Ставки выросли: как Starlink побуждает традиционных операторов спутниковой связи искать новые возможности для бизнеса

За три года SpaceX запустила более 4 тыс. спутников своей сети Starlink, сформировав на низкой околоземной орбите (НОО) группировку, которая теперь обслуживает более 1,5 млн клиентов по всему миру — и это число продолжает расти. Такой интенсивный рост порождает сильную конкуренцию среди операторов. Как на расширение Starlink отвечают традиционные игроки спутниковой отрасли — в материале SATCOMRUS (по статье Via Satellite).

Ряд недавних событий — запуски КА большой емкости, альянсы операторов, слияния и поглощения, эволюция спутниковых систем и новые инвестиции — показал, что в отрасли существует много возможностей.
«Если Джефф Безос и Илон Маск заинтересуются секторами, в которых вы работаете, то следует ожидать некоторые волнения на рынке, что неплохо, — комментирует генеральный директор Eutelsat Ева Бернеке. — […] Это бизнес, претерпевающий большие изменения, и рынок может колебаться из-за нескольких ключевых тенденций. Если посмотреть на это с долгосрочной точки зрения, космос и спутники существовали и были объектом вложений в течение очень долгого времени».
В связи с этим возникают несколько вопросов: как операторы будут оставаться жизнеспособными и удовлетворять потребности будущего? Какие тактики и технологии они будут использовать, чтобы и дальше процветать? Как пропускная способность спутников и другие факторы могут расширить возможности для спутниковых операторов?

Издание Via Satellite побеседовало с руководителями Viasat, SES, Hughes Network Systems, Telesat и Eutelsat и узнало, что пересечение и изменения потребностей конечных пользователей, усиление конкуренции и развитие спутниковых технологий означают для будущего отрасли.

Удовлетворение глобального спроса на связь

Согласно отчету NSR, спрос на спутниковую емкость с высокой пропускной способностью на геостационарной (ГСО) и негеостационарной (НГСО) орбитах вырастет с 1,9 Тбит/с в 2022 году до 46,1 Тбит/с в 2032-м. А 80% этого спроса будут приходиться на потребительские широкополосные, спутниковые транзитные и транкинговые системы. Аналитическое агентство также оценивает, что доля НГСО в общем спросе на мощность HTS вырастет примерно с 21% в 2022 году до примерно 52% в 2032-м.

До недавнего времени действующие операторы лучше контролировали емкость спутниковой связи и цены на услуги, комментирует Вивек Прасад, старший аналитик NSR. Но за последние два года они устремились расширить свой портфель услуг по конкурентоспособным ценам, что привело к ценовому давлению в разных регионах и сервисах. Действующие операторы также инвестируют в спутники с высокой плотностью воздушного движения, чтобы снизить цены и охватить все эти рынки.

Прасад также отметил, что всякий раз, когда наземные сети обновляются, скажем, с 2G до 3G или с 4G до 5G, возникает спрос на более быстрые сети и большую пропускную способность.
«Мы заметили, особенно после COVID-19, что различные предприятия инвестируют в цифровую трансформацию. Следовательно, спрос на пропускную способность растет, поскольку многие приложения перемещаются с хост-серверов на облачные и включают SD-WAN, где различные сети могут быть интегрированы для повышения эффективности работы».
Запуск спутников с высокой пропускной способностью

В апреле Viasat запустила первый из трех высокопроизводительных КА ViaSat-3. Ожидается, что каждый аппарат группировки будет обеспечивать пропускную способность 1 Тбит/с, удовлетворяя растущие глобальные потребности. Согласно расчетам, только один спутник обеспечит пропускную способность в 2,3 раза больше, чем весь текущий орбитальный парк Viasat.

«Ожидается, что в совокупности трехспутниковая группировка ViaSat-3 обеспечит большую пропускную способность, чем любая другая телекоммуникационная сеть Ka-диапазона, функционирующая в настоящее время на орбите, — говорит директор направления Space & Commercial Networks Viasat Дэвид Райан. — ViaSat-3 сможет обеспечить связью 2,7 млрд человек по всему миру. Предоставление услуг связи в необслуживаемых местах помогает создавать новые возможности и улучшать жизнь людей».

Рынки сейчас предъявляют новые требования к пропускной способности, в особенности в авиационном секторе и услугах связи в полете (IFC), отмечает Райан.

«Ожидания пассажиров также изменились, особенно в последние годы, когда видео-контент стал основным драйвером интернет-трафика, — добавляет Райан. — Спрос на спутниковую емкость для глобальных авиаперевозок в значительной степени сконцентрирован в определенных географических районах, поэтому возможность удовлетворения этих высококонцентрированных областей пикового спроса, таких как оживленные города или популярные маршруты полетов — один из ключей к обеспечению качественной и быстрой связи».

Кроме того, Viasat работает на нескольких континентах и обеспечивает доступ в Интернет в таких странах, как Африка, Латинская Америка, а также на необеспеченных соответствующими услугами рынках США. «Спрос на связь в течение многих лет превышает доступную пропускную способность устройств, и соответственно по-прежнему существует глобальный цифровой разрыв», — комментирует Райан.

SES в свою очередь также надеется, что запуск КА с большой пропускной способностью приведет к новым партнерским отношениям с другими компаниями. Так, в апреле SES успешно запустила два аппарата O3b mPOWER, которые присоединились к двум другим спутникам, уже включенным в спутниковую группировку следующего поколения на средней околоземной орбите (СОO).

Согласно SES, система O3b mPOWER будет предлагать высокопроизводительные сетевые услуги, обеспечивающие лучшую в отрасли пропускную способность, низкую задержку и сверхнадежную доступность услуг.
«Новые спутниковые системы все больше сокращают разрыв между наземными и спутниковыми устройствами, что делает космические аппараты ключевой интегрированной частью бесшовной гибридной сетевой среды», — заключает главный стратегический директор SES Дж. П. Хемингуэй, ссылаясь на ключевые преимущества спутников по сравнению с наземными сетями, такие как повсеместный охват и высокая скорость развертывания.

В свою очередь, эти преимущества открыли новые возможности для бизнеса: это интеграция спутниковой связи в основные сервисы, такие как мобильные сети 4G/5G, частные сети 5G для предприятий, облачная инфраструктура и отказоустойчивость, а также ремонт базовой сети.

«Программно-определяемые спутниковые системы следующего поколения обеспечивают повышенную гибкость связи, т.к. лучи можно изменять и перемещать в соответствии с растущими потребностями клиентов», — добавляет он.

По словам Хемингуэя, используя управление программным обеспечением и открытую архитектуру, SES также позволяет своим партнерам подключаться к услугам связи, предоставляемым через системы НГСО, без необходимости создавать собственные спутниковые системы.

SES также находится на пороге нового витка в развитии. Недавно оператор объявил, что генеральный директор Стив Коллар покидает компанию. Технический директор Руй Пинто будет исполнять его обязанности, пока SES ищет преемника Коллара.
Разработка мультиорбитальных стратегий

В связи с сокращением таких рынков, как, например, традиционное вещание, а также на фоне возросших требований к качеству связи компании стали больше ценить эффективные партнерские отношения, о чем свидетельствует слияние Eutelsat с OneWeb и приобретение компанией Viasat Inmarsat.

«Шесть крупных ГСО-компаний объединяются на наших глазах, — говорит Гленн Кац, исполнительный директор Telesat. — Это партнерские отношения между компаниями и операторами, которые ранее не работали вместе. Если они не могут сделать что-то сами, они пользуются помощью другого».

Так, Eutelsat объединился с OneWeb, чтобы предоставить клиентам наилучшую, оптимизированную сеть, рассказала Ева Бернеке.

Прасад из NSR в свою очередь отмечает, что слияние OneWeb и Eutelsat, которое, как ожидается, завершится в третьем квартале этого года, является примером стремления к совместной связи. По его словам, большинство конечных пользователей не зависят от типа орбиты. «Все, что их волнует, — это надежность, хорошая скорость и доступные возможности связи. Будь то многоорбитальные спутники или спутники высокой плотности, негеостационарные группировки или вертикальная интеграция, основное внимание должно оставаться на удовлетворении потребностей конечных пользователей. Необходимо предлагать гибкие, надежные, широкополосные и масштабируемые решения по конкурентоспособным ценам», — говорит аналитик.
За чем будущее?

Многие операторы радикально меняют свои бизнес модели в ответ на растущие потребности конечных пользователей и новые требования рынка, соглашается с коллегами Гленн Кац. По его словам, Telesat рассчитывает развернуть первые спутники сети Lightspeed на НОО уже в 2026 году. Дату несколько раз переносили из-за задержек в финансировании и цепочках поставок.

КА на НОО компании включают в себя технологии следующего поколения, такие как фазированные антенные решетки, обработка данных в космосе и оптические межспутниковые каналы связи. Группировка может обеспечить ряд сервисов для корпоративного рынка. Telesat заявляет, что скорость отклика сети Lightspeed будет на уровне оптоволоконных сетей и примерно в 20 раз выше, чем у современных геостационарных спутников.

«Мы надеемся, что это изменит динамику отрасли, — говорит Кац. — Мы спутниковый оператор с 50-летней историей и начинали как государственная организация в Канаде, в конечном итоге были приватизированы, а затем стали публичной компанией, управляющей аппаратами на ГСО. Но пять лет назад руководство Telesat осознало, что в отрасли наступает переломный момент. И нужно что-то с этим делать».

Для Telesat переломным моментом стал спрос на гораздо более высокоскоростные услуги. Теперь, продолжая предоставлять услуги с геостационарных спутников, оператор при этом видит больше перспектив за низкоорбитальными аппаратами.

Диверсификация и процветание

Для Hughes Network Systems ГСО по-прежнему является жизненно важным компонентом бизнеса потребительского широкополосного доступа, но также компания старается охватывать новые технологии. Так, в сентябре 2022 года провайдер спутниковой связи представил услугу спутникового интернета с малой задержкой HughesNet Fusion, в которой сочетаются спутниковые и беспроводные технологии.

«Мы не верим в идею о том, что, если вы не владеете огромной спутниковой группировкой, то вы не добьетесь успеха», — комментирует Рамеш Рамасвами, исполнительный вице-президент и генеральный директор международного подразделения Hughes Network Systems.

«Все продолжают говорить о SpaceX и Starlink, но это не тот случай, когда победитель получает все, — добавляет он. — Вам необходимо адаптировать и интегрировать решения вокруг основного предложения, чтобы оставаться конкурентоспособными. Большинство наших заказчиков услуг используют не только спутники. В некоторых случаях они применяют также наземную беспроводную связь, DSL, MPLS, кабель или оптоволокно. И потом они используют космические аппараты для работы в удаленных местах и для создания резервной копии, если это необходимо».

Hughes недавно представила услугу на низкой околоземной орбите, в рамках которой клиентам предлагается все необходимое для управляемого развертывания на НОО, включая терминалы, емкость, управление сетью, а также различные основные и резервные планы, разработанные для удовлетворения индивидуальных нужд коммерческих и государственных объектов.

Если не диверсифицировать услуги, на рынок может прийти новая компания с лучшим предложением, и тогда бизнес окажется под давлением.
«Но, если вы, например, понимаете: “У меня есть технология, которая не дает сбоев. Если я смогу интегрировать наземную службу и решить проблему задержки, мои ГСО-терминалы будут стоить дешевле, а обслуживание клиентов находится на высоте”, то вы крепко стоите на ногах. Это именно то, что предлагает HughesNet Fusion, и это один из примеров того, как можно диверсифицировать свои предложения, чтобы противостоять рыночному давлению», — заключил Рамасвами.
20/07/2023 АНАЛИТИКА