Конкуренция переходит в партнерство: основные тренды развития саткома
Сегодня доступ в интернет становится такой же базовой потребностью, как доступ к продуктам питания, чистой воде и электричеству, поэтому международные организации — в первую очередь, ООН и МСЭ — реализуют программы подключения жителей удалённых регионов, в том числе с помощью спутника. При этом космические коммуникации должны сыграть роль не только в устранении цифрового разрыва, но и ликвидации бедности. Об этом, в частности, заявляла генеральный секретарь МСЭ Дорин Богдан-Мартин на конференции SATELLITE 2024. Как меняется отрасль и помогает решать актуальные социальные задачи людей по всему миру — в материале SATCOMRUS.
Интеграция спутниковых и наземных сетей

Для того, чтобы спутниковые технологии проявили себя в полной мере, необходима их полная синергия с мобильными сетями. Пока две индустрии работают обособленно. Серьёзный прорыв был достигнут в семнадцатом релизе 3GPP, и теперь основная задача — реализовать заложенный в него потенциал. Разработанные стандарты обеспечивают совместимость между космической и сотовой связью, что позволит смартфонам и устройствам интернета вещей бесшовно подключаться к ним. Однако сотовые операторы отмечают серьёзную раздробленность в спутниковой сфере, и до её объединения говорить о какой-либо синергии двух отраслей рано.

Генеральный директор Iridium Communications Мэтт Деш предостерёг от излишнего оптимизма в этом вопросе: по его мнению, на интеграцию сетей понадобится 10-15 лет. Время уйдёт на то, чтобы компании научились работать с клиентами, привыкшими к сервису определённого уровня, предоставляя ту же степень надёжности и качество сервиса, что и сотовые операторы. К тому же есть ряд технических и правовых моментов, которые требуют длительного урегулирования и согласования — например, речь идет о совместном и повторном использовании спектра. При этом регуляторы — и МСЭ, и Федеральная комиссия по связи США — становятся все более ориентированными на спутник и реально понимают важность конвергенции двух технологий, что позволяет рассчитывать на более быстрое решение регуляторных вопросов.

Новые технологии — новые рынки

Нельзя обойти стороной и то влияние, которое оказал Starlink на рынок. Тем более, что у оператора не так давно была очередная если не сенсация, то очень яркая новость — компания подписала контракт с производителем сельскохозяйственной техники John Deere на подключение через спутник датчиков IoT для реализации технологий точного земледелия. Крупные игроки саткома отмечают перспективы нового рынка и будут внимательно следить за реализацией этого проекта. Тем более, что другие два крупных оператора — Eutelsat и SES — объявили о коммерческом старте мультиорбитальных услуг, что несомненно открывает для них новые рынки, в том числе и рынок интернета вещей. И здесь им необходимо реализовать три условия:

1. наличие глобального сервиса;
2. недорогие пользовательские терминалы;
3. малая задержка сигнала.

После интеграции низко- и среднеорбитальной группировок в свои сети Eutelsat и SES эти условия смогут выполнить. И если ранее традиционные операторы опасались, что Starlink вытеснит их из каких-либо рыночных ниш, то теперь они отмечают, что это открывает для них новые рынки.

Сам Starlink считает, что все неподключенные жители Земли (по данным МСЭ, их 2,6 млрд человек) — это хороший рынок для спутниковых операторов, и необходимости конкурировать с наземными сервисами нет. Оператор намерен в ближайшее время «отшлифовать» свою сеть, чтобы реальные характеристики сервиса (в первую очередь — скорость и задержка сигнала) максимально приблизились к теоретически возможным.

НОО и ГСО — качели конкуренции

Однако на рынке далеко не все так гладко, и заявления о том, что Starlink вытесняет традиционных операторов из привычных рыночных ниш, тоже частично обоснованы.


Так, канадский оператор Telesat объясняет ожидаемое в 2024 г. снижение выручки более чем на $100 млн влиянием пользователей, уходящих от классического ТВ в OTT и стриминговые сервисы, а также распространением Starlink в корпоративном секторе, особенно в области предоставления услуг в море. Корпоративные заказчики требуют доступную широкополосную связь с низкой задержкой, которую пока может обеспечить только Starlink. Однако уже в мае 2024 г. Starlink удвоил цены на услуги глобального роуминга, что несомненно замедлит продвижение оператора на рынке подвижной связи. А на Satellite 2024 уже не спутниковые компании, а их потенциальные партнёры и клиенты — сотовые операторы — говорили о том, что для охвата удалённых регионов часто выгоднее использовать геостационарные КА с высокой пропускной способностью (HTS), которые предлагают более высокие скорости и меньшую цену на трафик. Это де факто отметил и президент Boeing Satellite Systems International Райан Рид: HTS ГСО — лучший способ добиться наиболее эффективного использования такого ограниченного ресурса, как частотный спектр. И поэтому, в экономике НГСО трудно конкурировать с геостационаром. Вместе с тем Даллас Касабоски, консультант NSR, спрогнозировал, что доля негеостационарных систем в общем спросе на пропускную способность вырастет примерно с 21% в 2022 г. до более чем 50% в 2032 г.

Баланс между ГСО и НГСО напоминает качели: сначала в низкоорбитальных системах видели «убийц» традиционных спутниковых группировок. Потом выяснилось, что экономика всё-таки на стороне HTS, к тому же ещё не успели проявить себя запланированные или только введённые в эксплуатацию КА сверхвысокой пропускной способности и аппараты с гибкой адаптируемой полезной нагрузкой (разумеется, обе технологии могут быть сведены и в одном КА). С другой стороны, тот же Starlink хоть и открывает новые рынки, но и переключает на себя часть клиентов, заинтересованных в простоте обслуживания и низкой задержке сигнала. Где эти качели остановятся, пока непонятно, далеко не все факторы проявились в полной мере, к тому же в этом году монополия Starlink будет разрушена, а реальные мультиорбитальные услуги могут кардинально преобразить рынок.

Операторы пытаются не только угадать, но и отчасти сами сформировать тренды развития. Например, несколько уменьшить затраты на развитие НГСО. Президент Eutelsat Ева Бернеке рассказала о сокращении масштабов внедрения инноваций во второе поколение OneWeb. Оператор хочет уменьшить риски и обеспечить непрерывность услуг. Telesat тоже оптимизировал свою планируемую низкоорбитальную сеть Lightspeed, сократив количество спутников до 198.

Большую ценность геостационарным системам должны дать и новые подходы. Так, Astranis создает аппараты класса MicroGEO. На первом запущенном КА произошел сбой, но специалисты уверены, что полностью устранили проблему и готовят запуск четырех КА в этом году. Всего же Astranis планирует в ближайшие два года отправить на геостационарную орбиту больше спутников, чем вся остальная отрасль вместе взятая.
И наконец, несмотря на уменьшение абонентской базы и влияние абонентов, которые переходят от традиционного ТВ к потоковым видеосервисам, спутниковая раздача видео остаётся (и ещё довольно долго будет оставаться) мощным генератором прибыли для операторов.
Новый сверхгигант

Почти сразу после конференции SES объявила о приобретении Intelsat, поэтому и заявления операторов на SATELLITE 2024 неизбежно приходится рассматривать с учётом слияния операторов. SES объявила о возможности предоставления услуг с использованием всех орбит — геостационарной, средней и низкой (последней — на основе долгосрочных партнёрских отношений). Этот оператор ориентируется на государственных заказчиков, а также на растущие облачные сервисы, требующие подключений в том числе и в удалённых регионах. Также SES открывает новый бизнес по сбору и доставке на Землю данных с КА мониторинга земной поверхности. Intelsat же считает основной точкой роста IFC (In-Flight Connectivity). В сочетании вырисовывается мощный конгломерат, который претендует на ведущие роли во всех существующих и перспективных секторах саткома.

Новые технологии и сервисы, неожиданные альянсы вчерашних (а то и сегодняшних) конкурентов, та роль, которую возлагает на спутники ООН в достижении своих целей по улучшению качества жизни населения Земли — всё это может вывести индустрию на новый уровень. Но главным фактором, как считают многие игроки, станет реальное сотрудничество сотовых и спутниковых компаний вплоть до полной взаимной интеграции.

12/06/2024 АНАЛИТИКА