Спутниковый ШПД для сельских районов США: опыт Starlink

0 Понравилось

Спутниковый ШПД для сельских районов США: опыт Starlink

Источник: Satcomrus

30 ноября председатель Федеральной комиссии США по связи (FCC) Аджит Пай заявил о своей скорой отставке. Республиканец, получивший пост главы FCC от администрации Трампа, оставит его в день инаугурации нового президента. Игрокам спутникового рынка он запомнился прежде всего эпичным процессом передачи американского С-диапазона в пользу сетей 5G.

Как это было очевидно с самого начала, процесс не удержался в границах США, и сейчас его в той или иной форме хотят реализовать и в Канаде, и в Юго-восточной Азии. Но, что называется, под занавес своей карьеры председателя FCC, Пай снова сумел удивить спутниковую общественность: 7 декабря стало известно, что компания SpaceX получит $885,5 млн от Фонда цифровых возможностей сельских районов за обеспечение высокоскоростным доступом 643 тысяч домохозяйств в 35 штатах. И, может быть, в этом факте не было бы ничего удивительного, если бы еще в мае 2020 года FCC не выставляла бы к участникам конкурса условия, однозначно исключающие из числа участников все спутниковые системы, в том числе и низкоорбитальные.

$20 млрд на сельский интернет

Хотя именно пандемия COVID-19 заставила американское общество всерьез задуматься о проблеме «деревенского интернета», о том, что гражданин США должен получать высокоскоростной интернет независимо от места проживания, FCC задумалась несколько ранее. Еще по итогам 2017 года комиссия выяснила, что 21 млн американцев ШПД не имеют, причем, если в городах без него живут только 5%, то в сельской местности — половина населения. Ситуация, как и везде, объяснялась тем, что сотовым операторам было невыгодно строить наземную инфраструктуру и развивать сервис в регионах с низкой плотностью населения, имеющего небольшие доходы. Поэтому еще с 2014 года начал свою работу фонд «Соединим Америку» (Connect America Fund, CAF), который должен был решить проблему интернета в сельских областях, но темпы устранения цифрового разрыва не удовлетворяли ни потребителей, ни Комиссию по связи. Проблему нужно было решать более радикально, и в 2019 году FCC голосует за образование Фонда цифровых возможностей сельских районов (Rural Digital Opportunity Fund, RDOF) и добивается выделения $20 млрд на обеспечение качественным интернет-доступом любого жителя США. Сторонники активного развития сетей в отдаленных регионах очень красноречиво и убедительно доказывали необходимость создания фонда RDOF и финансирования проекта. Например, Джессика Розенворсел, член FCC, проводила параллели между развитием коммуникационных сетей сегодня и электросетей в двадцатые годы прошлого века. В те времена, заявляла Розенворсел, сельские жители оставались в стороне от всех новшеств только по той причине, что компаниям было невыгодно тянуть электричество в удаленные районы. Тогда правительство США приняло Закон об электрификации сельских районов, что и принесло электричество в каждую деревню. Еще один ярый сторонник фонда RDOF Майкл О'Рили утверждал, что ситуация очень сложная, так как предыдущий фонд CAF себя не оправдал, в первую очередь пор причине недостаточного финансирования. Особенно он напирал на то, что в поселениях коренных жителей Америки тоже необходим ШПД, чтобы их жители не были выключены из социальной жизни страны. А финансирование всех программ, нацеленных на решение этой проблемы, оказалось недостаточным. Идея создания фонда RDOF, мягко говоря, не вызвала всеобщего ликования участников рынка, экспертов и политиков. Несколько сенаторов тут же высказались, что деятельность RDOF внесет сумятицу в программу поддержки сельских общин, которую проводит Министерство сельского хозяйства США. Также политики высказывали опасения, что в такой ситуации возможно дублирование финансирования развития сетей, что заставит правительственный бюджет дважды платить за одно и то же.

Операторы конкуренту не рады

Разумеется, операторы спутникового Интернета сразу же проявили интерес к фонду RDOF, но те операторы, которые работали через геостационарные спутники, тут же оказались фактически отстранены от проекта, поскольку FCC одним из требований указала максимальную задержку сигнала в 100 мс. В геостационарных сетях это условие соблюсти было нельзя. Но представители компании SpaceX, которые как раз в то время проводили испытания своей системы, заявили, что Starlink удовлетворяет всем требованиям FCC и готов обеспечить интернет-доступом всю Америку. Помимо условия по задержке сигнала, у FCC были и другие требования, в частности — оператор к моменту конкурса должен уже предоставлять услугу в течение двух лет. Аджит Пай по этому поводу заявил, что программа RDOF — это не технологический инкубатор для финансирования непроверенных технологий, и FCC не допустит, чтобы деньги налогоплательщиков тратились впустую. Одновременно желание SpaceX продвинуть в проект свою низкоорбитальную систему вызвало резко отрицательную реакцию у других участников рынка и их лоббистов. В основном, все заявления можно свести к тому, что все потенциальные участники конкурса RDOF — солидные операторы, работающие на своих рынках не первый год. А SpaceX не имеет никакого опыта предоставления реальной услуги, они никогда не работали с абонентами, поэтому со стороны фонда будет большой авантюрой финансировать их деятельность. В свою очередь руководство SpaceX напирало на то, что отсутствие системы Starlink в конкурсе просто-напросто оставит потребителей без возможности выбрать наилучшую из возможных технологий.

И все-таки пробился

И 19 мая FCC публикует документ, описывающий процедуру аукциона RDOF. Про геостационарные системы там было написано однозначно: из-за высокой задержки сигнала ГСО-системы условия конкурса не удовлетворяют, к аукциону допущены не будут. Но там же объясняется, что и низкоорбитальные системы комиссию не устраивают. Во-первых, говорится в документе, высота орбиты спутника это не единственное, что определяет задержку, а пока ни SpaceX, ни другие операторы не смогли убедить FCC, что они действительно смогут в штатном режиме соблюдать условие по задержке. К тому же, документ повторяет аргументы заявлений конкурентов и их лоббистов: ни один из операторов LEO-систем не работал с массовым пользователем. Таким образом, вход на аукцион фонда RDOF и доступ к заманчивым $16 млрд был для Starlink и его коллег-конкурентов закрыт.

Но не прошло и месяца, как ситуация опять поменялась. Уже упомянутый ярый сторонник ШПД в каждый американский дом Майкл О'Рили сумел убедить председателя комиссии изменить правила. Но в новых правилах был сделан акцент на том, что к заявкам спутниковых операторов комиссия отнесется пристрастно, и будет очень тщательно изучать предоставляемый ими услуги. При этом FCC выражала серьезные сомнения насчет того, смогут ли спутниковые операторы воспользоваться предоставленной им возможностью, то есть смогут ли они организовать реальный массовый сервис, удовлетворяющий условиям конкурса RDOF, в первую очередь именно по задержке сигнала. При этом Пай заметил, что требование по задержке — это не прихоть FCC, это фактически требование массового потребителя. Но если кто-то из космических операторов сможет выполнить это условие, то председатель Комиссии хочет предоставить им шанс. Также Пай напомнил, что под его руководством и не без его активного участия все операторы перспективных LEO-систем получили одобрение комиссии на развертывание своих группировок, потому что он всегда верил в то, что эти инновации послужат благу общества.
15 июля прием заявок был закончен, но список допущенных к аукциону компаний был обнародован только в середине октября: из спутниковых операторов в него попали SpaceX, Hughes и Viasat.

Спутник в числе лидеров

И неожиданно для многих 7 декабря SpaceX занял четвертую строчку в списке победителей аукциона, получив $885,5 млн за организацию интернет-доступа в 643 тысячах домохозяйств в 35 штатах. Финансирование растянуто на 10 лет.

Компания LTD Broadband LLC, получившая самую большую сумму — $1,321 млрд, должна подключить 528 тысяч домохозяйств, и стоимость одного подключения составляет $2501. У занявшего второе место оператора CCO Holdings, LLC (торговая марка Charter Communications) общая сумма контракта — $1,223 млрд, количество домохозяйств — 614 тысяч, стоимость подключения одного домохозяйства — $1 156. И у стоящего на третьей строчке оператора Rural Electric Cooperative Consortium: выделенный бюджет — $1,104 млрд, 618 тысяч домохозяйств, одно подключение стоит $1 786. SpaceX с его $1 377 за домохозяйство смотрится привлекательнее всех лидеров. Возможно, именно низкой ценой он добился столь впечатляющих результатов. Правда, Hughes Network Systems со скромными $1,3 млн и 3 678 домохозяйствами тратит на одного абонента $346. Но масштабы Hughes с лидерами несопоставимы. Viasat в число победителей не попал.

Как сообщила FCC, 99,7% всех домохозяйств, охваченных услугами, финансируемыми фондом RDOF, будут получать услугу 100 Мбит/с на входе и 20 Мбит/с на исходящем канале. Первым подписчикам-тестировщикам услуги Starlink, оператор обещал скорость на загрузку от 50 Мбит/с до 100 Мбит/с. После первого тестирования от пользователей поступили сведения и о более быстрых соединениях.

Конкуренция операторов сэкономит миллиарды

Но самым интересным итогом этого конкурса стало то, что FCC удалось серьезно сэкономить. Изначально на первую фазу проекта, в которой будут подключены те, у кого ШПД нет совсем, планировалось потратить $16 млрд. Но, как уже упоминалось, Аджит Пай не хотел тратить лишние бюджетные деньги, поэтому он поставил участников в условия крайне жесткой конкуренции и вынудил их согласиться на предоставление услуг по более низким ценам. Поэтому первая фаза RDOF обойдется американской казне в $9,2 млрд. Сэкономленные $6,8 млрд переносятся на вторую фазу проекта, когда интернетом будут обеспечиваться те, у кого он есть, но недостаточно быстрый.

SpaceX не ограничился США. Когда поступили первые положительны отзывы от канадских пользователей, оператор сумел получить контракт на подключение общины коренных жителей в провинции Онтарио. И это при том, что национальный оператор Telesat Canada уже получил от правительства страны контракт на ликвидацию цифрового разрыва в удаленных регионах. Нет никаких сомнений, что SpaceX и дальше будет реализовывать то временное преимущество по развитию группировки, которое он получил перед конкурентами. Также оператор постарается максимально использовать для продвижения и пиара системы Starlink тот факт, что он может охватить все перспективные территории гораздо оперативнее других участников конкурса. Учитывая, что к необходимости ликвидации цифрового разрыва подошли почти все страны, а пандемия весьма отчетливо выявила все недостатки существующих сетей, нет сомнений, что Starlink станет участником еще многих аналогичных государственных программ.

16/12/2020
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных