ЖД спутник пока не замечаютВ России спутниковую связь на железнодорожном транспорте активно продвигал один VSAT-провайдер: он даже в качестве эксперимента подключил несколько поездов. Увы, когда один из руководителей компании, потративший немало усилий на продвижение вопроса применения VSAT на железной дороге, потерял к ней интерес, тема исчезла из поля зрения российского саткома.
Казалось бы, технология должна быть крайне востребована в стране, в которой люди массово перемещаются в поездах на большие расстояния, а устойчивый мобильный интернет есть разве что на трассе «Москва – Санкт-Петербург». С другой стороны, пока не заметно, чтобы какие-то организации, финансовые структуры или правительство начинали инвестировать в спутниковые проекты. Михаил Мишустин,
представляя проект долгосрочной стратегии развития отрасли связи, в числе объектов, которые необходимо обеспечить качественными телеком-услугами, упомянул и железные дороги. Но, судя по всему, основным направлением станет строительство базовых станций сетей сотовой связи вдоль магистралей, и быстро такой проект реализовать не получится.
Это подтверждает тот факт, что в 2022 году Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ), государственный регулятор, управляющий российским частотным ресурсом,
продлила на десять лет группе компаний «Антарес» разрешение на использование полосы частот 1900–1920 МГц для оказания услуг мобильной связи. «Антарес», как утверждают в РБК, имеет договоренность с РЖД о строительстве сетей 5G вдоль железных дорог. Группа компаний обязалась обеспечить мобильным покрытием трассы «Москва — Санкт-Петербург», «Москва — Казань» и «Москва — Сочи». Ресурсы этой сети будут использоваться как для нужд РЖД, так и для предоставления ШПД пассажирам. Понятно, что оператор стремится прежде всего охватить железнодорожные направления с самым высоким пассажирским трафиком. И очевидно, что не столь «вкусным» направлениям придется либо очень долго ждать, либо рассчитывать на то, что РЖД все-таки обратится к спутниковым технологиям. К тому же РЖД имеет весьма мощные планы по внедрению автоматической беспилотной сортировки и вождения составов, уже более пяти лет активно
работая в этом направлении. Да, первые проекты реализуются в мегаполисах с хорошо развитыми коммуникациями, но беспилотный локомотив должен работать везде, в том числе и на тех многочисленных участках, где никакой связи, кроме спутниковой, не существует.