НОО и ГСО — качели конкуренции
Однако на рынке далеко не все так гладко, и заявления о том, что Starlink вытесняет традиционных операторов из привычных рыночных ниш, тоже частично обоснованы.
Так, канадский оператор Telesat объясняет ожидаемое в 2024 г. снижение выручки более чем на $100 млн влиянием пользователей, уходящих от классического ТВ в OTT и стриминговые сервисы, а также распространением Starlink в корпоративном секторе, особенно в области предоставления услуг в море. Корпоративные заказчики требуют доступную широкополосную связь с низкой задержкой, которую пока может обеспечить только Starlink. Однако уже в мае 2024 г. Starlink удвоил цены на услуги глобального роуминга, что несомненно замедлит продвижение оператора на рынке подвижной связи. А на Satellite 2024 уже не спутниковые компании, а их потенциальные партнёры и клиенты — сотовые операторы — говорили о том, что для охвата удалённых регионов часто выгоднее использовать геостационарные КА с высокой пропускной способностью (HTS), которые предлагают более высокие скорости и меньшую цену на трафик. Это де факто отметил и президент Boeing Satellite Systems International Райан Рид: HTS ГСО — лучший способ добиться наиболее эффективного использования такого ограниченного ресурса, как частотный спектр. И поэтому, в экономике НГСО трудно конкурировать с геостационаром. Вместе с тем Даллас Касабоски, консультант NSR, спрогнозировал, что доля негеостационарных систем в общем спросе на пропускную способность вырастет примерно с 21% в 2022 г. до более чем 50% в 2032 г.
Баланс между ГСО и НГСО напоминает качели: сначала в низкоорбитальных системах видели «убийц» традиционных спутниковых группировок. Потом выяснилось, что экономика всё-таки на стороне HTS, к тому же ещё не успели проявить себя запланированные или только введённые в эксплуатацию КА сверхвысокой пропускной способности и аппараты с гибкой адаптируемой полезной нагрузкой (разумеется, обе технологии могут быть сведены и в одном КА). С другой стороны, тот же Starlink хоть и открывает новые рынки, но и переключает на себя часть клиентов, заинтересованных в простоте обслуживания и низкой задержке сигнала. Где эти качели остановятся, пока непонятно, далеко не все факторы проявились в полной мере, к тому же в этом году монополия Starlink будет разрушена, а реальные мультиорбитальные услуги могут кардинально преобразить рынок.
Операторы пытаются не только угадать, но и отчасти сами сформировать тренды развития. Например, несколько уменьшить затраты на развитие НГСО. Президент Eutelsat Ева Бернеке рассказала о сокращении масштабов внедрения инноваций во второе поколение OneWeb. Оператор хочет уменьшить риски и обеспечить непрерывность услуг. Telesat тоже оптимизировал свою планируемую низкоорбитальную сеть Lightspeed, сократив количество спутников до 198.
Большую ценность геостационарным системам должны дать и новые подходы. Так, Astranis создает аппараты класса MicroGEO. На первом запущенном КА произошел сбой, но специалисты уверены, что полностью устранили проблему и готовят запуск четырех КА в этом году. Всего же Astranis планирует в ближайшие два года отправить на геостационарную орбиту больше спутников, чем вся остальная отрасль вместе взятая.
И наконец, несмотря на уменьшение абонентской базы и влияние абонентов, которые переходят от традиционного ТВ к потоковым видеосервисам, спутниковая раздача видео остаётся (и ещё довольно долго будет оставаться) мощным генератором прибыли для операторов.