Программируемые спутники и производство в космосеРазработчики космической техники еще сравнительно недавно находились в серьезном кризисе: число заказов на геостационарные (ГСО) аппараты упало с полутора десятков в год в нулевых до нескольких спутников в середине десятых годов. Современные многоорбитальные стратегии операторов открыли новые возможности, в первую очередь, финансовые. Большие объемы производства, возможности стандартизации и организации массового выпуска позволяют рассчитывать на хороший доход, несмотря на то, что сами по себе малые аппараты приносят меньше прибыли, чем крупные геостационарные. К тому же стандартизация позволяет расширить круг поставщиков комплектующих, что в условиях задержек в цепочках поставок крайне актуально.
Вместе с тем негеостационарные группировки кроме получения дохода позволяют разработчику еще и активно внедрять инновационные решения. Вице-президент и генеральный директор подразделения военных космических аппаратов Lockheed Martin Джонатон Колдуэлл
назвал наступившие времена «эпохой возможностей». При этом наступивший бум развития космических стартапов позволяет крупным игрокам выбирать действительно перспективные инновации. Несмотря на некоторый спад интереса инвесторов к космосу по сравнению с 2021 г., подразделение компании – Lockheed Martin Ventures (LMV) – только расширяет свою деятельность. Чем больше стартапов охватит LMV, тем больше возможностей появится у головной компании, отметил Колдуэлл.
Генеральный директор Thales Alenia Space Эрве Дерри добавил, что мультиорбитальные стратегии обеспечивают активность рынка и повышение дохода. Он же обозначил и важную тенденцию к построению спутниковых группировок – а именно, использование программного подхода. Обновляемое программное обеспечение спутников Iridium NEXT позволит модернизировать и развивать группировку в течение всего срока ее службы.
И конечно, всех разработчиков очень мотивирует интерес к негеостационарным спутниковым системам со стороны государственных структур.
На конференции также всерьез говорили и о производстве в космосе. Исследованиями в этом направлении уже занимается компания Rocket Lab, эксплуатирующая РН Electron и активно диверсифицирующая свой бизнес. Orbit Fab/CIS Lunar Industries разрабатывает орбитальные и лунные технологии, а Lockheed Martin уже некоторое время собирает в свою копилку самые, казалось бы, фантастические стартапы.
Для полноценного производства в космосе нужно решить массу вопросов: это и обеспечение электроэнергией, и доставка / добыча исходных материалов, реагентов, и сама обработка, а также утилизация отходов.
Для того, чтобы привлечь к процессу создания космической инфраструктуры как можно более широкие слои общественности, важно вести активную пропаганду космических технологий, начиная с самых распространенных — связи и навигации.