НОО: конкуренция и сотрудничество
На основной вопрос рынка о том, как конкурировать с негеостационарными системами, глобальные операторы уже так или иначе ответили: нужно строить свои сети КА (как SES, Telesat), покупать перспективные стартапы (как Eutelsat и OneWeb) и вступать в альянсы (как вышеупомянутый SES и Starlink). А что делать региональным операторам? Возможностей для создания собственной системы у них нет, средств на покупку перспективной компании в этой сфере — тоже, а объединение может привести к перекосу в бизнесе из-за давления мощного глобального игрока. В любом случае, трансформация, поиск новых путей развития, сервисов и моделей — это не прихоть, а условие выживания и создания устойчивого бизнеса, уверены участники конференции APSCC. Thaicom, например, планирует стать не просто спутниковым оператором, а космической компанией. Компания уже заключила соглашение с GlobalStar и сотрудничает с глобальными игроками.
Давление со стороны низколетов (НОО) несомненно существует, считает Хуан Баочжун, исполнительный вице-президент APT Satellite. Выход — в диверсификации: расширении работы с вертикальными рынками, активизации в секторе B2C и т.д. Сам APT Satellite планирует расширить свой сервис подвижной морской связи на другие страны региона, рассматриваются предложения по созданию гибкой полезной нагрузки Ка-диапазона. Хотя низкоорбитальные системы, несомненно, серьезно повлияли на рынок, не стоит считать их всеобщим разрушителем, уверен Баочжун. Сейчас реализуются много НОО-проектов, но в итоге из них останется три-четыре, каждому из которых на локальном рынке понадобится поддержка локального игрока.
Для KT Sat встряска, которую принесли НОО-системы, стала хорошим поводом самому взбодрить конкурентов. Так, Starlink создал в Корее дочернюю фирму и должен до конца 2023 г. получить лицензию. А KT Sat, скорее всего, как провайдер морской связи, будет продавать на круизных лайнерах ШПД от Starlink. Этого хотят клиенты, значит, они должны получить желаемое. К тому же, хотя KT Sat и доминирует на корейском maritime- рынке, у него также есть конкуренты, на которых оператор вынужден оглядываться. И если KT Sat не станет предоставлять услуги Starlink, этим немедленно займутся другие игроки.
Вместе с тем японский оператор JSAT уже активно продает данные с низкоорбитальных систем. Он также является миноритарным инвестором японской низкоорбитальной системы QPS, которая готовит к запуску 36 аппаратов, способных охватить любую точку Земли.