От Галилео до Lunar Gateway: по следам развития космической отрасли Италии

Более 400 лет назад итальянский астроном Галилео Галилей наблюдал через свой телескоп за Юпитером и изучал три небесных тела, которые сперва принял за звезды. Присмотревшись, он понял, что это объекты, вращающиеся вокруг газового гиганта, которые сегодня известны как галилеевские спутники. Теперь, спустя столетия, ведущие космические державы собираются запустить в небо высокотехнологичный космический корабль Jupiter Icy Moons Explorer, чтобы изучить эти заманчивые небесные тела. Учитывая исторический контекст, неудивительно, что многие устройства на этом космическом корабле были созданы итальянцами и будут ими контролироваться.

Сегодня Италия играет важную роль в глобальных миссиях по исследованию космоса, гораздо большую, чем это зачастую признается. В 1964 году Италия была третьей страной (после США и СССР), построившей спутник и организовавшей его запуск. Большая часть Международной космической станции (МКС) была построена итальянскими компаниями под руководством Итальянского космического агентства (ASI), и итальянские астронавты были первыми европейцами, присоединившимися к миссии на МКС. Италия также отвечает за производство большей части космического корабля Cygnus, играющего важную роль в коммерческой программе пополнения запасов МКС.

Сегодня Италия может похвастаться вторым по величине числом аппаратов на орбите среди европейских стран. Также она вносит важный вклад в миссии Европейского космического агентства (ЕКА) и НАСА. Это глобальное космическое лидерство является результатом десятилетий интенсивного и продуманного развития итальянской космической экосистемы и отношений с остальным миром. Значительный опыт исследований космоса и экономическая активность страны говорят о том, что Италия вступает в новую эру своей космической истории.

Чтобы оценить потенциал страны, нужно прежде всего понять, как устроена ее космическая отрасль, как развивается ее частный сектор и как все перечисленное влияет на состояние рабочей силы Италии.

Гражданская космонавтика на пути к Луне и за ее пределы

Усилия ЕС в космической отрасли часто представляются только через призму ЕКА, при этом гораздо меньшее внимание уделяется отдельным европейским космическим агентствам и компаниям, которые делают возможными ее миссии. В отличие от программ таких стран, как Канада, Япония и Соединенные Штаты, в Европе каждое государство-участник вносит свой вклад в космическую программу континента и получает контракты, стоимость которых в идеале соизмерима с этим вкладом. Эта политика ЕКА по «гео-возврату» (она же geo-return) предусматривает размер вклада к присуждению контрактов в соотношении 1:1. Как заявил генеральный директор Европейского космического агентства Йозефа Ашбахера, в рамках geo-return есть возможность улучшить условия контрактов для более справедливого их распределения (что в свою очередь должно стимулировать конкуренцию в Европе). В итоге вклад Италии фактически превышает показатель в 1:1.

Так, в 2022 году страна внесла в ЕКА более €680 млрд, что стало третьей по размеру суммой после Франции и Германии. На заседании Комитета по промышленной политике EКA Италия выиграла контракты на общую сумму €1,6 млрд с ожидаемой чистой выручкой около €800 млн. Они включают в себя разработку двух спутников наблюдения Земли для программы ЕКА «Коперник», конструирование Международного жилого модуля для программы НАСА Lunar Gateway и создание вспомогательных технологий для орбитального аппарата Earth Return, который когда-нибудь доставит на Землю образцы горных пород, собранные марсоходом NASA Perseverance.

Послужной список Италии внушает уверенность в том, что благодаря своим многочисленным контрактам и активной деятельности она действительно сможет добиться успеха в этой сфере. ASI управляет спутниковой группировкой COSMO-SkyMed, включая КА на полярных орбитах, наблюдающие за Средиземноморским бассейном. Итальянские аэрокосмические подрядчики построили или участвовали в строительстве четырех модулей для МКС, а также ее легендарного купола. Италия внесла свой вклад и в передовые миссии по исследованию космоса. Хорошим примером является космический корабль BepiColombo, направляющийся к Меркурию, который будет изучать планету изнутри. Его конструкция включает в себя важные элементы для орбитального аппарата Earth Return Orbiter.

По данным The Space Report, если не считать расходы на ЕКА, бюджет на космическую отрасль Италии не так значителен: в последний раз его увеличили до €400 млн в 2021 году. При таком уровне финансирования ожидается, что деятельность страны будет сосредоточена на отдельных сферах, а не на попытках конкурировать и добиваться успеха в каждой из них. Такой подход можно видеть и в других странах, например, в Канаде. Тем не менее, Италия все же может пойти по-другому пути.

«Существует теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо, согласно которой каждая страна должна конкурировать в том, что умеет делать лучше всего, — прокомментировал Маттиа Пьянорси, исследователь Лаборатории развития космической экономики (SEE) Школы менеджмента SDA Bocconi. — Когда космические программы европейского уровня повторяются национальными агентствами, и не привносится ничего нового, инновации ограничены».
Переход частного сектора в космосе к новым рынкам

Итальянская космическая отрасль насчитывает около 200 компаний, и, как и в других космических державах, частный сектор состоит из небольшого числа генеральных подрядчиков и большего количества малых и средних предприятий. Крупные аэрокосмические фирмы в цепочке создания стоимости можно разделить на апстрим (производители КА и ракет, услуги запуска. – прим. ред.) и даунстрим-сектор (спутниковые операторы и сервис-провайдеры, производители оборудования. прим. ред.).

Так, первый включает в себя совместное французско-итальянское предприятие, занимающееся разработкой технологий и строительством, Thales Alenia Space, а также итальянскую аэрокосмическую компанию Avio, которая поставляет систему запуска Vega для ЕКА. Второй же сосредоточен на управлении и использовании космических активов (например, спутников) и включает в себя такие компании, как Telespazio (совместное владение французских и итальянских предприятий) и ALTEC (предприятие Thales Alenia Space и ASI). В него также входят компании, занимающиеся сервисами «Космос – Земля». Примером может служить Planetek Italia, обеспечивающая управление и анализ геопространственных данных для таких сфер, как мониторинг окружающей среды, оборона и безопасность.

Этот разнонаправленный опыт в том числе позволяет Италии вносить значительный вклад в космические миссии и извлекать выгоду из полученных преимуществ для отечественной промышленности. Ход новой истории страны связан с ростом малого и среднего бизнеса: такие компании составляют около 80% всей космической экономики Италии. Перед этими организациями встают те же препятствия, с которыми сталкиваются космические компании по всему миру: речь, в частности, идет о доступе к финансированию и проблемах удержания талантливых кадров.

«Аппетит к риску среди венчурных капиталистов снизился, — заявил Элиас Монтанари, бизнес-ангел и основатель SpaceBrainx. — Внезапно они осознали, что не все так безоблачно. Космос гораздо более долгосрочен в плане окупаемости. Однако теперь можно наблюдать, как отсекаются сухие ветви — более слабые компании, не успевшие выработать достаточный объем денежных потоков. Я думаю, что грядет сокращение компаний, вовлеченных в космическую промышленность, останутся лишь самые доходные и значимые, но основная стратегическая потребность (в доступе в космос) не исчезнет».

Часть проблемы, по словам Пьянорси, заключается в том, что компаниям нужно переходить от обеспечения услугами общественных миссий к продаже общих сервисов на коммерческих рынках.

«У нас есть несколько предпринимателей, а также финансовые ресурсы от государственных расходов (меньшая доля от частного капитала) и технологические возможности. Но европейская среда не может создать чувство конкуренции, которое так необходимо для достижения прогрессивных инноваций и эффективности, — объяснил он. — Таким образом, нужно расширяться за счет поиска глобальных рынков и партнеров для продажи специализированных возможностей и для стратегического позиционирования европейских компаний по всему миру. Прежде всего, важно преобразовать ценность, созданную в соответствии со стратегическими указаниями правительств, в экономическую ценность для коммерческих рынков».

Внезапно все больше людей начинают осознавать, насколько стратегически важен космос, добавил Монтанари. «Я думаю, что правительство выделит большие средства на аппараты следующего поколения для наблюдения за Землей и на обеспечение безопасности спутниковой связи. Мы увидим, как в это будет влито много денег, и это запустит прогресс… Италия похожа на колесо, которое продолжает вращаться, медленнее или быстрее, но оно не останавливается – вот с чем можно сравнить ее прогресс», — отметил он.

Как известно, представителям мирового космического сообщества простого финансирования и предоставления доступа к новым рынкам недостаточно. Успех в освоении космоса требует участия талантливых кадров, и в этой области Италия сталкивается как с возможностями, так и с проблемами.
Сотрудничество для развития рабочей силы в космической отрасли

В Италии самая большая среди стран ОЭСР доля учителей старше 50 лет и самая низкая — в возрасте 25-34 лет. Таким образом, Италии в ближайшие годы потребуется увеличение человеческих ресурсов в педагогической области. Есть сложности и на университетском уровне: получение степени бакалавра в Италии может занять больше времени, чем в других странах – в среднем около 50% выпускников тратят почти шесть лет, чтобы начать работать после выпуска. Кроме того, около четверти итальянцев в возрасте от 15 до 29 лет вообще не работают и не учатся.

При более внимательном рассмотрении учебной программы также возникают вопросы о балансе образования в области STEM (естественные науки, технологии, инженерия и математика).

«В Италии великолепная система начального образования, — уверена астрофизик и научный сотрудник НАСА Джойя Рау. — В частности, система государственных средних школ, с которой я имела дело, ориентирована на классические исследования, дающие всесторонний взгляд на древнегреческий язык, древнюю латынь и гуманитарные науки, расширяя и углубляя способность к критическому мышлению. Италия обогащает человека в самый восприимчивый момент жизни каждого человека. Однако Италии нужно разработать более сильную учебную программу, ориентированную на STEM, сохранив при этом учебную программу по гуманитарным наукам».

Между тем, в Италии существует и потребность в сохранении имеющихся высококвалифицированных специалистов. Страна сталкивается с теми же проблемами, что и другие космические державы: если в отечественной космической экономике недостаточно профессиональных и деловых возможностей, таланты направятся туда, где эти возможности существуют.

«Людей привлекает то, что система может дать им с точки зрения личного и профессионального развития. Многие рабочие места по-прежнему за границей, и специалисты, уезжают, получив отличное образование. Это огромная потеря для страны, которая должна принимать больше мер по удержанию этих талантов, а также для привлечения новых из-за рубежа», – говорит Рау.

Таким образом прогресс может зависеть от образования, полученного внутри страны. Организация Монтанари, SpaceBrainx собирает средства и инвестирует их в компании космической отрасли, STEM-образование и снабжение студентов финансовым капиталом. Развитие рабочей силы также связано с возможностью работать с технологиями нового поколения, а также с поддержкой компаний, создающих их. Помимо квалифицированной рабочей силы, именитые компании также нуждаются в услугах более мелких и гибких компаний, что нужно для поддержания конкурентного преимущества.

Чтобы способствовать этому, в декабре 2022 года Space Commerce Institute в партнерстве с посольством Италии в Вашингтоне и Итальянским торговым агентством провел первый в США Национальный день космоса Италии. Объединение космических компаний и организаций для изучения возможностей помогает наладить отношения и привлечь внимание к существующим и перспективным космическим предприятиям.

Несмотря на проблемы с кадрами и финансированием, итальянская космическая экосистема обладает всем необходимым, чтобы сохранить свое лидерство в космосе. Куда она идет — и куда Италия ведет всех нас — за этим будет интересно наблюдать с Земли, Луны и, в скором времени, с пространства вокруг лун, наблюдаемого Галилеем много веков назад.


По материалам:From Galileo to the Lunar Gateway: Mapping Italy's Growing Space Industry - SpaceNews

31/05/2023 АНАЛИТИКА