SATCOMRUS

Экосистема LEO-технологийпо материалам конференции LEO Digital Forum (SATELLITE 2021)
Вашингтон, апрель 2021

0 Понравилось
Источник: Satcomrus
После высадки человека на Луну спутниковая отрасль впервые привлекает к себе такое пристальное внимание. На наших глазах происходят десятки запусков новых аппаратов практически каждый месяц, появляются новые поставщики спутниковых услуг, новые операторы спутниковой связи и поставщики услуг добавленной стоимости.

Колоссальный рост группировок на негеостационарных орбитах (НГСО) таит опасность, так как этот процесс не контролируется и не координируется на должном уровне всеми участниками спутникового мирового сообщества, и в ближайшем будущем ситуация может выйти из-под контроля. «Пробки» на низкой орбите так же вероятны, как и недавняя пробка в одном из самых загруженных морских торговых путей в мире, Суэцком канале.

По-прежнему нерешенным остается вопрос стоимости и доступности наземных терминалов, без которых низкоорбитальные группировки не могут функционировать. Имеющиеся на рынке решения по наземной инфраструктуре все еще достаточно дороги.

Сколько группировок на НГСО окажутся успешными? Множество запусков можно назвать успешными с технической точки зрения, однако действительно успешными становятся проекты только как реализованные бизнес-кейсы. В спутниковой индустрии нередко бизнес-кейс завершается в отсроченной перспективе, как например, в случае с компанией Иридиум. Финансирование становится проще, а вот получение прибыли, напротив, сложнее.

Проблема космического мусора и неизбежных столкновений в случае быстрого роста группировок раздута и, вместе с тем, недооценена. С одной стороны, общий объем космического мусора относительно небольшой. Спутники в составе группировки Иридума, например, находятся в эпицентре космического мусора, обращаются вокруг Земли 14 раз в сутки, но не сталкиваются с мусором. Корректировочные маневры приходится применять примерно 1 раз в неделю. С другой стороны, в настоящее время маневрировать удается благодаря относительно небольшому числу спутников (пока речь не идет о нескольких тысячах КА). В долгосрочной перспективе эта проблема может встать достаточно остро, особенно если спутники станут неконтролируемыми, превратятся в магниты для привлечения другого космического мусора. На сегодняшний день нет консолидированного движения по разрешению этой задачи. Есть отдельные регуляторные меры, однако кто-то им следует, кто-то нет.

Технологичная эко-система с сотнями и тысячами спутников в составе НГСО группировок испытывает давление со стороны производителей, поставщиков антенн, поставщиков пусковых услуг - все для того, чтобы удовлетворить спрос конечных потребителей на емкость.

Тенденция последних нескольких лет – виртуализация наземного сегмента, которая предусматривает гибкий подход к построению и динамичное управление ресурсами компании.

Терминалы должны быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечивать масштабируемость операций. Например, готовые модемы должны иметь возможность работать с разными орбитами (GEO, MEO и LEO), а также быть адаптивными к различным задачам (ШПД для предприятий, мобильный сегмент, передача данных) при условии интеграции наземного и космического сегментов.

LEO, MEO, GEO и вертикальная интеграция: новый мировой порядок

Системам на ГСО, по меньшей мере в обозримом будущем, ничего не угрожает. Однако некоторые особенности эксплуатации аппаратов на геостационарной орбите обсуждаются уже как менее выгодные по сравнению с более низкими орбитами. Если взять компании, которые достаточно эффективно использовали ресурс своих аппаратов на ГСО (Eutelsat, Hughes, ViaSat), то стандартный подход операторов включает проектирование и запуск спутников для их последующей эксплуатации в течение 15 лет. Но доступная емкость на этих спутниках, при должном спросе, может быть исчерпана за несколько лет, как, например, в случае с ViaSat 1, 2 и далее с Jupiter 1, 2. Возникает ситуация, когда спутник не отработал даже половину срока коммерческой эксплуатации, а у заказчиков появляются новые требования к конфигурации. Кроме того, высокие риски систем ГСО (неудачный запуск, отказ в процессе раскрытия антенн и прочее) могут свести на нет все усилия компании. В этом плане НГСО рассматриваются как гораздо более гибкие системы. Когда пару лет назад их обвиняли в нецелесообразности подсвечивания океанов, где доступ в интернет не нужен, они очень быстро доработали системы перенацеливаемыми лучами, которые можно использовать в зависимости от потребительского спроса.

По мнению Калеба Анри из Via Satellite, все это не делает ГСО решения не конкурентоспособными. Напротив, в ближайшее время мы станем свидетелями очень интересной борьбы между аппаратами с высокой пропускной способностью на ГСО и малыми спутниками связи с низкой задержкой передачи данных на НГСО. Однако, в случае ГСО-систем мы как бы «складываем все яйца в одну корзину», а это, как известно, не самая лучшая стратегия.

В связи с этим традиционные спутниковые операторы корректируют свои рыночные бизнес-модели: * за счет вертикальной интеграции (ViaSat и RigNet), * через сделки слияния и поглощения (Intelsat и Gogo Commercial Aviation), * заключая стратегические партнерства (Hughes и OneWeb в рамках развития наземной сети, партнерские соглашения SES в авиационном сегменте для формирования интегрированных решений с использованием емкости на GEO и MEO), * путем развития глобальной мультиорбитальной системы. SES: МЕО – эволюционировали с 70/30 сервисы видео /данные к 60/40 за несколько лет, и еще через несколько лет это соотношение изменится в сторону 50/50.

С 2020 г. Telesat существенным образом диверсифицирует свой бизнес и планирует вложить около $5 млрд в создание низкоорбитальной группировки LightSpeed. Она будет состоять из 298 спутников Ка-диапазона и предоставлять услуги спутниковой связи, начиная со второй половины 2024 года. Космические аппараты, выведенные на низкую орбиту, будут предоставлять услуги голосовой связи и передачи данных на морских судах и самолетах, а также в интересах предприятий и государственных заказчиков.

Iridium стоит особняком от других операторов, заняв свою узкую нишу в L-диапазоне. Бизнес-модель компании строится на «дисциплинированных» (в смысле жесткой регламентации рабочих и технологических процессов) оптовых продажах и фокусировки бизнеса на развитии сети и предоставлении технологий.

Евтелсат также склоняется к гибридным стратегиям развития бизнеса, отмечая партнерства с Telecom Italia и Orange, однако ключевое направление развития бизнеса компании – это оптовая продажа емкости дистрибьюторам с целью минимизации затрат и рисков. При этом основные ставки в 15-летней перспективе по-прежнему делаются на развитие видео-сегмента на базе спутникового ТВ.

LEO, MEO и GEO предоставляют различные возможности, поэтому говорить о том, что нам придется разделять их и быть свидетелями гегемонии какой-то одной орбиты, некорректно. Если продвигать только услуги ШПД на геостационарной орбите, операторы очень скоро станут не конкурентоспособными. Всегда нужно стремиться к дифференциации продукта, разработке уникальных предложений, которые несут ценность для заказчика.

Проникновение услуг в любом регионе напрямую связано со стоимостью терминалов. Большинство экспертов говорят о том, что абонентские терминалы будут востребованы только в том случае, если их стоимость не будет превышать несколько сотен долларов США.

SpaceX обладает самой большой группировкой низкоорбитальных космических аппаратов на сегодняшний день - больше 1300 спутников. Для обеспечения глобального покрытия потребуется еще 28 запусков, после чего группировка будет постепенно увеличиваться уже не для обеспечения территориального покрытия, но для наращивания суммарного объема емкости на орбите. Поэтому краткосрочный план компании обозначен как «создание группировки, емкость которой может быть использована в любой точке земного шара, включая полярные зоны, с высокой скоростью передачи данных и по доступной цене». По данным Starlink, через 3-5 лет они планируют охватить 100% домохозяйств в США, а затем начать продажи за пределами США.

Впервые руководство Space X признало субсидирование абонентского терминала Starlink. По неофициальным данным, при цене 500 долл. США для абонента, себестоимость производства составляет более 2 000 долл. США. Генеральный директор Space X Гвин Шотвелл заявила, что в последнее время им удалось снизить стоимость терминала до 1500 долларов, и в ближайших планах сократить ее еще на 200 долларов США. Через пару лет они планируют снизить цены для конченых пользователей с 500 долл. США до «нескольких сотен долларов».

Проблема экспоненциального роста аппаратов на НГСО

По словам Гвин Шотвелл, компания Space X подошла к проблеме большого количества аппаратов на низкой орбите многопланово. Во-первых, все спутники Space X выводятся на более низкие орбиты по сравнению с изначально запланированными орбитами запуска. Во-вторых, низколеты SpaceX оснащены автоматизированными автономными системами мониторинга и маневрирования, в то время как у многих других компаний нет финансовой возможности оснастить свои аппараты высокоинтеллектуальными системами маневрирования, что создает сложности для всех участников низкоорбитального движения. Руководитель ViaSat Марк Дэнберг частично согласился с важностью оснащения спутников системами маневрирования. Однако отказавший спутник, оснащенный системами маневрирования, ничем не отличается от аппарата, который был запущен на НГСО без таких систем. Именно поэтому FCC поднимает вопрос тесной взаимной связи между надежностью аппаратов и вероятностью их столкновения.

Инвестиции

Инвесторы, принимавшие участие в форуме, дают положительный прогноз негеостационарным системам спутниковой широкополосной связи. Максимальный рост ожидается в период с 2022 по 2029 годы, когда выручка операторов должна увеличиться в 11 раз. Основными факторами роста станут развитие потребительских ШПД услуг и повышение спроса на емкость для организации магистральных и транзитных каналов внутри сетей 5G.

Успех НГСО-систем зависит от следующих факторов: правильное экономическое обоснование, подходящие параметры технических характеристик, глобальное и повсеместное покрытие, масштабируемость. По мнению Сунила Нагараджа (Ubiquity Ventures), к этим составляющим необходимо добавить последовательность развертывания проектов и, как следствие, порядок привлечения капитала.

По мнению Майкла Милинга (Starbridge Ventures), существует проблема отсутствия связи с конечными заказчиками и полного понимания их требований. Более того, пытаясь занять свое место на низкой орбите, некоторые компании заказывают и запускают аппараты, не имея конкретных контрактов на использование емкости этих спутников. Поэтому на начальном этапе инвестиционной поддержки, как это делает Promus Ventures, главная задача заключается в том, чтобы выяснить, есть ли клиенты под конкретный проект, за счет которых уже на этапе проектирования можно частично застраховать вложенные средства, также смотрят на размер предконтрактов, объем предзаказов. Инвесторы заинтересованы не в самой технологии, какой бы инновационной она ни была, а в том, удалось ли найти заказчиков, заинтересованных в использовании этой технологии.

SpaceX сильно разогрели инвестиционную инфраструктуру своими громкими заявлениями и стабильными показателями запусков до настоящего момента. Это стало примером для других частных компаний, которые пытаются пойти тем же путём. Такие тенденции способствуют увеличению финансирования.

Часть инвестиций идет в финансирование стартапов, занимающихся запуском спутников на орбиту, или программы на периферии запусков тяжелых и малых КА, т.н. рынок космического извоза.

14/04/2021
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных