Интерес инвесторов как показатель успешности: спутниковые стартапы, получившие финансирование

За последние годы инвестирование в космические стартапы значительно изменилось. В 2022 году произошла качественная перезагрузка, отметили эксперты на вебинаре GSOA и Connectivity Business News. Инвесторы испытывают страх, активность рынка капиталов резко снизилась, а условия сделок по сравнению с 2021 г. изменились — повысились процентные ставки. Впрочем, аналитики видят в ситуации и положительный момент: высокая конкуренция на получение капитала оставляет на рынке наиболее перспективные стартапы, которые если и не имеют в данный момент притока серьезных средств, то по крайней мере демонстрируют хороший потенциал извлечения серьезной выручки в ближайшее время.

Инвесторы уделяют гораздо больше внимания тому, что они получат через год, чем тому, что будут иметь через 5-10 лет. Они стали осторожнее и отдают предпочтение тем молодым компаниям, у которых уже есть прототипы спутников, наработанные технические решения, технологии, которые можно продемонстрировать.

Какие спутниковые стартапы получили финансирование в 2022-23 гг. — в материале SATCOMRUS.
Amini
Amini, соединяя в одно решение (группировку наноспутников IoT) искусственный интеллект и спутниковые технологии, строит систему сбора и анализа экологических данных.

Объявленная миссия компании — создание приложений для эффективного использования природных ресурсов африканского континента. В первую очередь Amini ориентируется на точное земледелие. Недавно она привлекла $2 млн от европейской венчурной компании Pale Blue Dot.
EnduroSat

EnduroSat — болгарский стартап, основанный еще в 2015 году, который разрабатывает концепцию «космос как услуга» для некрупного бизнеса, некоммерческих и исследовательских организаций. Он ориентируется на развивающиеся страны. Компания размещает датчики на платформах, а также предлагает спутниковые миссии на заказ.

Так, в апреле 2023 г. Falcon 9 вывел наноспутник EnduroSat для Кенийского космического агентства — Taifa-1. Аппарат оснащен гиперспектральной камерой для предоставления данных в интересах сельскохозяйственной промышленности Кении. В начале мая EnduroSat привлекла $10 млн от Ceecat Capital и Freigeist Capital.

EnduroSat также разрабатывает группировку CubeSat Constellation for Climate Change (CC4CC) для проведения регулярных измерений характеристик окружающей среды, например – динамики уровня моря.
Глобальные операторы на бразильском рынке

На выставке Set Expo были представлены и глобальные спутниковые операторы, среди которых SES, Eutelsat и Intelsat. ГП КС также было представлено со своим стендом.

Оператор Eutelsat в текущей ситуации активно развивает свой бизнес в сфере доставки видео контента. С целью продвижения услуг спутника Eutelsat 65 West A, оператор провел мероприятия по установке антенн для бразильских кабельных операторов, что позволило охватить до 15 миллионов домохозяйств. Кроме того, в рамках государственной программы бразильские сельские школы получили доступ к интернету через этот спутник Eutelsat 65 West A. Оператор Eutelsat замечает увеличение спроса на связь на рынке Южной Америки и с целью его удовлетворения заказал у компании Thales Alenia Space спутниковый аппарат Flexsat с гибкой полезной нагрузкой и общей пропускной способностью 100 Гбит/с. Предполагается, что запуск этого спутника состоится в 2026 году.

SES является крупнейшим в мире спутниковым оператором в медиа-секторе, выручка которого в 2022 году превысила 1 миллиард евро. Латинская Америка является вторым по величине медиа-рынком для компании за пределами Европы.

В Бразилии SES эксплуатирует четыре спутника, которые используются для распространения видео (как в C, так и в Ku диапазонах), и недавно запустила спутник SES-17, который обеспечивает покрытие всей территории страны в Ka-диапазоне. Кроме прямых спутниковых услуг компания также предлагает дополнительные сервисы по обработке видео, такие как транскодирование, агрегация каналов для стриминговых операторов, вставка рекламы, чтобы помочь клиентам лучше монетизировать свой контент и отдать на аутсорсинг инфраструктурные операции, которые не являются их профильным бизнесом.

Еще одним спутниковым оператором, представленным на Set Expo, является компания Intelsat. Сеть Intelsat для раздачи видеоконтента кабельным и локальным эфирным сетям охватывает в Латинской Америке более 2000 сетей с 44 млн абонентов. В Бразилии оператор установил антенны более чем 200 головных станций кабельного ТВ, что позволит ему охватить более 14,4 млн абонентов со спутника Intelsat-14. Оператор сотовой связи TIM Brasil подключил через Intelsat более 1000 базовых станций и корпоративных клиентов. В ближайшем будущем TIM Brasil планирует при помощи спутникового бэкхолла охватить услугами 4G практически все населенные пункты страны.

Услуги подключения в полёте востребованы у международных авиакомпаний в Карибском бассейне. Intelsat, SES и другие международные операторы активно работают в этом регионе. Подключаются и местные авиакомпании. LATAM Airlines Group в партнерстве с Intelsat подключают парк своих самолетов Airbus. Планируется, что за три года комплектами IFC будут оборудованы 160 самолетов.

ФГУП «Космическая связь», как глобальный оператор, работающий в 58 странах мира, также вносит вклад в устранение разрыва в сервисах между городским и сельским населением стран региона. Компания обладает правом предоставлять свои услуги в государствах Латинской Америки напрямую, т.к. в прошлом году Андское сообщество включило КА ГП КС «Экспресс-АМ8» в реестр спутников, с помощью которых возможно официальное представление услуг связи и вещания в Колумбии, Перу, Боливии и Эквадоре. Сейчас в зоне латиноамериканского луча «Экспресс-АМ8» ведутся трансляции бразильских региональных телевизионных каналов, а также спортивных мероприятий. Ранее с его помощью были организованы корпоративные сети в Суринаме. Также ГП КС вместе с партнерами из Бразилии построили станцию мониторинга в городе Уберландия: сейчас она работает на весь Латиноамериканский регион. ГП КС успешно обеспечивает распространение крупнейших бразильских телеканалов, среди которых TV Difusora и TV Goiania, а также образовательных Univesp TV и TV Educação с общей аудиторией телеканалов в более чем 40 млн человек. В рамках выставки состоялось подписание контракта с TV Difusora на более долгий срок.

17/08/2023 АНАЛИТИКА