Аварийный 2023 год: как неудачи и проблемы при запусках аппаратов и услуг повлияли на спутниковый рынок
Выход из строя космической техники, полная или частичная потеря спутника — все это неизбежная обратная сторона индустрии, и любой оператор рано или поздно сталкивается с ней. Неудачи всегда так или иначе нарушают амбициозные планы, однако произошедшие в 2023 г. аварии могут серьезно сказаться на всей отрасли в целом. Как и почему — в материале SATCOMRUS.
Сервис O3b mPower задержан на полгода

До недавнего времени SES можно было назвать везучим оператором, которого крупные аварии обходили стороной. Но в августе этого года стало известно, что на первых четырех спутниках O3b mPower периодически отключаются силовые модули. Проблема поначалу считалась незначительной, т.к. решалась переключением модулей без ущерба для производительности полезной нагрузки (ПН). Однако этот инцидент стал причиной более тщательной проверки готовящихся к запуску аппаратов. Позднее оказалось, что ситуация серьезнее, чем ожидалось: число отключений растет, а главное — проблемы с электрическими системами O3b mPower значительно сократят эксплуатационный срок КА и их пропускную способность. Для того, чтобы среднеорбитальная группировка SES обеспечивала заложенные при проектировании характеристики, необходимо построить еще два спутника O3b mPower, а также модернизировать те пять аппаратов, которые находятся в разработке. Перенос введения в коммерческую эксплуатацию группировки с декабря 2023 г. на апрель 2024 г. приведет к снижению EBITDA компании примерно на 5%. Но пока у SES есть финансовые резервы, поскольку в октябре оператор получил $3 млрд за освобождение спектра C-диапазона в пользу сетей 5G в США.

В компании считают, что разработчик аппаратов Boeing должен взять на себя часть ответственности, поэтому подготовили соглашение с ним о разделении рисков и капитальных затрат. Одновременно SES начал рассматривать вопрос возможного признания неисправности страховым случаем. И тогда Boeing сможет претендовать на часть страховых выплат, что весьма актуально для компании, которая заявила $315 млн убытков в III квартале из-за необходимости внедрения большого объема инноваций по одному из контрактов.

Синергия геостационарной и среднеорбитальной группировок не раз позиционировалась оператором в качестве одного из главных конкурентных преимуществ, особенно при условии опережения других игроков в сфере мультиорбитальных услуг. Поэтому любые проблемы с O3b mPower чрезвычайно болезненны для SES.
Неудача с первым VHTS на 1 Тбит/с

Американский оператор Viasat не отказывается от мультиорбитального подхода, но тем не менее является последовательным сторонником применения геостационарных спутников высокой и сверхвысокой пропускной способности, апеллирующим к очень важному параметру — цене переданного байта. Чем выше пропускная способность, тем она ниже. В апреле был успешно запущен первый VHTS из серии Viasat-3: его 1 Тбит/с пропускной способности должен был серьезно оживить американский рынок спутникового ШПД. Но в июле оператор сообщил о проблемах при развертывании основной антенны нового КА. Причем именно она ранее считалась ключевым фактором высоких характеристик Viasat-3. Один из самых больших рефлекторов, когда-либо выводившихся в космос, позволял создать высокоэнергетичные зоны покрытия малых размеров, повышая тем самым коэффициент повторного использования частот. Проблема именно с этим ключевым элементом конструкции не дала ввести аппарат в эксплуатацию.

Контракт на изготовление всех трех спутников компании получил Boeing, однако за полезную нагрузку отвечал Viasat. CBS News, ссылаясь на слова президента Viasat по космическим и коммерческим сетям Дэвида Райана, утверждает, что поставщиком антенны была Northrop Grumman — Astro Aerospace. При этом сам рефлектор — это, по сути, увеличенная конструкция, ранее уже использованная на других аппаратах.

В августе 2023 г. Viasat еще считал возможным восстановление Viasat-3, но в сентябре того же года генеральный директор Viasat Марк Данкберг заявил, что в лучшем случае речь идет о частичном восстановлении работоспособности с сильно усеченными характеристиками. И наконец, 12 октября оператор опубликовал официальное заявление, в котором признавал возможность восстановления менее 10% запланированной пропускной способности ViaSat-3. Вопрос получения страховой премии в размере $420 млн будет рассмотрен до конца года, но дублера потерянного КА ViaSat-3 компания заказывать не планирует.

В сентябре-октябре 2023 г. к запуску готовился второй спутник серии ViaSat-3, предназначенный для рынка Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA). На нем установлена такая же антенна, как и на первом аппарате. Теперь этот запуск отложен на неопределенное время.

Весной 2024 г. оператор планировал вывести на орбиту третий аппарат, нацеленный на Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC). ViaSat-3 APAC использует другую антенну, поэтому авария на запуск повлиять не должна.

Сложности с первым Viasat-3, помимо всего прочего, привели к сильному переносу демонстрации работы VHTS с возможностью установки тарифов, близких к тарифам беспроводных наземных операторов. Обкатка этой бизнес-модели могла бы сильно повлиять на рынок спутникового ШПД.
Вторая авария у Viasat

Потеря Viasat-3 была не единственной неудачей оператора в этом году. В мае в Viasat объявили об окончательном завершении слияния с оператором подвижной спутниковой связи Inmarsat. Длившаяся более двух лет сделка, проходившая многочисленные согласования у регуляторов США и Великобритании, наконец-то подошла к успешному завершению.

Опираясь на синергию двух спутниковых систем — в первую очередь, узкополосной и надежной в L-диапазоне и высокоскоростной в Ка-диапазоне — оператор рассчитывает занять ведущие позиции на рынке связи с морскими и воздушными судами. К тому же слияние активов позволит более гибко и оперативно распределять ПН, отслеживая требования рынка. Наработки Inmarsat по низкоорбитальной группировке позволят Viasat реализовать мультиорбитальную стратегию, а также войти в бизнес прямой связи со спутника на мобильное абонентское устройство.

В конце августа Viasat подтвердил, что спутник Inmarsat-6 F2, запущенный 18 февраля 2023 г., из-за аномалии в работе «энергетической подсистемы» не может быть выведен на геостационарную орбиту в штатном режиме. Производитель аппарат Airbus сообщил, что до сих пор ни на одном из аналогичных КА с такой проблемой не сталкивался.

Неприятная особенность ситуации заключается в том, что Inmarsat-6 F2 должен был заменить Inmarsat-4 F1, на котором в свою очередь весной 2023 г. был также зафиксирован сбой, приведший к временной потере работоспособности. Оператор восстановил его работу, но «продолжил оптимизировать производительность и устранять некоторые из оставшихся конкретных проблем». При этом за месяц, прошедший после объявления об аварии, Inmarsat-6 F2 не совершил никаких маневров, оставаясь неподвижным. К ноябрю оператор не сделал никаких заявлений.

Эти аварии не нанесут серьезного удара по бизнесу операторов, во всяком случае в Viasat заявляют о своей готовности удовлетворить все свои обязательства по отношению к партнерам. Но задержка коммерческого старта сервиса или необходимость перегруппировки активов — это уже потеря темпа на высококонкурентном рынке. Inmarsat-6 F2 застрахован на $350 млн, Viasat-3 — на $420 млн, что в краткосрочной перспективе нивелирует потери оператора, однако невозможность расширять сервисы и выходить на новые рынки, а также растущее недоверие со стороны страховщиков нанесут ущерб в долгосрочной перспективе.
Astranis не заработал

Неудачей закончилась и первая попытка использования аппарата класса Micro-GEO, т.е. малого геостационарного КА. Первым из разработчиков спутников такого класса, запустившим КА на орбиту, стал Astranis, и он же первым столкнулся с капризами космической техники. В апреле 400-килограммовый Arcturus — спутник для оператора с Аляски Pacific Dataport — был успешно выведен на орбиту и показал на испытаниях характеристики выше заявленных. Но уже в июле основатель и генеральный директор Astranis Джон Гедмарк заявил о частичном выходе аппарата из строя. Отказала система ориентации солнечных батарей, что исключает полноценную круглосуточную работу.

На APSCC 2023 Директор по продажам Astranis в Азиатско-Тихоокеанском регионе Аджмаир Хир отметил, что запуск второго блока спутников из четырех аппаратов запланирован на следующий год, а третьего блока — на конец 2024 г. Сейчас компания принимает заказы на четвертую партию КА, которая будет запущена через два года и начнет коммерческую эксплуатацию в IV квартале 2025 г. В целом, Astranis планирует выйти на режим выпуска 24 спутников в год, по два в месяц.

Arcturus застрахован на $40 млн, оператору до запуска полноценной замены в 2025 г. предложен спутник UtilitySat из второго блока, но доверия страховщиков это не прибавляет.
07/12/2023 АНАЛИТИКА