В шаге от успеха: эволюция китайских ракет-носителей

В КНР помимо уже твердо стоящих на ногах стартапов и государственных космических компаний развиваются пусковые стартапы, которые на данный момент либо вывели на орбиту только один КА, либо пока не запустили в космос ни одного спутника. Некоторые из них — Landspace, Orienspace — очевидно, находятся в шаге от успешного пуска, про другие уже некоторое время не поступало свежей информации, но это не значит, что они прекратили свою работу. Первую часть обзора можно найти по ссылке.

Landspace

Landspace стала первой частной китайской компанией, которая в 2018 г. попыталась вывести коммерческую нагрузку на орбиту. Но твердотопливная ракета Zhuque-1 на орбиту не вышла, и тридцатикилограммовый спутник китайской телекомпании CCTV был потерян.

Сейчас компания разрабатывает метаново-кислородную ракету-носитель (РН) Zhuque-2, способную доставлять полезную нагрузку (ПН) массой 6000 кг на 200-километровую низкую околоземную орбиту (НОО) или 4000 кг на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту (СОО). Ее первый запуск 14 декабря 2022 г. завершился неудачей.

В целом над использованием топливной пары «метан-жидкий кислород» (MOX) сейчас работают несколько компаний. MOX — перспективное топливо для многоразовых ракет: считается, что при его использовании углеродный след от запуска меньше, чем при применении существующих сегодня видов топлива (жидкого и твердого). Однако удачных пусков пока не зафиксировано.
Space Pioneer

Space Pioneer (Beijing Tianbing Technology Co) разрабатывает РН Tianlong-2, способную выводить 2000 кг на НОО или 1500 кг на ССО высотой 500 км. Ориентируется на китайский национальный проект спутникового интернета. 2 апреля 2023 года ракета-носитель Tianlong-2 была успешно запущена с космодрома Цзюцюань и успешно вывела на заданную орбиту спутник «Ай тайкун кэсюэ» («я люблю науку о космосе»).

В феврале 2023 г. компания провела очередной раунд финансирования. В общей сложности со времени своего основания компания получила $438 млн. Средства будут направлены на разработку более тяжелой РН Tianlong-3 – это двухступенчатая ракета с многоразовой первой ступенью. Space Pioneer сообщает, что она будет способна поднимать 15 т полезной нагрузки на НОО и нацелена на запуск до 60 КА за один пуск. Разработчик ориентируется на Guowang LEO — китайскую мегагруппировку спутникового интернета. Первый пуск Tianlong-3 заявлен на начало 2024 г., а с 2025 г. компания планирует пускать не менее 12 РН в год.

Также Space Pioneer планирует создание Tianlong-3Н, которая будет примерным аналогом Falcon Heavy, способным выводить на НОО 68 т ПН.
Orienspace

Orienspace планирует провести свой первый запуск твердотопливной ракеты Gravity-1 во второй половине 2023 года с морской платформы. Фирма заявляет, что ракета будет иметь грузоподъемность на НОО в 6,5 т, что сделает ее самой большой в мире твердотопливной РН. Компания планирует провести до 10 полетов Gravity-1 в 2024-2025 годах. На солнечно-синхронную орбиту ракета будет выводить 3300 т.

Другие перспективные РН: Gravity-2 – 15,5 т. на НОО и 5,8 т. на геопереходную орбиту; Gravity-3 – 30,6 т. на НОО и 9,6 т. на геопереходную, а также 8 т. на отлетную орбиту. Сроки испытаний и пусков не названы.

Rocket Pi

Ранее компания заявляла о первом пуске своей РН Darwin-1 в 2023 г., но за прошедший год новой информации не появлялось.

В 2021 г. Rocket Pi подписала контракт с Jiuzhou Yunjian на поставку MOX-двигателей для РН Darwin-1. Jiuzhou Yunjian испытала свой металоксовый двигатель Lingyun в 2021 году. Двигатель Lingyun-70 (тяга 70 т. на уровне моря) будет установлен на первую ступень РН Darwin-1, Lingyun-10 (тяга 12,5 т в вакууме) – на вторую.

Ранее заявлялось, что ракета-носитель способна выводить 270 кг на низкую околоземную орбиту или 150 кг на солнечно-синхронную орбиту. Однако эти цифры рассчитаны еще для варианта РН Darwin-1, оборудованного пятью двигателями Lingyun-10 (тяга 12,5 т в вакууме). Позднее проект был изменен. Точных данных хотя бы по предполагаемым характеристикам Darwin-1 не существует.
Deep Blue Aerospace

Deep Blue Aerospace разрабатывает две жидкотопливные (керосин-кислород) РН: Nebula-1 и Nebula-2. Изначально заявлялось, что первая будет работать в одноразовом варианте, вторая – в многоразовом. Однако в последних данных уже говорится о многоразовом варианте и Nebula-1. В любом случае, эти разработки можно рассматривать как две модификации одной РН. В одноразовом варианте она выводит 1 т на ССО 500 км. Грузоподъемность многоразовой модификации, судя по меньшему запасу топлива в многоразовом варианте (14 т. вместо 20 т.), будет несколько меньше.

В 2021-2022 гг. компания провела несколько испытаний системы посадки первой ступени. В октябре 2021 г. мягкую посадку осуществили с высоты 100 м, в 2022 г. – с высоты километра. Также в 2022 г. Deep Blue Aerospace успешно испытала ракетный двигатель тягой 20 т. Первый пуск Nebula-1 уже в многоразовом варианте запланирован на 2024 г.
OneSpace

Разрабатывает серию ракет разного класса. OS-X1 — небольшая твердотопливная ракета, демонстратор-испытатель технологических решений для разработки орбитальной версии РН OS-MВ. Первый пуск OS-X1 состоялся в мае 2018 г. В 2019 г. прошел неудачный орбитальный пуск OS-X1, более поздней информации не поступало.
LinkSpace Aerospace Technology Group

В 2019 г. компания провела испытания демонстратора RLV-T5, который поднялся на 300 м., после чего совершил мягкую посадку. Интересно, что его двигатели работают на одновременно экзотической и исторической топливной паре – этанол и жидкий кислород. Экзотической, потому что сегодня практически не используется. Исторической, потому что на ней работали двигатели немецкой ракеты «V-2» («Фау-2» в привычном русском написании) и первых советских баллистических ракет.

На 2021 год был заявлен полноценный испытательный полет ракеты-носителя NewLine-1, способной вывести 200 кг груза на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту.

Потом до 2022 г. никакой информации не поступало, а в мае сообщили, что LinkSpace провела испытания уже демонстратора RLV-T6 и планирует в 2022 г. осуществить пуск NewLine-1. Но потом опять наступило затишье.

Закономерно, что первыми на рынок выходят легкие твердотопливные РН, а разработки ракет среднего и тяжелого классов с жидкостными двигателями, и особенно с новыми компонентами топлива, такими как MOX, от них отстают. Это касается всех компаний — и безусловных лидеров, и тех, кто пока не вывел ни одного спутника. Также очевидно, что все тяжелые ракеты разрабатываются с прицелом на многократное использование, и здесь наблюдается очевидное влияние SpaceX с ракетой Falcon.
19/04/2023 АНАЛИТИКА