опыта других регионов оптоволокно является лучшим решением для проведения высокоскоростного стабильно работающего интернета. В последние несколько лет в прибрежные африканские страны было проведено множество морских оптических кабелей. Это значительно увеличило уровень подключения континента к глобальной телекоммуникационной инфраструктуре, но дальнейшая прокладка оптики внутри континента по-прежнему остается проблемой.

В принципе прокладка дополнительных оптических кабельных линий не является хорошим вариантом для Африки, поскольку 60% населения живет в сельской местности. Поэтому никто не готов потратить значительные инвестиции наперед, зарыв их в землю, без гарантий возврата денег.

В Африке иная ситуация, в отличие от других территорий, России, например, где на дальнем севере находятся удаленные города с населением более 50 тысяч жителей. Прокладка кабеля в данном случае довольно трудная задача, однако, сделав это однажды, вы получаете доступ ко всем 50 тыс. абонентам в своей сети, поскольку люди проживают довольно компактно из-за трудных климатических и географических условий.

В Африке все по-другому. Континент также огромен, но не так сильно урбанизирован. Нельзя проложить кабель везде, до каждой деревни. Операторы мобильной связи также испытывают проблемы с доступом в сельские поселения. Поэтому спутник является идеальным решением для Африки, помогая организовывать различные виды сетей мобильной связи 2/3/4G, а в будущем и 5G, в самых различных сельских поселениях посредством магистрального канала от базовой станции до центрального коммутатора сети.

За сумму в 1-2 тысячи долларов можно подключить базовую станцию сотовой связи 2/3G на удаленном сельском терминале в C/Ku/Ka диапазонах, в зависимости от SLA. Если необходимо расширение сервисного предложения до уровня 4G/5G, то можно просто модернизировать радиочастотную часть (10-15 тысяч долларов на точку) или перейти на геостационарны спутник высокой пропускной способности (HTS), либо инвестировать сумму порядка 100-150 тысяч долларов и перейти на негеостационарный HTS спутник. Суммы не маленькие, но все равно это намного дешевле, чем прокладка оптики до каждой африканской деревни.

В настоящее время на рынок спутниковой связи сейчас является очень конкурентным. Африканские сервис провайдеры могут выбирать из самых лучших предложений, так как цены на спутниковую ёмкость сейчас в Африке самые низкие в мире.

Лучшая стратегия для сервиса провайдера

Какие стратегии могут использовать современные сервис провайдеры, чтобы предоставлять услуги связи в сельской местности?

Прежде всего необходимо обучать собственных клиентов: операторов связи и интернет сервис провайдеров. Обычно в Африке клиент ищет только самую дешевую цену. И зачастую от этого сильно страдает качество услуги. Из-за такого подхода в Африке термин SLA - это очень широкое понятие, где качество сервиса может значительно меняться, начиная от снижения скорости, до серьезных перерывов связи.

В результате в конечном итоге страдает конечный пользователь, который платит больше за сервис. Огромный потенциал в снижении стоимости услуг связи для африканских пользователей находится в эффективном использовании существующего оборудования и арендуемой спутниковой ёмкости. Поэтому очень важно обучать и оказывать содействие заказчикам в поиске различных путей и возможностей предоставлять услуги по низким ценам без ущерба качеству.

Как этого добиться?

Для спутниковой связи ниже приведены рекомендации, успешно применяемые многими спутниковыми провайдерами в регионе.

Технические:
  • работа в альтернативных, широко неиспользуемых диапазонах;
  • профессиональная поддержка для исключения влияния наземных радиопомех на работу ЗССС посредством установки фильтров и определения источника;
  • другие действия, направленные на повышения качества оказываемых услуг, которые могут включать и не вполне явные, такие, как например установка громоотвода на антенну.
Маркетинговые и финансовые:
  • разделение затрат и доходов;
  • предоставление абонентского оборудования;
  • периоды для демонстрации возможностей сервиса;
  • стимулирующие пакеты с высокими скоростями в демонстрационном режиме.
Это пример возможного сотрудничества с клиентами в Африке, которые практикуют спутниковые операторы и сервис провайдеры, разделяя затраты на создание услуги ШПД и сопутствующие риски с клиентом.

Роль правительства и регулятора

В контексте продвижения услуг спутниковой связи в сельской местности какова роль правительства и/или регулятора?

Для местных регуляторов очень важно не блокировать использование радиочастотного спектра и не ставить барьеры на пути развития бизнеса спутниковых сервис провайдеров в своих странах. Поскольку конкуренция, особенно сильная, значительно снижает стоимость услуг связи. В результате общее проникновение ШПД в стране увеличивается, и регулятор может рапортовать об улучшении показателей ИКТ в стране. Если посмотреть на страны, где запрещена работа зарубежных сервис провайдеров, то там стоимость ШПД значительно выше среднемировых цен, что снижает доступность услуг связи для населения.

Также очень важно прописать спутниковую связь в стратегиях развития цифровых технологий в различных государственных институтах и у населения. Почти в каждой стране существует «Национальный план развития ШПД», и спутниковая связь должна стать важной частью таких документов. Только спутник может начать предоставление услуг связи в короткий промежуток времени, и затем масштабировать их на всю страну.

Пандемия - угроза или возможность?

Африка со своей постоянно недофинансированной системой здравоохранения может быть сильно затронута пандемией, быстро распространяемой по земному шару. Однако тот факт, что 60% населения Африки живет в сельской местности, может помочь замедлению распространения вируса. В этих обстоятельствах роль телемедицины, а также удалённого доступа населения к основным государственным, финансовым и другим услугам возрастает. Как видно из текущего развития ситуации, электронная коммерция, цифровое здравоохранение и развлечения демонстрируют существенный рост. Спутник – это очень надежное и масштабируемое решение, позволяющее обеспечить изоляцию населения от эпидемии, но не исключать людей из деловых, социальных и культурных национальных или региональных экосистем.

В целом телекоммуникационный рынок связи столкнется с проблемами продаж из-за закрытия розничных магазинов и разрывов цепочек поставок. Также эта ситуация может иметь влияние на ARPU, поскольку государства внедряют практику предоставления бесплатного доступа на время пандемии для того, чтоб обеспечить доступ в интернет наиболее финансово уязвимым сегментам общества. Помимо этого, будут затронуты линии клиентской поддержки, так как сотрудникам приходится работать из дома.
Однако до этого еще никогда не было такой острой необходимости в цифровизации. В долгосрочном периоде прогноз по телеком сектору является положительным, поскольку надежные линии связи являются стратегически важной услугой. После выходы из карантина миллионы пользователей по всему миру, включая Африку, будут лучше подключены и овладеют цифровыми инструментами.

Поэтому это хороший шанс для Африки принудительно ускорить цифровизацию общества и повысить уровень проникновения интернет на континенте. Подключение к интернету уже больше не является роскошью, а есть неизбежное условие жизни африканцев после окончания пандемии.

Услуги ГПКС в Африке

ГПКС, как второй старейший спутниковый оператор в мире, видело много спадов и подъемов в экономике, политике и социальной сфере за свою 53-х летнюю историю. И всегда спутниковый оператор обеспечивал непрерывность оказания услуг и поддерживал своих клиентов.

Грамотно спланированная группировка космических аппаратов С и Ku диапазонов с пятью широкими и узкими высоко энергетическими лучами, направленными на Африку, а также обширная сеть партнерских спутниковых телепортов по всей Африке, позволяют предложить африканским операторам связи интернет сервис провайдерам уникальное, экономически эффективное масштабируемое решение для обеспечения спутниковых магистральных интернет каналов. Надежность оптоволоконных или радиорелейных линий связи, проведенных во множество городских конгломераций в Африке, включая страны, не имеющие доступа к морю, в условиях пандемии вызывает множество вопросов.

Поскольку, исходя из опыта эксплуатации, такие кабельные или радио линии связи требую постоянного обслуживания и ремонта разрывов. Но это довольно трудно обеспечить в условиях пандемии, когда большинство африканских стран закрыли свои границы для перемещения людей и грузов. А спутниковые линии связи не имеют границ и могут обеспечить надежное магистральное подключение к крупнейшим интернет шлюзам. Поэтому африканские интернет сервис провайдеры и операторы услуг связи могут продолжать оказание услуг доступа в интернет в своих сетях без потери качества даже в периоды пиковой нагрузки, вызванными лавинообразным ростом спроса на онлайн сервисы и подключения.
***
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных