ШПД на море и в воздухе: опыт развития бизнеса от Inmarsat

0 Понравилось

ШПД на море и в воздухе: опыт развития бизнеса от Inmarsat

Источник: Satcomrus

Сейчас, если говорить о спутниковом Интернете, то большинство внимания СМИ сосредоточено на одной системе, развитие которой идет активными темпами и вызывает мощный резонанс и в обществе, и в бизнес-кругах, и в информационной сфере. Однако, все происходящее на поле низкоорбитальных систем — далеко не единственный инфоповод в индустрии. Например, 10 декабря оператор спутниковой мобильной связи Immarsat объявил о вводе в эксплуатацию запущенного год назад спутника GX5.

Глобальная сеть Ка-диапазона

GX5 — это пятый спутник системы широкополосного доступа Global Xpress, работающей в Ка-диапазоне. Запущена услуга была в 2015 году и ориентирована в основном на предоставление ШПД на морских судах. По своей зоне покрытия этот аппарат отличается от четырех предыдущих: GX1-GX4 формируют глобальные лучи, охватывая ими почти всю земную поверхность (за исключением приполярных областей), а GX5 работает на региональную зону, охватывающую Европу, Средиземноморье, Ближний Восток и северную часть Индийского океана.

На ближайшие несколько лет оператор планирует дальнейшее расширение группировки: до 2024 года он намерен вывести на орбиту еще шесть космических аппаратов — два спутника серии Inmarsat-6, работающие в традиционном для оператора L-диапазоне, три спутника Ка-диапазона — GX7, GX8 и GX9. Для обслуживания недоступного с геостационарной орбиты арктического региона запланирован запуск двух спутников — GX10A и GX10B — на высокоэллиптическую орбиту.

Морское решение: диапазоны Ка+L

Международная организация Inmarsat (сейчас это коммерческая компания) на протяжении сорока лет предоставляла услугу голосовой связи с морскими судами, используя спутники L-диапазона. Однако уже к 2010 году стала очевидна потребность в широкополосной связи, что требовало освоения новых диапазонов — максимальная скорость, которую можно обеспечить в L-диапазоне, не превышает 1 Мбит/с. И стандартным решением стала услуга Fleet Express, сочетающая устойчивую к погодным условиям связь в L-диапазоне Fleet BroadBand и широкополосную связь в Ка-диапазоне GX.

С запуском услуги Global Xpress многие судовладельцы стали дополнять старые системы L-диапазона VSAT-станциями Kа-диапазона. Процесс происходил в течение нескольких лет и ускорился во время пандемии COVID-19, когда обнаружилась необходимость в дополнительной пропускной способности для обеспечения благополучия экипажа. Например, услуг телемедицины. Кроме того, активно внедряемые облачные решения по оптимизации процессом управления судами также требуют передачи больших объемов данных.

И даже такой сектор морских перевозок как круизные лайнеры, нельзя сбрасывать со счетов, хотя сейчас этот бизнес фактически остановился. Но, как считают эксперты, круизная индустрия всегда проявляла устойчивость к встряскам, высокую гибкость и приспособляемость к меняющимся условиям. Никто на круизном рынке не ожидает быстрого возвращения к нормальной жизни, разве что в далеком будущем, но это повод задуматься об оптимизации судов для грядущей конкурентной борьбы. И цифровизация здесь едва ли не единственный путь к победе.

Генеральный директор Inmarsat Энтонни Пирс, сообщил, что в данный момент морской бизнес компании процветает и растет. К октябрю 2020 года система Fleet Express была установлена на 10 000 судах. Генерирование денежных потоков превышает ожидания компании. И основным драйвером этого, сказал Пирс, стал переход существующих пользователей от узкополосных систем связи к широкополосным.

Главный технический директор Inmarsat Питер Хадинджер уверяет, что партнеры компании могут с уверенностью инвестировать в долгосрочные проекты и стратегии цифровизации, так как положение оператора устойчиво, а программа развития полностью профинансирована.

Тем не менее, в середине ноября один из реселлеров услуг Fleet Xpress и FleetBroadband — компания Speedcast, проходя процедуру банкротства продала свой морской бизнес. Оператор Speedcast, обслуживая более 2500 судов, получил от перепродажи услуг Inmarsat в 2019 году $41,3 млн дохода, $7,1 млн прибыли. Но компания считает, что прибыльность этого бизнеса носит спекулятивный характер и зависит прежде всего от постоянного роста клиентской базы. Поэтому в 2020-2023 годах поступления от него сильно уменьшатся, а для сохранения бизнеса потребуются значительные капиталовложения. Интересный оттенок ситуации придает тот факт, что Inmarsat — второй по величине (после Intelsat) кредитор Speedcast. И когда тот выставил бизнес на продажу, Inmarsat заметил, что вряд ли будет готов создавать новые механизмы поставок для стороннего покупателя. Очевидно, что без согласия Inmarsat никакая другая компания не смогла бы стать реселлером его услуг. Не исключено, что Inmarsat просто не очень доволен результатами деятельности партнера (так как в причинах продажи Speedcast упоминает и некие «контрактные соглашения» с оператором) и посчитал приобретение оптимальным решением проблемы.

Люди хотят пользоваться интернетом во время полетов

Широкополосная связь в полете (IFC) — самое перспективное и быстро растущее направление до вспышки COVID-19 и самое провальное после нее. Однако, руководство Inmarsat считает в перспективе это направление выигрышным.

В октябре завершились длящиеся около года переговоры между Inmarsat и Hughes — компании объявили о совместном проекте GX + North America по предоставлению высокоскоростного доступа на самолетах на территории Северной Америки. Руперт Пирс назвал этот проект решающим в реализации амбиций оператора на рынке IFC. Услуга объединит возможности двух спутниковых группировок — Jupiter и GX. Комбинированный модем автоматически выбирает оптимальный спутник для реализации бесшовного обслуживания самолета. Как считают в обеих компаниях, услуга позволит реализовать ранее недоступное сочетание высокой надежности и пропускной способности. После запуска спутников Hughes Jupiter 3 и семи новых аппаратов Inmarsat, услуга будет распространена в глобальном масштабе.

Как потом уточнил Пирс, Inmarsat долго искал оптимальный вариант выхода на рынок Северной Америки. При этом оператор не хотел ждать еще несколько лет, когда войдут в строй его новые спутники.

При этом пандемия никак не повлияла на продвижение этого проекта. Индустрия авиаперевозок, считает Пирс, через два-три года придет в норму, что обусловит и спрос на услуги IFC. И в качестве показателя генеральный директор приводит европейский проект EAN (комбинированная сеть, сочетающая спутник S-диапазона и сотовые сети), в которой резко растет потребление данных. И поэтому, продолжает Пирс, в долгосрочной перспективе GX + North America — очень привлекательный проект. Во всяком случае, в перспективе на ближайшие пять лет оператор планирует рост в этом секторе.

Вынужденный перерыв даст авиакомпаниям возможность переосмыслить стратегии и, например, рассмотреть возможность предоставления бесплатного интернет-доступа на борту самолета. Именно этого сейчас ждут пассажиры, заверяет глава Inmarsat. К услуге ШПД для пассажиров можно будет внедрить большое количество приложений, оптимизирующих пассажиропотоки (например, при прохождении таможни и даже при посещении туалета), которые серьезно снизят риск заражения.

Ко всему прочему Пирс ожидает грядущей замены самолетного парка во многих авиакомпаниях и считает, что тот провайдер, который к этому моменту даст хорошую сбалансированную услугу, и будет рассчитывать на лидерство на рынке IFC.

IoT

Индустрия интернета вещей будет играть одну из ведущих ролей в экосистеме 5G, поэтому спутниковые операторы стремятся занять весомое положение в ней. В свою очередь, спутник — это относительно простой (а зачастую и единственный) способ быстро и относительно недорого предоставить сервис в удаленном регионе.

Компания Orbcomm имеет свою низкоорбитальную спутниковую группировку и уже несколько десятков лет специализируется на технологиях М2М. В альянсе с ней Inmarsat разрабатывает IoT сервис OGx, который будет работать через спутники L-диапазона. Компании разрабатывают два варианта этой услуги: услуга с высокой скоростью передачи данных и услуга, ориентированная на приложения дистанционного мониторинга. Также Inmarsat совместно с CPN Satellite Services и MinFarm Tech работает над адаптацией к спутниковым каналам связи распространенного стандарта Интернета вещей Low Power Wide Area (LoRa).

Что морская, что авиационная индустрии отличаются весьма высоким консерватизмом, и продвижение того или иного технического решения требует серьезных усилий. Поэтому новым низкоорбитальным системам и стартапам будет очень непросто на этих рынках утвердиться. Исходя из этого, Inmarsat считает возможным реализовывать свою долгосрочную стратегию, несмотря на появление многочисленных конкурентов.

13/01/2020
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных