«Бедная родственница» подвижной спутниковой связи: когда поезда подключат к спутнику

Подвижная связь с морскими и воздушными судами признана одним из наиболее перспективных сегментов индустрии космической связи. Примерно раз в месяц появляются новости о той или иной авиакомпании или круизном операторе, заключивших контракт на оборудование своих самолетов или судов системами спутникового широкополосного доступа (ШПД). Ведущие производители разрабатывают линейки оборудования, а операторы даже запускают специальные аппараты для поддержки сервиса. Почему железные дороги в этой ситуации остаются в стороне — в материале SATCOMRUS.
Цифровизация и безопасность

Высокоскоростная связь — это не только и не столько сервис для пассажиров, но и возможность осуществить цифровизацию железных дорог и вывести их эксплуатацию на новый уровень. Чуть менее половины всех работ по техническому обслуживанию железных дорог являются незапланированными, поэтому сейчас крайне востребована услуга мониторинга дорог и подвижного состава в режиме реального времени. Точно так же, как и для морских судов создаются цифровые двойники, информация передается в операционный центр и обрабатывается облачным сервисом. Очевидно, что для внедрения таких сервисов необходимы надежные каналы связи со стопроцентным охватом без слепых зон. Сети наземной связи не охватывают многие удаленные и сельские районы. Классической подвижной спутниковой связи не хватает пропускной способности, высока цена переданного бита информации. Поэтому в качестве решений рассматриваются:

— специальная корпоративная железнодорожная сеть сотовой связи, которая, например, опирается на проложенные вдоль полотна ВОЛС.

— другие беспроводные решения, например, цепочка релейных станций.

Спутниковые решения при этом сосредоточены на использовании HTS — космических аппаратов (КА) высокой пропускной способности.

Проекты есть, подключений мало

Еще в середине нулевых Европейское космическое агентство (ЕКА) продвигало и поддерживало проект предоставления спутникового интернет-доступа в скоростных поездах. Была создана станция, оборудованы единичные маршруты (в частности, «Париж-Брюссель»). Что интересно, тогда для поездов разрабатывался ассиметричный доступ: DVB-S в прямом канале и DAMA/CDMA — в обратном. По состоянию на 2014 год проект обозначен как завершенный.

В 2021 году CGI — интегратор и поставщик ПО, в частности, для космических приложений — возглавил консорциум по проектированию гибридной сети для железных дорог. В него вошло много разных структур, в том числе — ЕКА и разработчик технологий Isotropic Systems. В конце 2021 года Isotropic представил специальную мобильную антенну для использования на поездах, и уже более полутора лет новостей о внедрении разработанной технологии каким-либо железнодорожным перевозчиком не замечено.

Inmarsat с 2020 года предлагает решение для телеметрии и связи на железных дорогах на основе своей технологии BGAN и даже получила за это награду за выдающиеся достижения в области ж/д технологий (Railway Technology Excellence Awards). Отмеченное наградами решение реализовано Globalsat Group с использованием терминалов Cobham Satcom и спутниковой сети L-диапазона. Предназначено оно для передачи телематических, голосовых и видеоданных для отслеживания каждого поезда в режиме реального времени и связи между машинистами, обслуживающим персоналом и региональными центрами управления. Но, как и в предыдущем случае, новостей о внедрении разработки и заключенных контрактах нет.
ЖД спутник пока не замечают

В России спутниковую связь на железнодорожном транспорте активно продвигал один VSAT-провайдер: он даже в качестве эксперимента подключил несколько поездов. Увы, когда один из руководителей компании, потративший немало усилий на продвижение вопроса применения VSAT на железной дороге, потерял к ней интерес, тема исчезла из поля зрения российского саткома.

Казалось бы, технология должна быть крайне востребована в стране, в которой люди массово перемещаются в поездах на большие расстояния, а устойчивый мобильный интернет есть разве что на трассе «Москва – Санкт-Петербург». С другой стороны, пока не заметно, чтобы какие-то организации, финансовые структуры или правительство начинали инвестировать в спутниковые проекты. Михаил Мишустин, представляя проект долгосрочной стратегии развития отрасли связи, в числе объектов, которые необходимо обеспечить качественными телеком-услугами, упомянул и железные дороги. Но, судя по всему, основным направлением станет строительство базовых станций сетей сотовой связи вдоль магистралей, и быстро такой проект реализовать не получится.

Это подтверждает тот факт, что в 2022 году Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ), государственный регулятор, управляющий российским частотным ресурсом, продлила на десять лет группе компаний «Антарес» разрешение на использование полосы частот 1900–1920 МГц для оказания услуг мобильной связи. «Антарес», как утверждают в РБК, имеет договоренность с РЖД о строительстве сетей 5G вдоль железных дорог. Группа компаний обязалась обеспечить мобильным покрытием трассы «Москва — Санкт-Петербург», «Москва — Казань» и «Москва — Сочи». Ресурсы этой сети будут использоваться как для нужд РЖД, так и для предоставления ШПД пассажирам. Понятно, что оператор стремится прежде всего охватить железнодорожные направления с самым высоким пассажирским трафиком. И очевидно, что не столь «вкусным» направлениям придется либо очень долго ждать, либо рассчитывать на то, что РЖД все-таки обратится к спутниковым технологиям. К тому же РЖД имеет весьма мощные планы по внедрению автоматической беспилотной сортировки и вождения составов, уже более пяти лет активно работая в этом направлении. Да, первые проекты реализуются в мегаполисах с хорошо развитыми коммуникациями, но беспилотный локомотив должен работать везде, в том числе и на тех многочисленных участках, где никакой связи, кроме спутниковой, не существует.
Низкоорбитальные группировки приведут к новым подключениям поездов?

В Китае еще в 2019 г. начали оснащение 1,5 тыс. скоростных поездов Fuxing спутниковыми терминалами для предоставления пассажирам высокоскоростного интернет-доступа. Судя по тому, что ролик китайского блогера с описанием поездки в умном скоростном поезде вызывает сдержанное одобрение американского предпринимателя Илона Маска, проект реализован успешно.

А в 2023 году появилась информация о том, что спутниковая связь на железной дороге может выйти на следующий этап развития. В феврале OneWeb и национальная ж/д компания Казахстана «Казахстан темир жолы» подписали меморандум о взаимопонимании в области использования спутникового ШПД для железнодорожных нужд. Один из руководителей компании Ануар Ахметжанов тогда заявил об использовании космической связи для цифровизации железной дороги и вообще всего транспортного коридора «восток-запад». И хотя в первую очередь разговор идет о производственных нуждах железнодорожников, возможно, в рамках общего проекта пассажирам тоже предоставят ШПД в пути.

В мае 2023 года американский железнодорожный перевозчик Brightline объявил о контракте со SpaceX на использование системы Starlink для предоставления ШПД пассажирам высокоскоростных поездов. Судя по всему, это первый пример использования низкоорбитальной спутниковой системы на пассажирских поездах.

Но это не значит, что классические геостационарные операторы потеряли железнодорожный рынок. Так, в феврале Gilat Satellite Networks выиграла контракт на поставку и оборудование для предоставления широкополосного доступа в поездах в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для связи будет использоваться низкопрофильная антенна Gilat ER7000, разработанная специально для транспортных средств.

Железные дороги наверняка станут еще одной точкой роста для спутниковой индустрии, поскольку пассажиру поезда интернет нужен не меньше, чем пассажиру самолета или круизного лайнера. Цифровизация и внедрение облачных сервисов для железных дорог актуальны ничуть не меньше, чем для морских перевозок. Скорее всего, и низкоорбитальные спутниковые системы, и геостационарные операторы постараются сформулировать свои предложения. Такая конкуренция создаст благоприятные условия для подключения каждого поезда и предоставления пассажирам интернет-доступа в любой точке маршрута.
05/07/2023 АНАЛИТИКА