Ставки подняты: космическое страхование в условиях трансформации рынка
Активно внедряемые инновации, рост числа стартапов, большое количество оборудования, не прошедшего летную квалификацию, — все это заставляет андеррайтеров проявлять осторожность. Им нужны адекватные методики расчета рисков и оценки надежности технологий многочисленных компаний-разработчиков, чьи агрегаты, спутники и ракеты-носители не прошли испытания на орбите.

Так, на конференции World Satellite Business Week (WSBW) разработчики малых ракет-носителей (РН) утверждали, что страховые ставки — важнейшая часть их предложения клиентам. Поэтому нужно крайне осторожно подходить к вводу новых РН в эксплуатацию. Желание как можно раньше выйти на рынок в ущерб надежности ведет только к потере доверия страховщиков.
Космическое страхование — само по себе большой риск

Впрочем, нельзя сказать, что космический страховой рынок в последнее десятилетие чувствовал себя уверенно и стабильно.
Источник: Seradata Space Intelligence

Несколько аварий — как, например, в случае с КА Falcon Eye-1 и ChinaSat-18 в 2019 году — и рынок заканчивает год в глубоком минусе. Но далее в игру вступают низкоорбитальные мегагруппировки, и страховщики понимают, что скоро рынок коренным образом изменится. Всемирный экономический форум в своем отчете о глобальных рисках назвал космос одной из наиболее рисковых областей для ведения бизнеса: этому способствует рост числа космических аппаратов, милитаризация космоса и отсутствие адекватной нормативно-регуляторной базы.
Аварии 2023 года — потери почти в $1 млрд

Спутниковые аварии 2023 года сильно ударили по страховщикам, которые оценивают свои потери в $420 млн. При ожидаемых доходах в $550 млн, потери составят почти 80%. Сумма предъявленных в этом году заявок на выплаты оценивается в $835 млн, а на WSBW 2023 уже объявлялась сумма в $1млрд. К тому же в указанные $550 млн дохода входит сумма, которую Viasat должен был выплатить в качестве страхового покрытия второго спутника серии ViaSat-3, запуск которого будет отложен.

После заявления об аварии ViaSat-3 страховщики начали говорить о повышении ставок. А известие о проблемах с КА Inmarsat-6 (I6) F6 2 они восприняли еще более болезненно, отметив, что как минимум двадцать лет рынок не видел такого потрясения. При этом страховщики считают процесс закономерным, т.к. ставки в последнее время все понижались (но у операторов, скорее всего, будет иное мнение). По данным одной из страховых компаний, средняя чистая ставка для покрытия «запуска +1 года работы на орбите» упала с более чем 20% примерно два десятилетия назад до порядка 8% по состоянию на середину 2023 года.

В октябре 2023 года страховщики столкнулись с риском получить заявки еще на $50 млн. Так, поступила информация о том, что двигательные установки спутников Al Yah 3 (оператор Yahsat), Hylas 4 (оператор Avanti Communications), MEV-1 и MEV-2 (два аппарата орбитального обслуживания Northrop Grumman) не выдают положенной мощности из-за неадекватной работы блоков PPU (Power Processing Units), обеспечивающих двигатели электроэнергией. Первый сбой в работе зафиксирован в 2022 году, и после этого Al Yah 3, Hylas 4 и MEV-2 потеряли по одному из двух бортовых блоков PPU. Производитель блоков — Aerojet Rocketdyne, недавно купленная компанией L3Harris.

Оставшийся блок обеспечивает работу двигателей, хотя и с урезанными характеристиками, но при этом велика вероятность, что спутник потеряет возможность к корректировке орбиты раньше заявленного пятнадцатилетнего срока активного существования.

Все четыре упомянутых спутника построены Northrop Grumman (или компанией Orbital ATK, приобретенной Northrop Grumman в 2018 году) на базе платформы GEOStar-3 и запущены в период с 2018-го по 2020 гг.
Спутники мегагруппировок не страхуют

Как сообщает SpaceNews со ссылкой на данные страховой компании AXA, в 2022 году было произведено 186 запусков, в результате которых на орбиту вывели в общей сложности 2,5 тыс. спутников. Из них 1730 — КА компании Starlink, которые не были застрахованы. Из оставшихся 770 застрахованы (только на запуске) лишь 340 спутников.

В 2022 году на орбитах находилось около 7 тыс. активных аппаратов общей стоимостью $120 млрд. Из них 280 — на средней околоземной (СОО) или высокой эллиптической (ВЭО), а 590 спутников находятся на геостационарной (ГСО) орбитах. Из этих 590 аппаратов застрахованы 238 КА на сумму $24,7 млрд. Из 6,1 тыс. аппаратов на низкой орбите (НОО) только 63 застрахованы на $3,1 млрд.

Рынок страхования геостационарных аппаратов хорошо развит: большинство владельцев приобретают стандартный полис на запуск плюс один год на орбите, затем многие из них ежегодно продлевают страховку. Операторы НОО страхуют свои спутники сильно реже: например, запуски и работа КА Starlink страхового покрытия не имеют, т.к. вышедший из строя спутник не наносит серьезного ущерба общей работе группировки и сравнительно легко заменяется. Если говорить о Starlink, то теперь потеря даже всех спутников при запуске не станет чувствительным ударом для сервиса. Относительно низкая стоимость КА на НОО может положить конец страховому бизнесу в этом секторе — такое мнение весьма настойчиво звучало на WSBW.

Есть еще один момент: операторы геостационарных группировок обычно развиваются на банковские кредиты, банки в этом случае требуют защиты активов, то есть страхования рисков. Венчурные капиталисты же, как правило, меньше понимают в космическом бизнесе и готовы пойти на больший риск. Правда, последняя конференция WSBW показала, что взгляд венчурных финансистов тоже начинает меняться, и возможно в ближайшее время они также начнут требовать страхования.
Лунная страховка

В вопросе страхования необходимо учитывать и лунный космический бизнес, тем более, что несколько руководителей крупных компаний на WSBW называли Луну перспективным направлением. Страховой бизнес уже принял участие в его освоении и уже понес первые потери.
В 2022 году японская ispace заключила соглашение с компанией Mitsui Sumitomo о страховом покрытии рисков, связанных с лунными миссиями, от запуска, посадки на лунную поверхность — до установления связи и передачи данных между посадочным модулем и центром управления полетом после приземления на поверхность Луны. Консультантом, оценивающим риски, стала компания Marsh — известный игрок в мире космического страхования.

Мягкая посадка HAKUTO-R Mission 1 на Луну не удалась, аварийная комиссия винит программное обеспечение, которое неверно оценило высоту. Mitsui Sumitomo выплатила ispace $26 млн, и разработчик готовит следующий полет к Луне.

Основатель и генеральный директор Astroscale Нобу Окада уверен, что именно коммерциализация космической деятельности станет стимулом для космического страхования. Инвестор, в отличие от государства, больше заинтересован в надежности. Интересную окраску этому мнению придает тот факт, что Astroscale — это стартап, который развивает технологии по удалению космического мусора. Ожидается, что этот вид деятельности в ближайшем будущем будет очень тесно завязан и с регуляторикой, и со страхованием. В частности, страховка от столкновений потребует привлечения таких компаний как Astroscale.
В космос — без страховки путешественника

Первый космический турист не так давно совершил суборбитальный полет, и несколько стартапов объявили своей целью развивать это направление. Пока никаких юридических требований к страхованию таких внеземных путешественников нет, но вопрос уже возник. Страховщики обозначили свою позицию: никакие существующие страховки в космосе работать не будут.

Энтузиасты и разработчики надеются: когда коммерческие полеты в космос станут регулярными и массовыми, страховщики не упустят этот сектор. Та же ispace намерена только расширять сферу страхового покрытия — по прогнозам компании, к 2040 году население Луны будет составлять 1 тыс. человек, и около 10 тыс. путешественников ежегодно будут посещать естественный спутник Земли. Такие объемы перевозок и такой бизнес никак не могут остаться без страхового покрытия.
14/12/2023 АНАЛИТИКА