SATCOMRUS

Новая надежда для рынка услуг связи на борту самолета (IFC)

0 Понравилось
Несмотря на то, что пандемия COVID-19 практически на целый год «приземлила» коммерческие самолеты, игроки спутникового рынка не намерены отказываться от предоставления услуг связи на борту самолета (IFC). По общему мнению, в перспективе этот сегмент, который до пандемии был самым динамично развивающимся на рынке спутниковой связи, должен вернуть свои позиции и неплохо «выстрелить». В первые два месяца 2021 года основная активность в сфере предоставления услуг на авиационном транспорте наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и, в первую очередь, в Китае. Скорее всего, это связано с тем, что именно в начале года там появилось достаточно емкости для перспективного развития IFC.
Новый спутник — новый сервис

Китайский оператор APT Mobile Satcom ожидает, что уже в этом году его новый HTS-спутник Apstar-6D будет востребован для поддержки услуг IFC на внутренних китайских авиалиниях. Представитель APT Цзин Цзин Ли сообщил, что объем пассажирских перевозок уже начал восстанавливаться, хотя финансы по-прежнему остаются самой большой проблемой авиакомпаний. Несмотря на это, оператор видит большой интерес коммерческих авиаперевозчиков к сервису IFC и ожидает, что в 2021 году будет дан старт нескольким новым проектам. Также Цзин Цзин Ли уточнил, что пропускной способности Apstar-6D достаточно для подключения всех самолетов, которые сейчас летают над территорией Китая. При этом есть резерв для обслуживания еще нескольких тысяч бортов.

Компания Panasonic Avionics, которая участвовала в разработке облика космического аппарата Apstar-6D, уже использует емкость этого спутника для обслуживания клиентов в полете. Провайдер отмечает заметное изменение в лучшую сторону качества сервиса на новом аппарате. В частности, появилась возможность улучшить качество видео, которое транслируется в рамках услуги IPTV, а также организовать полноценную прямую трансляцию спортивных событий.

Сегодня Panasonic обслуживает 21 авиакомпанию в Азии с общим парком более 800 самолетов. В ближайшем будущем Panasonic Avionics планирует, используя спутник Apstar 6D, запустить услугу IFC на всей территории Азиатско-Тихоокеанского региона. Компания планирует модернизировать 2500 самолетов в течение ближайшего месяца. Несколько азиатских авиакомпаний также собираются оснастить системой для предоставления услуг IFC еще 1000 новых самолетов, которые они будут принимать в эксплуатацию. Используемое оборудование позволяет обеспечить канал до 250 Мбит/с на самолет - достаточный для передачи видео в высоком качестве и комфортной работы в сети Интернет.

В дальнейшем Panasonic Avionics намерен расширить охват региона используя еще один спутник высокой пропускной способности Eutelsat 10B, запуск которого намечен на 2022 год.

IFC для бизнес-джетов

Консалтинговая компания FTS считает, что бизнес-авиация Китая возобновляет активность после пандемийного упадка, и ее пассажирам потребуются премиальные услуги IFC. Владелец парка бизнес-джетов Minsheng Financial Leasing в сотрудничестве с FTS разрабатывают кейс по предоставлению полного спектра цифровых услуг для VIP-пассажиров. Ожидается, что уже во втором квартале 2021 года начнется монтаж оборудования.

Gilat видит перспективу китайского рынка IFC

Компания Gilat Satellite Networks объявила о поставке первых авиационных спутниковых модемов Ка-диапазона Gilat Taurus на китайский рынок. И Gilat всерьез рассчитывает на большую долю от всего китайского авиапарка, который насчитывает около 3500 коммерческих самолетов.

Перспективы IFC на российском рынке

Еще одним регионом, где после пандемии произошли позитивные сдвиги в секторе IFC, стала Россия. Здесь в совместном проекте выступили американский оператор спутникового интернет-доступа Viasat и российский спутниковый оператор АО «Газпром космические системы» (ГКС). Согласно подписанному партнерами Меморандуму о взаимопонимании, Viasat получает возможность арендовать ресурс спутника «Ямал-401» в Ku-диапазоне.

Также в проекте участвует и российский оператор связи ООО «ТМС». ГКС уже достаточно давно продвигал услуги IFC на российском рынке, считая, что зона покрытия его спутников хорошо подходит для обеспечения интернет-доступом пролетающих над российской территорией самолетов. В свою очередь Viasat рассматривает IFC как достаточно перспективный бизнес, несмотря на то, что на восстановление авиаперевозок в прежнем объеме понадобится время. Также этот оператор стремится к созданию всемирного роуминга IFC. И проект с ГКС стал шагом к созданию такой системы. Интеграция России в общемировую систему позволит говорить в перспективе о предоставлении (и получении) услуг и в других регионах.

В начале марта компания «Аэрофлот» заявила о намерениях предоставления интернет-доступа на коротких рейсах. «Аэрофлот» оборудует системой доступа в интернет 16 среднемагистральных самолетов из семейства Airbus A320 и обещает предоставить первые тестовые услуги уже в апреле 2021 года. Вопрос выхода в сеть в полете также прорабатывают Utair и «Уральские авиалинии».

Связь на борту вертолетов - для военных и VIP

Связь с вертолетами в основном востребована либо у государственных структур (военных, медицинских, спасательных), либо у VIP-клиентов. В 2019 году Hughes объявлял о внедрении системы высокоскоростной спутниковой связи с вертолетами. В начале 2021 года об испытании аналогичной разработки объявил Viasat. Обе системы делались с прицелом на военного заказчика и позиционировались как связь на поле боя.

В России Казанский вертолетный завод холдинга тоже установил на свой вертолет «Ансат» терминал Ku-диапазона, обеспечивающий скорость доступа до 2 Мбит/с. Росавиация выдала лицензию на дальнейшую эксплуатацию этой системы на всех вертолетах «Ансат». Разработчики, разумеется, упомянули, что такая система должна быть интересна и для военных, и для МЧС, но, в первую очередь, рассчитывают на VIP-клиентов.

Тот разгон, который взял рынок IFC к 2020 году, остановить уже практически невозможно: так или иначе, но операторам нужно реализовать емкость, которую они для этого рынка приготовили, а разработчикам - продавать свои технологии. Авиаперевозчикам необходимо всеми силами привлекать пассажиров, а интернет на борту самолета уже довольно скоро станет, что называется, «must have». Но на то, чтобы выйти на запланированные еще три года назад рубежи и бизнес-цели, рынку IFC понадобиться еще немало времени.

03/03/2021
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных