Встроиться в тренды и сменить фокус: участники NatSatTel 2023 обсудили стратегии развития спутниковой отрасли

Капитальные вложения в космической отрасли снижаются, что приводит к более высокой маржинальности и инвестиционной рентабельности проектов. Об этом рассказали в консалтинговом агентстве NSR на конференции NatSatTel 2023. Оценка трендов в спутниковой сфере и их влияния на будущее индустрии – в материале SATCOMRUS.

Главный директор по исследованиям NSR Хосе Дель Росарио (Jose Del Rosario) выделил три основных тренда в области космических коммуникаций. Прежде всего, это возрастающая популярность аппаратов на негеостационарных орбитах (НГСО) и инвестиции в них.

Согласно отчету аналитиков, космос становится все более доступным. Так, например, SpaceX разработала ракеты, которые могут быть использованы несколько раз, а не один как раньше. Стоимость запуска 1 кг полезной нагрузки сейчас составляет $1 тыс. – это значительная выгода по сравнению с $85 тыс. в 1980-х. Согласно аналитикам агентства, затраты на запуски и далее будут снижаться.

Наземные терминалы для ГСО также подешевели до $300. Терминалы для низколетов (НОО) пока стоят в три раза больше, но ожидается, что к 2030 году и на них цены снизятся на $300.

За последние 10 лет значительно выросло предложение спутниковых операторов на рынке. За последние 7 лет прирост спутниковой емкости составил 254%. Что касается будущего, то здесь встает важный вопрос – какие орбиты будут пользоваться популярностью прежде всего, НГСО или ГСО? Согласно данным NSR, предложение услуг спутниковых группировок растет и на тех, и на других орбитах. Однако предложение емкостей с НГСО за последнее время показало огромный прирост – 858%. Это во многом связано с проектом Starlink от компании SpaceX, подвигнувшей и других осваивать НГСО. Несмотря на растущую популярность низкой орбиты, ГСО все еще есть что предложить потребителям: это, прежде всего, спутники сверхвысокой пропускной способности (VHTS).

При этом по прогнозам NSR, с 2026-го по 2031 год ожидается огромный скачок предложения емкостей спутников с повышенной пропускной способностью на НГСО.
Предложение операторов ГСО уступает НГСО в объемах гигабит в секунду, но тоже будет расти и удовлетворять спрос на спутниковые емкости, в связи с чем нельзя сказать, что услуги КА НГСО вытеснят таковые от группировок с геостационара. И все же ГСО-операторам будет непросто соперничать с конкурентами, работающими с негеостационаром: из-за того, что предложение услуг значительно превышает спрос, цены на продукты от низколетов гораздо ниже чем стоимость сервисов от КА с ГСО. При этом аналитики отмечают, что объем емкости НГСО, пригодный для продажи, не столь велик, т.к. большинство группировок «светят» в океан и будут не так востребованы.

Увеличение спутниковой емкости и числа группировок также привело к снижению цен на услуги операторов, увеличению количества игроков на рынке, в связи с чем идет процесс коммодизации индустрии спутниковой связи – то есть превращения товаров и услуг из элитных в общедоступные.
В этих условиях выживание и успех операторов зависят от качества «оркестровки» (комбинирования) сетевых элементов (включая наземные станции).

Вторым трендом является внедрение связи типа direct-to-cell («смартфон – спутник») и 5G.

На данный момент компания Apple одна из первых подключила свои устройства (iPhone 14) к низкоорбитальной группировке КА Globalstar. Все больше игроков рынка планируют не только использовать узкополосные системы коммуникаций в области экстренных вызовов, как в случае с iPhone 14, но и в целом обеспечивать космическую связь через мобильные устройства там, где отсутствует сотовое покрытие.

Целевой аудиторией связи типа direct-to-cell станут жители регионов без традиционного сотового покрытия, пользователи Интернета Вещей (IoT), предприятия, сотрудники служб экстренной помощи, государственные и военные структуры. По оценкам NSR, к 2030 году рынок direct-to-cell вырастет до среднего числа ежемесячных пользователей в размере 386 млн.

Что касается 5G, то его распространение будет стремительно расти; это самое перспективное направление для инвестиций в сфере спутниковых коммуникаций на сегодняшний день, т.к. этот вид связи будут предоставляться в комбинации с подключением мобильных телефонов к спутникам.

Также ожидается увеличение числа спутниковых провайдеров к 2030 году. Рынок пока сфокусирован на услугах ГСО, но НГСО-игроки собираются бросить ему вызов. По данным Хосе Дель Росарио, потенциал есть у обоих направлений, но рынок НГСО более конкурентоспособен.

В последнее время наблюдается тесное сотрудничество спутниковых операторов с телекоммуникационными компаниями и провайдерами облачных сервисов, что значительно увеличивает общие доходы в спутниковой индустрии.
Вся изложенная агентством информация имеет следующее значение для спутниковой отрасли:

1. Провайдерам спутниковой связи нужно тщательно разрабатывать свои стратегии работы на рынке.

Прежде всего важно пересмотреть свои услуги от ГСО, инвестиции в НОО, разработку мульти-орбитальной стратегии.

2. Им также надо сместить фокус с космических аппаратов на построение спутниковых сетей и продвижение своих услуг.

Главная цель операторов – понять, какие инвестиции в навыки и инфраструктуру нужны, чтобы успешно сменить фокус деятельности.

3. Игроки спутникового рынка должны определить для себя шаги по взаимодействию с телекоммуникационными компаниями, а им в свою очередь стоит разработать стратегии работы с операторами космической связи.

Прежде всего это взаимодействие означает нацеленность на стандарты 5G и MEF, что нужно для более гладкой совместной интеграции. Также необходимо создать партнерскую экосистему, чтобы генерировать новые источники получения доходов (которые включают в себя ретрансляцию, частные сети, широкополосную связь, облачные сервисы, Интернет вещей и т.д.).

В заключение Хосе Дель Росарио назвал основные будущие направления деятельности в глобальной спутниковой индустрии – это сети 5G, комбинирование сетей, инвестиции в НГСО и связь direct-to-cell.

В конференции также принимали участие представители игроков рынка спутниковых коммуникаций. Каждый из них поделился опытом, новшествами, а также целями и перспективами своих компаний.

Андрей Кириллович, директор по стратегии, маркетингу и развитию бизнеса МОКС «Интерспутник» заявил, что приоритет организации на ближайшее будущее – в обеспечении космической устойчивости. Речь идет о сокращении объема космического мусора и поддержании адекватного уровня экологических показателей. Также он отметил, что поддержание надежности и качества связи — еще одна из основных задач «Интерспутника».

Глава стратегического департамента тайской компании Thaicom Екачай Пакдуронг в свою очередь поделился мнением о том, что наиболее перспективные направления космической деятельности сейчас — это наблюдение за Землей и исследования космоса. Вдобавок спрогнозировал, что космическая экономика значительно вырастет до 2040 года, и надо соответствовать новым реалиям. Он согласился с мнением NSR о необходимости комбинировать инвестиции в ГСО и НГСО, т.к. ГСО-группировки все еще востребованы и могут предложить больший объем емкостей по сравнению с группировками НГСО: в этом плане аппараты с разных орбит дополняют друг друга.

Рональд ван дер Брегген, глава департамента продаж американской компании Rivada Space Networks, заявил, что особенно важно понимать суть низкоорбитальных спутниковых группировок: по его мнению, она не столько в обеспечении связью, сколько в создании спутниковых сетей. Конкурентными преимуществами сетей, работающих на НГСО, являются, прежде всего, безопасность (т.к. сети полностью автономны), а также низкая задержка и быстрота развертывания. По словам Бреггена, если раньше на создание сети уходили месяцы, то теперь корпоративные клиенты могут получить ее за несколько дней. Самыми перспективными клиентами таких сетей Брегген считает государственный сектор и предприятия. Брегген также согласен, что в долгосрочной перспективе стратегия НГСО довольно надежна. Чтобы ответить на вопрос, что лучше – ГСО или НГСО, нужно сначала подумать, в чем устройства на ГСО лучше тех, что работают на НГСО. На данный момент эти два направления могут сосуществовать, но в будущем все может измениться.

Представители компаний Hughes Network Systems, Gilat и ST Engineering представили свое видение ситуации на рынке и недавние разработки (например, в Gilat рассказали о своей новой системе Skyedge IV). Отвечая на вопрос, какие из последних технологий и решений сильнее всего повлияют на спутниковую индустрию, они сошлись во мнении, что мультиорбитальная стратегия и стандартизация интерфейсов будут иметь решающее значение в краткосрочной перспективе. Что касательно долгосрочной перспективы – это, прежде всего, распространение 5G и инвестиции в облачные сервисы.

Заключительной частью конференции стал доклад Жана-Бенуа Летье, главного советника консалтинговой компании Euroconsult. Согласно прогнозам компании, глобальная космическая экономика вырастет практически в два раза к 2027-му и составит $580 млрд в сравнении с $300 млрд в 2017 году. Такой рост обусловлен улучшением и распространением спутниковых сервисов, а также благодаря спросу на эти услуги.

Рынок спутниковой связи вырастет к 2031 году до $124 млрд, т.к. повышается вертикальная интеграция рынка, увеличиваются емкости и опции по услугам операторов. Если текущие и новые игроки хотят получить часть этого общего дохода, то им необходимо соответствовать новым трендам и стремиться наиболее полно удовлетворять критериям спроса, отметил Летье.

Среди основных инноваций компания отмечает разработку мультиорбитальных стратегий, инвестиции в программно-определяемые сети и интеграцию 5G. Среди бизнес-инноваций особо важны повышение адаптации конечного пользователя к новым технологиям, стоимостный синергетический эффект и сотрудничество с региональными игроками.

Летье также представил график последних сделок слияния и поглощения (M&A) на рынке спутниковых коммуникаций и отметил, что такие объединения помогают компаниям выживать в условиях жесткой конкуренции.

Euroconsult считает, что в ближайшие 25 лет на рынке будут ведущими следующие тренды:

1. Гонка за лучшей пропускной способностью;
2. Полностью связанные космические и наземные архитектуры;
3. Массовое производство и принцип космической устойчивости;
4. Исследование Луны;
5. Минимум 3-4 цикла глубоких трансформаций (сделок M&A) компаний, вовлеченных в космическую деятельность;
6. Всеобъемлющая автоматизация человеческой деятельности.
15/06/2023 АНАЛИТИКА