SATCOMRUS

Перспективы морского VSAT

0 Понравилось
Источник: Satcomrus
Пандемия COVID-19 довольно серьезно повлияла на структуру морских перевозок и, как следствие, на индустрию оказания услуг связи на море (морского VSAT), существенно изменив структуру этого рынка.
Например, за прошедший год серьезно упали объемы оказываемых услуг для пассажирских морских перевозчиков, в то время как рыболовецкие суда практически не изменили своих требований к спутниковой связи, а в грузовом флоте объемы запрашиваемого трафика выросли.

Сегодня операторы с большим оптимизмом смотрят на перспективы рынка морского VSAT, считая, что в ближайшее время потребляемая морскими перевозчиками спутниковая емкость вырастет как минимум на 20%. Пандемия не только обрушила некоторые виды бизнеса, но и открыла перед индустрией спутниковой связи на море новые перспективы. Для подписчиков портала SATCOMRUS представляем обзор последних событий и трендов морского VSAT на мировом рынке спутниковой связи.

Отложенные платежи


Как сообщает журнал Via Satellite со ссылкой на консалтинговое агенство Valour Consultancy, в 2020 году 11% всех судов, оборудованных терминалами VSAT, в какой-то момент перестали оплачивать услуги спутниковой связи. Очень высок процент отказавшихся от услуг связи пользователей оказался в секторе морских промышленных платформ (только 77% судов по сравнению с 2019 годом продолжили пользоваться услугами морского VSAT), а падение в области пассажирских перевозок иначе как катастрофическим назвать нельзя: услугами связи пользовались только 59% судов по сравнению с 2019 годом.

Менее всего были склонны к отказу от услуг спутниковой связи рыболовы: в 2020 году количество рыболовецких судов, оплачивающих работу VSAT-услуг, составило 97% от показателей 2019 года. Несильно пострадали и сектора, отвечающие за прогулочные суда (97% оплачивающих связь) и коммерческие грузоперевозки (89% оплачивающих связь судов).
Эксперты агентства уверены, что эти деньги еще вернутся на рынок, их можно считать отложенными платежами.

Многие из этих судов, попавших в проценты «отказников», не прекратили пользование услуги совсем, а только приостановили платежи на некоторое время. Поэтому аналитики Valour Consultancy отнесли финансовые потери в отложенный доход, общая сумма которого на 2021 год прогнозируется почти на $60 млн. Логично, что чем большее падение зафиксировано в 2020 году, тем большим ожидается отложенный доход: поэтому в рыболовстве он оценивается всего в $0,4 млн, а в пассажирский перевозках — в $25,4 млн.

Общий же объем индустрии морского VSAT оценивается в 2021 году в $1,1 млрд. Для сравнения в 2019 году объем рынка составил $1,185 млрд, а в 2020 году упал до $1 млрд. А в 2022 году он должен вырасти до $1,5 млрд. Надежды на скачок основаны на ожидаемом постпандемийном экономическом оживлении. К тому же за время пандемии вследствие перехода на удаленную работу сильно выросло потребление трафика, и операторы рассчитывают, что «отката» в потреблении услуг назад не будет. И они рассчитывают на увеличение потребляемой пассажирскими судами спутниковой емкости на 20-30%.

Телематика и аналитика


Точкой роста в обеспечении связью оффшорных судов операторы считают направление IoT (Интернет вещей). Директор по маркетингу и связям с общественностью оператора Inmarsat Maritime Марк Уорнер заявил, что компания провела опрос у владельцев судов сегмента OSV (Offshore Support Vessel), и, согласно результатам, они планируют «оцифровать» свои суда к 2023 году.

Как один из способов преодоления кризиса операторы начали активно диверсифицировать свой бизнес. В первую очередь, выходя на рынки аналитических услуг. Все крупные поставщики спутниковой связи на море — Inmarsat, Marlink, NSSLGlobal и другие — представили свои кейсы в области цифровизации морского транспорта. В основном это услуги интеллектуального контроля всех судовых систем в едином центре обработки и анализа данных.

Разумеется, в стороне не остаются и развлечения, поскольку моряки в рейсе хотят иметь примерно тот же набор видео контента, что и на берегу. Компания Gizat Global Communication запустила услугу видеостриминга для экипажей кораблей. Пакет включает более 150 популярных телеканалов с возможностью расширения до 400 каналов, а также 10 000 часов видео по запросу. На корабле контент либо транслируется на большой экран в общем помещении, либо раздается на личные гаджеты членов экипажа. Gizat считает, что этот сервис станет хорошим дополнением и источником дохода для операторов морской связи.

Суда как узлы связи


Также идет активное наступление на смежные технологии. Компания Telenor Maritime, которая работала в самом пострадавшем от пандемии секторе — обеспечивала связь с круизными лайнерами и паромами — в качестве выхода из кризиса начала разрабатывать морскую сотовую сеть. В качестве узла морской сотовой сети используются сами корабли. Поэтому обслуживаемый спутниковым оператором флот может самостоятельно передавать данные на берег для загрузки в облако. Как считают разработчики, достаточно 200 таких судов-узлов, чтобы охватить сетью все популярные морские пути.

Telenor не единственный оператор, который продвигает подобные технологии. Недавно Elcome International и Broadcast Solutions провели демонстрацию сервиса и выявили основные, на взгляд разработчиков, преимущества морской сотовой сети — ее гибкость по отношению к маршрутизации, устойчивость к выбыванию каких-либо узлов и возможность организации полносвязной сети. Эти преимущества, считают операторы, в первую очередь должны привлечь суда, работающие в прибрежной зоне и морские промышленные платформы.

Один из ведущих провайдеров морской связи — Marlink — представил гибридную сеть, включающую как спутниковые каналы в L-, Ku и Ка-диапазонах, так и возможность организации связи по стандарту 4G/LTE.

Перспективные банкротства и рекордные продажи


Одно из самых нашумевших банкротств 2020 года — реорганизация спутникового проекта OneWeb. Причем тот факт, что довольно быстро нашлись два инвестора, согласные вложить в компанию по полмиллиарда долларов, единодушно рассматривался экспертами как признак перспективности бизнеса. Если смотреть на подобный кризис с этой точки зрения, то и морской VSAT тоже весьма перспективен. В марте этого года завершилось не столь медийное, но тоже показательное банкротство провайдера морской спутниковой связи Speedcast, в которого его новый владелец— компания Centerbridge — вложил $500 млн. Оператор Speedcast готовит новые предложения — комплексные решения, совмещающие спутниковую связь, облачные технологии и искусственный интеллект, а руководство нового владельца оператора заявляет о несомненных рыночных перспективах данного предприятия.

Для разработчика морских VSAT-терминалов KVH Industries последний квартал 2020 года и первый квартал 2021 года стали рекордными по количеству поставок VSAT-станций. Эти рекорды KVH связывает с внедрением цифровизации в морской отрасли, а также с активным внедрением высокоскоростных VSAT-терминалов, работающих через спутники с высокой пропускной способностью.

Без экипажа дешевле


Еще одной точкой роста для спутниковых операторов должны стать беспилотные суда.
Компания Seaowl разработала беспилотное судно, которым можно полностью управлять из центра дистанционного управления во Франции. Первую демонстрацию системы удаленного управления объектом в море Seaowl провела в сентябре 2020 года. По заявлению компании, благодаря успешному удаленному управлению судном с берега, проект продемонстрировал «значительное снижение эксплуатационных расходов».

Одним из ключевых факторов успеха беспилотного судовождения с дистанционным управлением является надежность его связи с оператором. Партнером Seaowl по обеспечению связи является компания Marlink, которая поставила комплексное решение, включающее всю телекоммуникационную составляющую, программное обеспечение, а также обеспечила систему кибербезопасности.

Для обеспечения надежности канала Marlink установила на судне систему VSAT с тремя антеннами, поддерживающими связь по двум спутниковым каналам. По результатам успешного испытания Seaowl планирует построить к 2028 году 20 морских вспомогательных судов с дистанционным управлением. Эти суда будут использоваться для подводных инспекций морской нефтегазовой инфраструктуры и ветряных электростанций.

Спутник как профилактика для изолированных коллективов

И, наконец, несколько неожиданный аспект: спутниковая связь как фактор сохранения психического здоровья.
Международная организация IEC Telecom и оператор Inmarsat провели исследование, по результатам которого сделали вывод, что спутниковая связь помогает улучшить психологическое состояние сотрудников гуманитарных организаций, работающих в удаленных местах, изолированных от общества. 79% респондентов заявили, что у них были проблемы с психическим здоровьем, и 93% из них считают, что это связано с их работой в сфере оказания помощи в труднодоступных регионах. Выступая на Всемирном гуманитарном форуме в Лондоне 19 мая 2021 года, Набиль Бен Суссия, генеральный директор IEC Telecom Group по странам Азии, Ближнего Востока и СНГ, и Стивен Томпкинс, директор по развитию рынка, Inmarsat Enterprise, заявили, что в 2020 году спрос на надежную спутниковую связь среди специалистов, работающих в изолированных сообществах, вырос в геометрической прогрессии. Также они сказали, что данный фактор изначально был зафиксирован ими среди работников нефтегазовых месторождений, в первую очередь — сотрудников, работающих на морских платформах. Томпкинс подчеркнул, что именно пандемия дала миру лучшее понимание проблем, с которыми сталкиваются изолированные коллективы. И спутниковая связь может сыграть большую роль в налаживании коммуникации таких коллективов морских платформ и судов с их родными на материке.
24/06/2021
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных