Гибкость и аренда: новые стратегии производителей коммуникационных спутников

В последнее время разработчики космических аппаратов по-разному видят дальнейшее развитие рынка и строят свои стратегии в соответствии с этим видением. В чем оно заключается — в материале SATCOMRUS.

В частности, здесь прослеживаются два направления:

1. Желание внедрять инновации для увеличения числа выпускаемых спутников, снижения их цены (или, скорее, удельной цены пропускной способности), а также «попадания в десятку» потребностей заказчиков, которые становятся все более индивидуальными;

2. Намерение разрабатывать и реализовывать бизнес-модели, позволяющие увеличить продажи и, что главное — привлечь новых клиентов.

При этом, т.к. гибкость полезной нагрузки КА является основным трендом развития отрасли, она позволит достаточно легко приспособиться к реалиям любого регионального рынка и запросам каждого локального заказчика. Вопрос только в том, насколько эффективно эта гибкость реализована.

Увеличение количества и снижение цены

Резкий рост спутниковых группировок — в первую очередь, конечно, низкоорбитальных — спровоцировал потребность в повышении числа выпускаемых аппаратов для всех используемых орбит. Для негеостационарных (в основном — низких) орбит потребность исчисляется в тысячах в год, для геостационарной годовой спрос прогнозируется в полтора-два десятка аппаратов.

Так, сегодня книга заказов Airbus разнообразна как никогда в истории компании, отметил глава отдела продаж космических систем Airbus Стефан Весвал (Stephane Vesval). Это и первые два аппарата на базе новой платформы Eurostar Neo, и еще 16 ГСО-аппаратов, а также шесть спутников Galileo второго поколения и последние 200 КА OneWeb. И это далеко не полный список заказов. Одним из факторов успеха стали многолетние инвестиции, результат которых позволяет Airbus точно попасть в потребности клиентов.

В свою очередь Mitsubishi Electric, по словам заместителя главного менеджера департамента гражданского и коммерческого космоса Минору Уеда (Minoru Ueda), видит свою задачу в том, чтобы догнать конкурентов в разработке программно определяемых спутников. И, судя по тому, какое значение придают им разработчики, от успешного решения этой задачи зависит, будет ли компания играть на рынке хотя бы минимально весомую роль.

Особенности регионального рынка с точки зрения разработчиков

У спутниковой отрасли разных регионов есть свои особенности. Так, на Азиатско-Тихоокеанском сильны позиции региональных операторов. Именно они формируют запрос на высокую степень оптимизации конструкции КА под свои нужды. Им необходимо совмещать и широкие лучи, и структуру HTS (спутника высокой пропускной способности) с подстройкой каждого луча под конкретного потребителя.

Вторая особенность, характерная не только для Азиатско-Тихоокеанского региона, но и для Африки и Индии: здесь телевещание пока остается растущей услугой. В Европе трансляция телеканалов, оставаясь ведущим генератором прибыли для операторов, тем не менее, неуклонно из года в год сдает свои позиции. В Азии, Африке и на Тихоокеанских архипелагах остается еще потенциал роста для DTH.

И наконец, на рынок АТР влияет тот факт, что регион крайне чувствителен к цене спутниковой услуги. В первую очередь это относится к ШПД, особенно в тех районах, где космическая связь наиболее актуальна, являясь по сути единственной применимой технологией — в частности, на многочисленных островах. Именно новые бизнес-модели — лизинг спутника, его аренда, а также предельно гибкая оптимизация трафика — позволят обеспечить провайдеру привлекательные цены на трафик. Представитель Astranis называл цифры менее $100 за мегабит в секунду в месяц.

И последнее (в списке, но не по важности): в Азиатско-Тихоокеанском регионе расположены немало стран со своим орбитально-частотным ресурсом, не желающих его терять. И это делает их потенциальными клиентами для разработчика, способного предложить им малый спутник по приемлемой цене.

Квантовые вычисления и отказ от своего производства: революционные инновации стартапов

Стартапы-разработчики тоже видят своей целью удешевление аппаратов и предоставляемой емкости, а также увеличение их гибкости и адаптируемости к задачам. При этом масштаб инноваций этих компаний может вызвать немалое недоумение.

Так, расположенная в Хельсинки ReOrbit видит главной проблемой то, что производители спутников сегодня, во-первых, ориентированы на аппаратные решения, а во-вторых, сами являются очень вертикально интегрированными структурами. Специалисты ReOrbit считают, что нужно сменить подход, и уверены в своей способности это сделать.

Компания разработала программную платформу, на основе которой инженеры ведут проектирование космических аппаратов, ориентируясь на доступные на текущий момент оборудование и комплектующие. Разумеется, стоимость, технические характеристики, качество и надежность — это настраиваемые по желанию заказчика параметры. ReOrbit уже работает по коммерческим заказам, и первый спутник должен полететь в конце 2024 года.

Компания Saturn, основанная пять лет назад известным в саткоме визионером Томом Чоем (Tom Choi), видит своей основной миссией создание добавленной стоимости к спутниковой емкости. В 2025 году Saturn планирует запустить шесть HTS КА Ka-диапазона с пропускной способностью каждого около 100 Гбит/с. Кроме того, эта компания прорабатывает бизнес-модель аренды. Что интересно, сам Saturn на своих мощностях ничего не производит, поэтому очень сильно зависит от партнеров. В текущей ситуации, когда все производители жалуются на нарушение цепочек поставок, это довольно смелое решение.

Компания Quantum Scientific Technology надеется достичь прорыва, используя квантовые вычисления. С их помощью QST намерена сделать спутник умнее и адаптивнее, уменьшить габариты аппарата и повысить его пропускную способность. Компания уже имеет контракт с индонезийским оператором на КА с пропускной способностью 80 Гбит/с. Причем эту пропускную способность планируется реализовать на платформе мощностью чуть больше 2,5 кВт.

Итак, в космической промышленности начала проявляться общая тенденция к ориентации на программное обеспечение. Также видно, что стартапы в большей степени, чем признанные гиганты ориентированы на новые бизнес–модели, в частности — на различные формы аренды. Представитель QST заявил, что аренда спутников будет хорошо работать в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где на эту услугу будет высокий спрос.

Спутник может стать ключевым фактором подключения неподключенных в этом регионе, но есть и препятствие в виде высокой цены и сложности установки. Например, в Индонезии необходимо подключить 150 тыс. населенных пунктов. При стоимости терминала в $500, а установки (особенно в удаленных селах) — до $1000, реализация проекта становится маловероятной. Или процесс очень затянется, потому что темп установок при таких ценах составляет около 10 тыс. точек в год.

Исходя из таких цифр, становится очевидным, что только воплощение всех замыслов разработчиков, нацеленных на удешевление спутникового ресурса, может кардинально изменить картину с подключением в регионе.

01/12/2022 АНАЛИТИКА