Насыщенный рынок и российские решения: состояние и перспективы отечественного рынка VSAT

Игроки российского VSAT-рынка сейчас сталкиваются с рядом проблем и прежде всего, с необходимостью работать под сильным санкционным давлением. Это, в свою очередь, приводит к потребности в максимально быстром внедрении собственных технологий. Параллельный импорт проблему не решит, а китайским компаниям в этой области предложить нечего. Помимо санкций перед индустрией встает еще один вызов в виде серьезной конкуренции со стороны активно развивающихся оптоволоконных сетей, и российских игроков ждёт неизбежная консолидация в той или иной форме, а также переход к новым бизнес-моделям.

Все это эксперты обсудили на VSAT-сессии конференции Satellite Russia 2023.

Рынок насыщен

Из обзора российского и мирового рынков VSAT, представленного директором департамента продаж операторских и корпоративных решений ФГУП «Космическая связь» Михаилом Глинкой, следует однозначный вывод: российский VSAT-рынок близок к насыщению. За четыре года операторы подключили 32 тыс. станций, но рост замедляется, а в январе 2023 г. ГП КС впервые зафиксировало отток станций.

Подвижная связь, а именно — широкополосный доступ на морских и воздушных судах —является одной из мощнейших точек роста спутниковой индустрии во всем мире. Потенциал оценивается более чем в 158 тыс. морских судов, но российская доля на этом рынке пока не более 3,5%. В 2022 г. в России было подключено 114 кораблей, а максимальный потенциал рынка до 2035 г. оценивается в чуть более, чем в 300 кораблей. Но с учетом вывода из эксплуатации изношенных судов он может оказаться и ниже. При этом проникновение ШПД на российских морских судах сегодня остается на отметке в более чем 75%, т.е. и этот рынок тоже фактически насыщен.

Внедрение IFC затрудняется тем, что на данный момент это —не окупаемая услуга, и авиакомпании рассматривают ее только с точки зрения повышения лояльности клиентов. Но она является и хорошим стимулом для авиакомпаний: сегодня в мире подключены более 10 тыс. коммерческих самолетов, а потенциал рынка оценивается 63 тыс. воздушных судов. Прогнозируемый ежегодный прирост — 6,5 тыс. подключенных самолетов. Ситуация с окупаемостью услуги возможно изменится с вводом в эксплуатацию негеостационарных (НГСО) спутниковых систем и появлением на рынке относительно дешевого терминала. Но пока разработчики к идее дешевого терминала относятся скептически, особенно в высокомаржинальных секторах, которым они считают и IFC. Об этом, например, было заявлено на прошлогодней конференции, Satellite 2022.

Что касается России, то Михаил Глинка представил следующий данные: «Аэрофлот» планирует до 2030 г. закупить 239 отечественных самолетов, а текущий парк авиакомпании составляет 349 самолетов, 188 из которых до 2030 г. будут списаны. Таким образом потенциал для внедрения IFC — около 500 самолетов к 2030 г.

Внедрения VSAT на железнодорожном и автомобильном транспорте фактически нет из-за конкуренции со стороны сотовых сетей и высокой стоимости, прежде всего, терминалов.

Серьезным фактором для VSAT-операторов стало развитие оптоволоконных сетей связи. VSAT не может дать те тарифы и скорости, которые дают ВОЛС. При этом постоянно растущие запросы абонентов некоторым образом компенсируют уменьшение числа подключенных станций. К тому же сами операторы, как правило, предоставляют комплексную услугу, в том числе и с использованием оптоволоконных линий.
Работа под санкциями

На российский рынок значительная часть оборудования поставлялась компаниями, базирующимися в США — это Hughes, Viasat и iDirect, которые прекратили и поставки, и поддержку. Параллельный импорт, по общему заверению операторов, проблемы не решит: его объемы слишком малы. А как только они станут более-менее значимыми, эти поставки тут же привлекут внимание контролирующих организаций, и эти каналы тут же будут перекрыты.

Помимо санкций существует и общемировая проблема дефицита электронных комплектующих. В результате нее даже компании, решившие остаться на российском рынке (в первую очередь израильcкий разработчик Gilat), не могут сохранять прежний темп поставок. В любом случае время ожидания заказанного VSAT-оборудования сильно выросло.

Санкции вынудили российских операторов оперативно переходить на отечественные спутники. При этом ни ФГУП «Космическая связь», ни АО «Газпром космические системы» не изменили тарифы и систему оплаты, что стало для провайдеров дополнительным фактором спокойствия в хаосе сплошного форс-мажора.
Запасов оборудования хватит на полтора года

Акционер АО «Ка-Интернет» Сергей Пехтерев и первый заместитель генерального директора АО «АМТЕЛ-СВЯЗЬ» Александр Аносов считают, что существующих запасов оборудования должно хватить примерно на год-полтора. Пока проблем с подключением новых абонентов нет, т.к. рынок, как уже было сказано, близок к насыщению, и абоненты по большей части просто переходят от одного оператора к другому.

Однако остается еще одна проблема — речь о поддержке оборудования, которую вышеупомянутые компании прекратили одновременно с остановкой поставок. Пока эта ситуация серьёзной угрозы индустрии не представляет, т.к. за долгое время работы российские инженеры накопили опыт и приобрели квалификацию, необходимую для эксплуатации оборудования и Hughes, и iDirect. Но с другой стороны, отсутствие поддержки и программных обновлений постепенно приведет к технологическому отставанию, которое скажется в первую очередь на эффективности использования ресурсов сети. Поначалу оно будет незаметно, но в среднесрочной перспективе может вырасти в серьезную проблему.

Нужна российская VSAT-платформа

Для того, чтобы у российского рынка были реальные перспективы развития, необходима отечественная VSAT-платформа. И хотя в некоторых областях возможна переориентация на поставщиков из Китая, в сфере комплексных VSAT-решений им предложить нечего.

При этом даже если уже сейчас серьезно вложиться в разработку отечественной VSAT-технологии, то реальных результатов можно ожидать только через три года по оптимистичным прогнозам, и через пять лет — по пессимистичным. Немного успокаивающим может быть тот факт, что разговор идет больше про массовый рынок. В возможности российской промышленности обеспечить технологией и оборудованием корпоративный и государственный секторы эксперты не сомневаются. Но гарантирование работы сетей с десятками тысяч пользователей требует другого подхода. К тому же здесь принципиальное значение приобретают и цена терминала, и эффективность используемого ресурса.

Если говорить не про технологию вообще, а именно про «железо», то сегодня Россия может обеспечивать себя только самими антеннами, но отечественного радиочастотного оборудования нет.

Вячеслав Камнев, генеральный директор ГК «Небо», разрабатывающей отечественные терминалы подвижной связи, сообщил, что на лето запланированы испытания терминала, работающего с геостационарными (ГСО) спутниками. Аппаратура для работы с НГСО-системами находится в стадии проектирования. Была озвучена и начальная цена терминала для работы с высокоэллиптической российской системой «Экспресс-РВ» — 500 тыс. рублей. Стоимость чрезвычайно высокая, но для государственного и корпоративного заказчика (особенно из нефтегазового сектора) препятствием не станет. Очевидно, что для успешного развития массового рынка она должна быть на порядок ниже, что возможно только при выпуске сотен тысяч терминалов в год.

«Роскосмос», понимая проблему, поручил разработку технологии ОА «ИСС им. ак. М.Ф. Решетнёва», и теперь главный российский поставщик спутников связи возьмет на себя разработку центра управления спутниковой сетью «Экспресс-РВ». Создание самой сетевой технологии, как сказал руководитель Программы по созданию многоспутниковых систем связи Олег Графодатский, будет отдана стороннему подрядчику на конкурсной основе.

Российский рынок ждет консолидация игроков в той или иной форме. Необходимость в ней обусловлена и тем, что операторы используют общую инфраструктуру, а общемировые тенденции ведут к сервисной модели — «инфраструктура как сервис». Операторы в свою очередь ждут российскую VSAT-платформу, время на ее разработку пока есть. Также им нужна уверенность, что через 3-4 года у них будет спутниковый ресурс для развития своих сетей.
29/03/2023 АНАЛИТИКА