SATCOMRUS

Проект Telesat LEO нашел разработчика и получил новое название

0 Понравилось
9 февраля 2021 года канадский спутниковый оператор Telesat объявил о выборе подрядчика по созданию своей низкоорбитальной системы, им стала компания Thales Alenia Space. Также сменилось название системы: проект, который раньше назывался Telesat LEO, получил название Lightspeed. Правда, пока непонятно, насколько смена названия будет важна при выбранной и уже объявленной маркетинговой политике, поскольку оператор намерен работать только на корпоративном рынке.
Орбитальная архитектура системы

Стоимость проекта Lightspeed оценивается в $5млрд, из которых на космический сегмент приходится большая часть инвестиций — контракт с Thales Alenia Space составил около $3 млрд, как сообщил CNBC генеральный директор Telesat Дэн Голдберг. Остальные средства будут направлены на запуск космических аппаратов, создание наземной инфраструктуры и на разработку программных платформ для управления спутниковыми сетями связи. Общая группировка насчитывает 298 спутников. Из них 78 аппаратов планируется вывести на полярные орбиты высотой 1015 километров — по 13 аппаратов в шести орбитальных плоскостях. Остальные 220 спутников будут расположены на наклонных круговых орбитах высотой 1325 километров, по 11 спутников в 20 орбитальных плоскостях.

Выбранная архитектура по замыслу разработчиков должна обеспечить глобальный охват с большей концентрацией аппаратов в регионах, где ожидается больший спрос.

Разработчик выбран за хорошую историю

Telesat довольно долго интриговал спутниковое сообщество, называя все новые окончательные сроки окончательного выбора подрядчика. На итоговый выбор Telesat повлияла работа Thales Alenia в качестве генерального подрядчика при создании спутниковых низкоорбитальных группировок Iridium NEXT и O3B. Где именно будут производиться спутники пока не сообщаются, но Голдберг отдельно отметил, что под этот проект будет создано много рабочих мест в Канаде и Европе. Запуск первых спутников проекта Lightspeed намечен на 2023 год, и здесь оператор рассчитывает на ракеты New Glenn компании Blue Origin Джефа Безоса. Первый пуск этого ракетоносителя (РН) предполагается провести в 2022 году, и к началу пусковой кампании Lightspeed она должна быть готова, считает Голдберг. Но, скорее всего, оператор будет использовать и другие ракеты. При массе одного космического аппарата (КА) в 700 кг спутники можно будет выводить как по одиночке на ракетах легкого класса, так и осуществляя групповые запуски на более тяжелых РН. Пусковая кампания ожидается очень напряженной, и практически сразу после ее начала начнется бета-тестирование сервисов. Старт коммерческой эксплуатации сети запланирован на вторую половину 2023 года.

Перспективы использования

Согласно заявлению оператора, антенны спутников, сделанные по технологии ФАР, будут формировать около 135 000 лучей, между которыми можно динамически переключать емкость, концентрируя ее в областях повышенного спроса. Также спутники будут связаны оптическими каналами высокой пропускной способности — по четыре на каждый аппарат. Поэтому земной сегмент системы будет состоять всего из 30 станций сопряжения - в большем количестве станций, как уверяет Гольдберг, нет необходимости.

Система обработки данных на борту космического аппарата позволит предложить клиентам высокую гибкость при маршрутизации трафика. Оператор считает, что конфигурация сети, гибкость, безопасность и скорость передачи информации сделают услуги сети привлекательными для государственных заказчиков, в первую очередь для правительства США.

Еще одна перспектива использования - передача трафика с космических аппаратов, оборудованных совместимыми оптическими каналами. Эта возможность системы заинтересовала Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), которое выбрало оператора Telesat для работы по программе демонстрации технологии оптической межспутниковой связи на орбите DARPA Blackjack. Совместно с компанией Lockheed Martin оператор прорабатывает вариант совместимости между спутниковой группировкой Lightspeed и низкоорбитальной группировкой, которую Lockheed Martin строит по заказу Агентства космического развития США.

Космических проблем станет меньше

Низкоорбитальные системы принесли с собой две проблемы, влияния которых до этого спутниковая связь практически не ощущала. После запуска первых спутников системы Starlink астрономы начали жаловаться на повышенную яркость сотен новых космических аппаратов, которая затрудняет наблюдения за ночным небом. И компания SpaceX, и лично Илон Маск обещали решить эту проблему, уменьшив отражательную способность своих аппаратов. Остальные разработчики низкоорбитальных систем тоже задумались над решением этой проблемы, не исключая, что жалобы поступят и на них тоже. Поэтому Telesat отдельно обратил внимание, что спутники Lightspeed будут расположены примерно в два раза выше относительно поверхности Земли, чем спутники Starlink, и сама группировка по размеру будет меньше. Соответственно, и яркость космических аппаратов будет гораздо менее заметна.

Вторая проблема — это космический мусор. Огромное количество спутников с малым сроком службы, которые будут запущены в ближайшие 10 лет, могут вызвать серьезные проблемы, буквально захламив околоземное пространство. Аппараты Lightspeed рассчитаны на 10-12 лет работы, поэтому, как уверен оператор, им не придется слишком часто их заменять, что минимизирует проблему космического мусора.

Starlink не конкурент

Голдберг отдельно выделил тот факт, что проект Telesat Lightspeed не конкурент низкоорбитальным группировкам, нацеленным на потребительский рынок, например, Starlink и Kuiper. Поскольку Telesat — один из крупнейших операторов в мире, работающий на рынке спутниковой связи более 50 лет — прежде всего ориентирован на корпоративный рынок, хорошо его знает и имеет большую клиентскую базу.

Потенциальных заказчиков у проекта Lightspeed много, но якорным клиентом должно стать правительство Канады, которое заключило с Telesat соглашение на использование Lightspeed для «создания пула емкостей, которые будут продаваться муниципалитетам и сельским провайдерам по очень привлекательным ценам». Суммарная пропускная способность спутниковой сети составляет 15 Тбит/с. Цены на трафик, даже приблизительные, пока неизвестны. К тому же, если Telesat работает на корпоративных рынках, то и цены для разных заказчиков будут разными. А сколько будет платить конечный пользователь, будет зависеть и от политики конкретного провайдера. Однако глава Telesat пообещал, что цена будет на порядок ниже той, что Telesat может предложить сегодня.

Некое отставание от конкурентов может пойти и на пользу сервису, потому что к его старту будет налажен массовый выпуск дешевых пользовательских терминалов. Сейчас оператор работает с несколькими вендорами- поставщиками оборудования. И для разных рынков, скорее всего, будут предложены различные спутниковые терминалы. Руководство компании не сомневается, что к тому моменту, когда группировка будет выведена на орбиту, проблема доступности терминалов будет решена.

10/03/2021
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных