Квантовые вычисления и отказ от своего производства: революционные инновации стартаповСтартапы-разработчики тоже видят своей целью удешевление аппаратов и предоставляемой емкости, а также увеличение их гибкости и адаптируемости к задачам. При этом масштаб инноваций этих компаний может вызвать немалое недоумение.
Так, расположенная в Хельсинки ReOrbit видит главной проблемой то, что производители спутников сегодня, во-первых, ориентированы на аппаратные решения, а во-вторых, сами являются очень вертикально интегрированными структурами. Специалисты ReOrbit считают, что нужно сменить подход, и уверены в своей способности это сделать.
Компания разработала программную платформу, на основе которой инженеры ведут проектирование космических аппаратов, ориентируясь на доступные на текущий момент оборудование и комплектующие. Разумеется, стоимость, технические характеристики, качество и надежность — это настраиваемые по желанию заказчика параметры. ReOrbit уже работает по коммерческим заказам, и первый спутник должен полететь в конце 2024 года.
Компания Saturn, основанная пять лет назад известным в саткоме визионером Томом Чоем (Tom Choi), видит своей основной миссией создание добавленной стоимости к спутниковой емкости. В 2025 году Saturn планирует запустить шесть HTS КА Ka-диапазона с пропускной способностью каждого около 100 Гбит/с. Кроме того, эта компания прорабатывает бизнес-модель аренды. Что интересно, сам Saturn на своих мощностях ничего не производит, поэтому очень сильно зависит от партнеров. В текущей ситуации, когда все производители жалуются на нарушение цепочек поставок, это довольно смелое решение.
Компания Quantum Scientific Technology надеется достичь прорыва, используя квантовые вычисления. С их помощью QST намерена сделать спутник умнее и адаптивнее, уменьшить габариты аппарата и повысить его пропускную способность. Компания уже имеет контракт с индонезийским оператором на КА с пропускной способностью 80 Гбит/с. Причем эту пропускную способность планируется реализовать на платформе мощностью чуть больше 2,5 кВт.
Итак, в космической промышленности начала проявляться общая тенденция к ориентации на программное обеспечение. Также видно, что стартапы в большей степени, чем признанные гиганты ориентированы на новые бизнес–модели, в частности — на различные формы аренды. Представитель QST заявил, что аренда спутников будет хорошо работать в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где на эту услугу будет высокий спрос.
Спутник может стать ключевым фактором подключения неподключенных в этом регионе, но есть и препятствие в виде высокой цены и сложности установки. Например, в Индонезии необходимо подключить 150 тыс. населенных пунктов. При стоимости терминала в $500, а установки (особенно в удаленных селах) — до $1000, реализация проекта становится маловероятной. Или процесс очень затянется, потому что темп установок при таких ценах составляет около 10 тыс. точек в год.
Исходя из таких цифр, становится очевидным, что только воплощение всех замыслов разработчиков, нацеленных на удешевление спутникового ресурса, может кардинально изменить картину с подключением в регионе.