Вещание по барханам: тренды доставки медиаконтента и спутниковой связи на CABSAT 2024
В Дубае завершилась выставка CABSAT 2024 — ведущее мероприятие Ближнего Востока в области контента, вещания, спутниковой связи, средств массовой информации и развлечений, в рамках которого проходят ежегодный Контент-конгресс и сессии саммита SATExpo. В мероприятиях принимают участие сотрудники ГП КС.
ГП КС расширяет сотрудничество

На своем стенде с 21 по 23 мая представители ГП КС провели серию встреч и переговоров с операторами и интеграторами региона. К сервисам предприятия проявили интерес делегаты из стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Так, сейчас ГП КС оказывает услуги связи на морских судах и плавучих буровых платформах в Персидском заливе. Компания работает и с операторами всего региона MENA, предоставляя ресурс для корпоративных сетей связи и магистральных каналов. Для этого используется спутниковая емкость трех аппаратов ГП КС — «Экспресс-АМ8», «Экспресс-АМ7» и «Экспресс-АМ6». По итогам встреч была достигнута договоренность с рядом компаний о расширении сотрудничества.
ОТТ доминирует, рынок консолидируется

Поскольку среда создания и распространения контента регулярно меняется, Контент-конгресс на CABSAT 2024 стал популярной площадкой для создателей и распространителей контента, ТВ-вещателей региона, чтобы обсудить новые тенденции, возможности и проблемы отрасли.

В частности, одной из острых тем для дискуссий стало активное потребление OTT-контента: по прогнозу 44,9 процента пользователей Интернета во всем мире будут взаимодействовать с ним к концу 2024 года. OTT пока не приобрело в регионе MENA доминирующего характера, но, отмечая тренд к росту потокового вещания, игроки готовятся к изменениям на рынке. Ожидается, что к 2028 г. доходы от OTT на Ближнем Востоке и в Северной Африке удвоятся: вырастут от $2,83 млрд в 2022 г. до $5,69 млрд в 2028 г. AVOD принесет $1,55 млрд к 2028 г. — на $1 млрд больше, чем в 2022 г. Доходы от SVOD вырастут с $2,03 млрд в 2022 г. до $3,82 млрд в 2028 г.
DTH остается популярен у зрителей

Позиции спутникового ТВ довольно сильны в регионе MENA, что подтверждает Eutelsat, заключая контракты на спутниковое распространение контента. Телевещание остаётся для Eutelsat одним из приоритетных направлений. Спутник Eutelsat 8 West, предназначенный для работы на этот регион, охватывает более 60 млн домохозяйств и транслирует около 900 телеканалов. Новые соглашения с du и Eurovision Services нацелены на расширение DTH-вещания каналов высокой четкости и прямых трансляций крупных спортивных событий для зрителей на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Рекламодателям нужен адресный маркетинг

Потребление линейного контента пока не падает, но вещателям становится всё труднее привлекать рекламодателей, поскольку их интересуют нелинейные сервисы, адресный маркетинг и точные измерения эффективности рекламы. Как одно из решений рассматривается HbbTV — технология, популярная в Европе в конце нулевых и начале десятых. Но спутниковое ТВ имеет и свои преимущества у рекламодателей: контракт с DTH-оператором подразумевает предоставление клиентом своих данных, тогда как в OTT абоненты гораздо более анонимны.

Наиболее перспективными для региона игроки рассматривают рекламные модели — видео по запросу с рекламой (AVOD) и бесплатное потоковое вещание с поддержкой рекламы (FAST). Владельцы контента охотнее работают по второй модели. В свою очередь вещателей беспокоит необходимость борьбы с крупными платформами — YouTube и TikTok, которая наиболее остро проявляется именно в секторе AVOD.
Рынок ждёт консолидация

Одним из востребованных сервисов в регионе становится включение регионального контента на OTT-платформы, а также решения, позволяющие производить беспрепятственный обмен контентом на различных платформах. На рынке присутствует большое количество локальных игроков, почти каждый вещатель запускает своё потоковое приложение, но рекламодателям важен объём. Поэтому рынок ждёт консолидация, как на уровне партнёрств по обмену контентом, так и на уровне слияний компаний.
Доставка контента

Спортивные трансляции, в том числе и прямые — одна из точек роста для ТВ-рынка MENA. Для охвата большой аудитории требуются CDN-сети. При этом для спортивных трансляций требуются сети, которые обеспечивают малую задержку. Игроки рынка MENA на различных сессиях CABSAT довольно много говорят о необходимости кардинального реформирования CDN-индустрии в регионе, о том, что без качественной многоадресной раздачи контента, сервисы OTT не получат должного развития. Сегодня все ведущие операторы имеют спутниковые и гибридные CDN-сервисы, но пока нет информации о каких-либо соглашениях между ними и вещателями MENA, возможно, это дело ближайшего будущего. Не исключено, что в услугах по доставке спортивного контента в режиме прямого репортажа ключевую роль сыграют мультиорбитальные услуги с использованием низкоорбитальных и среднеорбитальных спутниковых группировок.
ИИ как помощник локализации контента

Вещатели всерьёз рассчитывают на помощь искусственного интеллекта в локализации контента. ИИ, взяв на себя абонентскую поддержку, уже серьёзно удешевил им сервис. В дальнейшем ему предстоит создание субтитров на множестве языков, что позволит OTT-платформам серьёзно увеличить охват.
Стратегии глобальных спутниковых операторов на Ближнем востоке

Саммит SATExpo объединил молодых спутниковых стартапов, традиционных операторов связи, экспертов в области телекоммуникаций и поставщиков спутниковых услуг. «В течение последнего десятилетия SATExpo была движущей силой спутникового и космического сообщества, способствуя стратегическому партнерству и содержательным беседам. Конференция затрагивает такие темы, как коммерческие и корпоративные услуги связи, государственные и военные услуги, наземные системы и оборудование, космические данные и многое другое», — отмечают представители выставки CABSAT.

Как ожидается, рынок спутниковой связи на Ближнем Востоке вырастет с предполагаемых 3,35 миллиардов долларов США в 2024 году до 4,79 миллиардов долларов США к 2029 году, при этом среднегодовой темп роста (CAGR) составит 7,4 процента в 2024–2029 годах.
Интеграции операторов и новые модели бизнеса

Успешный запуск в эксплуатацию в октябре 2023 г. спутника Eutelsat сверхвысокой пропускной способности (VHTS) Eutelsat Konnect в точке 2,7° в.д. позволил оператору активизировать деятельность в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Окончательное слияние сервисов Eutelsat и OneWeb позволяет оператору в 2024 г. начать предоставление полноценной мультиорбитальной услуги. Завершение тестирования и внедрение линейки терминалов Intellian и Kymeta обещает прорыв в секторе подвижной связи.

Крупный оператор связи на море Marlink подписал многолетнее соглашение на использование емкости спутника высокой пропускной способности (HTS) Eutelsat10B для высокоскоростного подключения морских судов в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). Многолучевая зона покрытия спутника охватывает Североатлантический коридор, Европу, Средиземноморский бассейн и Ближний Восток.

В 2023 г. Eutelsat и NEC XON подписали соглашение об использовании Eutelsat OneWeb для обеспечения связи — в первую очередь для корпоративных клиентов — к югу от Сахары. Ливийский оператор Rawafed Libya заключил с Eutelsat OneWeb контракт на предоставление услуг высокоскоростного подключения с низкой задержкой по стране.

Нацеленный на вертикальные рынки и на рынок связи с подвижными объектами Intelsat активно выходит на рынки MENA. В партнерстве с Africa Mobile Networks (AMN) оператор с 2018 года развернул более 3000 сельских базовых станций, предоставляя новые телекоммуникационные услуги более 8 млн человек.

В начале 2022 г. года Intelsat заказал у Thales Alenia Space два программно-определяемых спутника с запуском в 2025 г. Intelsat41 (IS-41) и Intelsat 44 (IS-44). Они предоставят емкость для развития сетей 5G в Африке, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии.

Недавно SES объявила о приобретении Intelsat, и эта сделка несомненно повлияет в том числе и на присутствие оператора в регионе MENA.

Синергия объединения геостационарных группировок — более чем сто спутников, а также возможность предоставления мультиорбитальных услуг с использованием группировки O3b mPOWER, должно серьёзным образом изменить рынок. SES также планирует на ближайшее время запуск спутников для обслуживания Европы, Африки и Ближнего Востока. Этот оператор провёл на Ближнем Востоке испытание транзитной сети 5G с использованием своей MEO-группировки.

Оператор ABS владеет пятью спутниками, в регионе MENA использует ABS-2/ABS-2A (75°в.д.) и ABS-3A (3°з.д.). Первые спутники формируют высокоэнергетичный луч Ku-диапазона на регион MENA, второй — широкий луч С-диапазона. В партнёрстве с AXESS Networks оператор предоставляет услуги фиксированной и подвижной связи. Соглашение на использование телепорта Cyta Makarios на Кипре позволит ABS увеличить своё присутствие в MENA.

В результате, чтобы удержать позиции в конкуренции с наземными сетями, операторам приходится консолидироваться, применять новые модели бизнеса с упором на мультиорбитальные группировки и запускать HTS-спутники.
30/05/2024 АНАЛИТИКА