Иностранного VSAT не будет: перспективы развития российского рынка малых спутниковых станций в условиях санкционного давления
Одной из тенденций развития VSAT-индустрии России в последние годы становится отсутствие на рынке китайских поставщиков: по каким-то причинам, никаких VSAT-платформ из Поднебесной у нас так и не появилось, несмотря на освобождение ниши в связи с уходом ряда зарубежных поставщиков. Об этом представители VSAT-рынка рассказали в рамках двух сессий конференции Satcomrus 2023. Таким образом, в сфере VSAT решать все проблемы придется самостоятельно.
Надежда только на себя

Государство понимает ситуацию и реализует несколько инициатив по переходу отрасли связи на отечественное оборудование. О них подробно рассказал заместитель генерального директора ГП КС Евгений Буйдинов.

При этом государственные инициативы должны сопровождаться «встречным движением». Бессмысленно ждать решения проблемы с иностранным оборудованием или надеяться на импорт через третьи страны. К такому выводу пришел Сергей Ратиев, генеральный директор АО «РТКомм.РУ».

Сложившаяся на российском рынке ситуация фактически вынудила оператора взять в свои руки координацию процесса создания отечественных компонентов. Антенны, передатчики, модемы, VSAT-платформа, абонентское оборудование — все это потребовало импортозамещения. Российские разработчики так или иначе уже вели проектировочные работы, но разрозненность или непонимание реалий российского спутникового рынка снижали эффективность их деятельности. Несколько разработчиков по тем или иным причинам не проявляли серьезной активности в доведении своих разработок до конца: либо не видели их важности, либо не располагали нужными финансами. Объединение разрозненных проектов в одном под руководством крупной компании с государственной поддержкой позволило серьезно продвинуться в создании российского VSAT.

В итоге к концу текущего года «РТКомм.РУ» протестирует первую партию уже рабочих антенн 1,2 м Ku-диапазона в полной комплектации, где вся пассивная часть создана российскими производителями. Также к концу года должен поступить уже сертифицированные модемы «точка-точка», «точка-многоточка», тестовый хаб для испытаний. Стоимость уже поступающего российского оборудования соответствуют сегодняшним ценам на иностранное оборудование. В следующем году оператор реализует канал «точка-точка» на 10 Мбит/с с возможностью увеличения скорости до 100 Мбит/с, где вся спутниковая часть будет российской поставки, а также получит серийные партии абонентских модемов и центральную земную станцию VSAT.

Акционер АО «Ка-Интернет» Сергей Пехтерев считает, что российскому VSAT-рынку отчасти повезло, что проводить срочное импортозамещение приходится в относительно благоприятных условиях. В первую очередь, потому что российская спутниковая группировка способна обеспечить как существующие, так и перспективные потребности в емкости. Критически необходимо оборудование, в том числе самый недостающий его элемент — приемопередатчики, которые сегодня производятся в малом объеме для особого применения по очень высоким ценам.

Наиболее спокойно на отечественное оборудование перейдет сектор B2O (business-to-operator), т.к. оборудование для каналов «точка-точка» ближе всего к реальному коммерческому использованию. B2G менее ограничен в средствах: здесь высок приоритет поставленных задач, следовательно, и в этом сегменте все вопросы будут решены. Для B2B, где большинство заказчиков представляют добывающую отрасль, дополнительные финансовые издержки будут приемлемы. Поэтому данная отрасль будет работать, в том числе, и на параллельном импорте. Хуже всего придется сектору B2C: он и так ориентирован на не самую обеспеченную часть населения, для которой крайне чувствителен вопрос цены. Стоимость VSAT российского производства долгое время будет неприемлема для этого рынка. Здесь необходимо работать с оборудованием, которое уже есть в наличии у операторов. Единственным производителем, сохранившим возможность предоставления услуг на российском рынке, остался Gilat, но не на всей территории России можно использовать его оборудование. Так, Дальнему Востоку необходимы терминалы Hughes, которые больше не поставляются. Поэтому приходится работать, опираясь на запасы и на вторичный рынок, который сейчас неплохо наполнен, благодаря высокому качеству и живучести оборудования. И около 2-3 лет оператор рассчитывает как-то закрывать потребности рынка.

Заместитель генерального директора ООО «Гилат Сателлайт Нетворкс (Евразия)» Михаил Пыхов, представитель единственного иностранного вендора, оставшегося на российском рынке, рассказал о новой платформе SkyEdge IV, способной работать в мультиорбитальных сетях. Оборудование Gilat готов поставлять в Россию. Ограничения существуют только на малую часть линейки, содержащую американские комплектующие.
HTS — тренд, но не панацея

Алексей Вдовин, начальник службы развития бизнеса ФГУП «Космическая связь», выступил модератором Сессии 1, участники которой пришли к выводу, что спутники высокой пропускной способности стали фактором, кардинально изменившим мировой сатком за прошедшие 10 лет. Благодаря им резко снизились цены на спутниковый трафик, что, с одной стороны, сильно ударило по операторам, но с другой — открыло новые рынки и услуги.

Михаил Глинка, директор департамента продаж операторских и корпоративных решений ФГУП «Космическая связь», подробно рассказал о плюсах и минусах HTS, областях их применения и перспективах развития.

Число HTS-аппаратов и объем передаваемого через них трафика растет. Если в 2021 г. на ГСО работало 80 КА HTS, через которые передавалось 2,6 Тбит/с, то к 2031 г. их станет 125, а объем трафика вырастет до 8,3 Тбит/с.

Массовое применение HTS спровоцировало падение цен на трафик, а с введением в эксплуатацию VHTS, а также НГСО-группировок эта тенденция только усилится, часть емкости останется невостребованной.

HTS не являются универсальным решением: если при построении VSAT-сетей их преимущества проявляются в полной мере, то для телераспределительных сетей их применение не оптимально.

ГП КС сейчас эксплуатирует два HTS и в 2023 году ввело в эксплуатацию сеть VSAT на спутнике с высокой пропускной способностью в орбитальную позицию 103° в.д. в Ku-диапазоне. На базе этого аппарата операторам уже сейчас предлагается востребованный сервис «инфраструктура как услуга».

Доклад Михаила Глинки дополнил Андрей Ромулов, коммерческий директор ООО «Спутниковая связь», который описал особенности, преимущества и технические характеристики многолучевых и мультиорбитальных систем.
Чужие самолеты сложно обеспечить ШПД

Подвижная связь стала одной из наиболее перспективных точек роста саткома. Современный человек должен иметь возможность бесшовно включить себе интернет-трансляцию дома и не прерывать ее ни на секунду — ни по дороге в машине, ни во время перелета. О том, что в транспорте интернет должен быть как дома, говорят все ведущие мировые операторы. Об этом говорил и Александр Аносов, первый заместитель генерального директора «Амтел-Связь».

Но реалии пока далеки от благих намерений. Российский гражданский парк самолетов обеспечивался ШПД иностранным — в основном американским — оборудованием, которое сейчас снято с обслуживания. Использование отечественного или китайского оборудования практически невозможно из-за проблем с сертификацией на самолетах Boeing и Airbus российских авиакомпаний. «Амтел-Связь» вместе с ПАО «Яковлев» создали совместное предприятие «Аир-Тех» для проектирования и сертификации связного оборудования для российских гражданских самолетов. Проблема заключается в ограниченности российского рынка ШПД на самолетах, что делает крайне непростым дальнейшее развитие.

С морским VSAT картина другая. Здесь российские операторы сервиса получили мощный стимул к развитию в виде необходимости освоения новых путей морских перевозок с обеспечением их связью собственными усилиями без использования услуг иностранных партнеров.

Разработчики аппаратуры и компонентов много и подробно рассказывали о своих наработках. Что любопытно, до введения жестких санкций таких докладов было сильно меньше, что характеризует коренное изменение ситуации.

В свою очередь, Андре Балтазар, генеральный директор Romantis De Brazil, рассказал об использовании спутников ГП КС для доставки ТВ-сигнала в Бразилии. C-диапазон очень хорошо подходит для работы в тропических широтах, где более высокие диапазоны испытывают влияние помех из-за влажного климата.

В общем и целом, ощущается парадоксальность сложившейся ситуации. С одной стороны — уход иностранных вендоров и санкции привели к росту цен и серьезному падению некоторых секторов VSAT-индустрии, в первую очередь, пользовательского сегмента. Но с другой стороны, эти же факторы стали причиной повышенного внимания со стороны государства и бизнеса к российским разработкам.
12/10/2023 АНАЛИТИКА