SATCOMRUS

Американский С-диапазон против COVID-19

0 Понравилось

Американский С-диапазон против COVID-19

Источник: SATCOMRUS

Перераспределение части спектра спутникового С-диапазона в пользу наземных сетей 5G оказалось серьезным подспорьем для производителей спутников связи. Предыдущие несколько лет из-за множества объективных и субъективных причин (например, в результате изменения общемировой картины видеопотребления в пользу онлайн-технологий) у спутниковых производителей стабильно падали и объемы заказов, и общая выручка.

Компании-разработчики начали активно искать методы выхода из ситуации, находя их в более плотной работе с госсектором и военными, активном продвижении малых и относительно дешевых спутников, а также в переориентации на более перспективные, по их мнению, направления — например, наблюдение за земной поверхностью. Некоторым компаниям пришлось заметно сокращать расходы, увольнять персонал и продавать недвижимость. Но в 2020 году ситуация резко изменилась.

Волшебные 13 заказов

Два владельца крупных спутниковых группировок — Intelsat и SES — летом этого года заказали 13 космических аппаратов у Boeing, Maxar Technologies, Northrop Grumman и Thales Alenia Space, обеспечив их работой примерно на два года. Причиной такого роскошного заказа стала необходимость расчистить американский C-диапазон в сроки, указанные Федеральной комиссией США по связи (FCC). Только при условии соблюдения установленных FCC сроков операторы могут рассчитывать на получение компенсации, общий размер которой составляет $9,7 млрд. Согласно плану FCC, четыре владельца С-диапазона получают поощрительные выплаты, если очистят 120 МГц спектра к 5 декабря 2021 года и 180 МГц к 5 декабря 2023 года.

Intelsat заказал пять спутников C-диапазона у Maxar и два космических аппарата (КА) у Northrop Grumman. SES приобретает два спутника у Northrop Grumman, два КА - у Boeing и два КА - у Thales Alenia Space. Ранее в этом году Eutelsat Communications объявила о своем намерении купить спутник на замену C-диапазона, но парижский оператор позже пришел к выводу, что у него достаточно свободных мощностей для обслуживания клиентов без увеличения своего парка.

И этот заказ стал настоящим спасением для индустрии, поскольку в несколько раз «перекрыл» все объемы текущих заказов: кроме этих 13 аппаратов в 2020 году операторы заказали еще 4. Понятно, что нельзя рассчитывать на такие подарки в перспективе, но сейчас, в разгар пандемии, которая перекроила все планы и прогнозы (например, сильно притормозила, если вообще не заморозила, большинство проектов по обеспечению связи в полете — одним из наиболее динамичных секторов), он оказался, мягко говоря, очень кстати. Без заказов спутников для расчистки американского С-диапазона 2020 год стал бы одним из самых неудачных для индустрии. Особенно для американской — все остальные заказы получили европейские разработчики: три контракта (Optus-11 для одноименного австралийского оператора, Badr-8 для Arabsat и Thuraya-4 NGS для Yahsat) достались Airbus Defence and Space, еще один (Amazonas Nexus от Hispasat) — Thales Alenia Space.

Положительные финансы в третьем квартале

На виртуальной конференции Satellite Innovation 2020 представители Maxar, Boeing и Northrop Grumman в один голос заявляли, как они счастливы получить заказы от Intelsat и SES. И, что немаловажно, эти заказы не только позволят загрузить производственные мощности компаний, но и помогут им сохранить всю сложившуюся кооперацию, что позволит успешно бороться за последующие контракты.

По словам Криса Джонсона, президента Boeing Satellite Systems International, хотя пандемия привела к снижению спроса на определенные виды связи, она подчеркнула важность надежной и качественной широкополосной связи. Судя по отчету компании, успех подразделения космического бизнеса остался малозаметен из-за серьезного удара, нанесенного пандемией сектору гражданской авиации.

Дэн Яблонски, президент и генеральный директор Maxar Technologies, отметил, что отрасль растет, и это совершенно очевидно. Производителю впервые за несколько лет удалось два квартала подряд зафиксировать рост выручки: за третий квартал 2020 года она составила $436 млн, что на $23 млн больше чем за тот же период 2019 года. Чистая прибыль составила $85 млн, тогда как в 3 квартале 2019 года был зафиксирован убыток на сумму $26 млн. Поэтому руководитель Maxar с чистой совестью заявил, что компания идет по правильному пути.

Лиза Каллахан, вице-президент Lockheed Martin Space и генеральный менеджер сектора коммерческого гражданского космоса, заявила, что спутники будут играть все более важную роль в сетях наземной связи, интегрируясь в сети 5G. Lockheed Martin сообщил о рекордных продажах в $16,5 млрд, что на 8,7% больше, чем в предыдущем квартале. Продажи превысили показатели третьего квартала прошлого года на 9%. При этом успех космического сектора не связан с С-диапазоном, но компания отрабатывает еще один ярко выраженный тренд — ориентация на государственного заказчика. Lockheed Martin получил контракт на $200 млн от Министерства обороны США на создание спутниковой группировки тактической военной связи и целеуказания.

Airbus, которому заказов на С-диапазон не досталось, тем не менее объявил, что 2020 год будет одним из лучших. Жан-Марк Наср, исполнительный вице-президент Airbus Defense & Space по космическим системам, намекнул на некие интересные объявления, которые он сделает до конца года. Можно предполагать, что речь идет о каких-либо контрактах в самой последней стадии заключения.

Другие игроки в своих пресс-релизах также отмечают, что в третьем квартале дела у них пошли гораздо лучше.

Northrop Grumman Corporation сообщила, что объем продаж в третьем квартале 2020 года увеличился на 7 процентов до 9,1 миллиарда долларов (для сравнения, за аналогичный период 2019 года продажи принесли 8,5 миллиарда долларов). Чистая прибыль в третьем квартале 2020 года увеличилась на 6 процентов до 1,0 миллиард долларов. Рост, говорится в сообщении компании, был в значительной степени обусловлен новым бизнесом в подразделении космических систем.

Thales отмечает увеличение продаж в третьем квартале после «беспрецедентных сбоев во втором квартале 2020 года, вызванных пандемией Covid-19» и падения продаж в секторе гражданской авиации на 45%. Главным фактором успеха компания называет ряд крупных контрактов, в оборонной и космической сферах.

Будет ли С-диапазон приносить доход и дальше?

Аналитики считают, что в дальнейшем заказы у разработчиков обязательно будут: NSR в своем отчете предсказывает, что спрос на передачу видео будет медленно снижаться в следующее десятилетие (но останется на достаточно высоком уровне), в то время как спрос на передачу данных резко возрастет. Аналитики Euroconsult выдали два сценария: пессимистичный, согласно которому спрос на крупные геостационарные спутники связи составит около пяти заказов в год; и оптимистический, который предполагает небольшой рост продаж - до 15 крупных аппаратов в год.

Оптимистичный сценарий строится прежде всего на том, что перераспределение С-диапазона затронет не только США. Сотовые операторы многих стран предъявляют свои права на С-диапазон как на оптимальный для развертывания сетей 5G. Правда, в других регионах (особенно в Юго-восточной Азии) роль спутников С-диапазона в раздаче видеоконтента гораздо выше, чем в США, но регуляторы Канады и Бразилии уже говорили о том, что можно пойти по американскому пути. Если это произойдет, то С-диапазон будет успешно кормить спутниковых разработчиков еще как минимум десятилетие. И не исключено, что чуть позже возникнет необходимость аналогичной замены и емкости Ku-диапазона, так как утверждения, что в районе 12 ГГц у спутниковых операторов наблюдается явный излишек спектра, слышны все громче.

Новые спутники с высокой пропускной способностью, уменьшившие количество необходимых операторам космических аппаратов; некоторая неопределенность, связанная с развитием низкоорбитальных группировок; потрясения, вызванные пандемией — все эти факторы так или иначе крайне негативно сказались на бизнесе разработчиков и производителей спутников связи. Но необходимость перераспределения С-диапазона в США, и, как следствие — заказ новых спутников, дали мощный толчок индустрии. Возможно, именно он позволит сохранить ее на должном уровне до следующего всплеска спроса.

25/11/2020
Ваши содержательные комментарии к материалам направляйте нам через контактную форму ниже:
Согласен с Политикой обработки данных