Перспективы российского спутникового рынка с точки зрения операторов и разработчиков

Санкции, прекращение поставок оборудования, срочный перевод российских

пользователей с иностранных спутников на российские — все эти темы подробно обсуждались на сессиях Satcomrus 2022. Участники затронули также неожиданные аспекты существующих проблем.

Централизация и монополизация — побочный риск санкций


Не только прекращение поставок иностранных комплектующих угрожает российской высокотехнологичной отрасли в целом и сфере связи в частности. Еще одной серьезной угрозой председатель совета директоров ГК «Искра» Андрей Ромулов посчитал построение мобилизационной экономики и централизацию власти. Это, по его словам, влечет за собой монополизацию, контроль ценообразования и, как следствие — сокращение инвестиций, стагнацию вместо инноваций и ослабление бизнеса. В краткосрочной перспективе, пока нужно решать неотложные проблемы, это работает, но в среднесрочной и долгосрочной — нет, поскольку умерший бизнес не возродится.


Сергей Пехтерев, акционер АО «Ка-Интернет», отметил, что санкции стали причиной не только того, что часть поставщиков ушла с российского рынка, но и того, что оставшиеся весьма существенно подняли цены. Т.к. российский сектор спутникового. ШПД в основном развивается в рамках модели субсидирования оборудования, повышение цен и снижение платежеспособности населения оставляет им все меньший зазор для маркетинговых маневров.

Рост обеспечат бэкхолл и ШПД


Андрей Кириллович, директор департамента по стратегии, маркетингу и развитию бизнеса МОКС «Интерспутник», сделал свой обзор состояния спутниковой индустрии, отметив основные тренды ее развития.


Объем продаж спутниковой емкости пока не достиг допандемийного уровня; ожидается, что это произойдет по результатам 2023 года. Основной драйвер — передача данных: сегодня на Земле насчитывается уже 4 млн абонентов спутникового ШПД. Растет и индустрия связи на подвижных объектах. Согласно прогнозу NSR, объемы выручки от продажи емкости через 10 лет вырастут примерно в 2,5 раза, в основном, за счет бэкхолла сотовых сетей и ШПД.


При этом будущее — в мультиорбитальных системах с КА, использующими программно-конфигурируемую полезную нагрузку, а также в интеграции с сетями 5G и облачными структурами, программно-определяемых наземных сегментах, череде вертикальных интеграций и горизонтальных слияний и поглощений.


Негеостационарные системы увеличат предложения спутниковой емкости на рынке по сравнению со стационарными спутниками высокой пропускной способности примерно в 15 раз, но такой взрывообразный рост будет сопровождаться крайне низкой загрузкой этих систем по причине дорогих абонентских терминалов, а также ограниченной возможности предоставить требуемую заказчику емкость в конкретный момент времени в конкретном месте.


В дискуссиях на мировых спутниковых форумах также на первый план выходит проблема устойчивого развития и разумного использования космоса, и прежде всего — тема космического мусора. Количество обломков на околоземной орбите — 500−1000 км — неуклонно растет, что может в будущем нести угрозу запускам в том числе коммуникационных аппаратов на ГСО.

Российское оборудование — ключевой фактор дальнейшего развития

Заместитель генерального директора ФГУП «Космическая связь» Евгений Буйдинов представил результаты исследования, подготовленного ComNews по заказу оператора. Сегодня число абонентских VSAT-терминалов в России составляет 75 тыс. Расчет произведен с учетом многих параметров: зарегистрированных станций, размеров поставок вендоров, финансовой деятельности провайдеров и т. д. Три оператора — РТКомм.Ру, AltegroSky и Eutelsat Networks — занимают 67% рынка. Более половины оборудования — 55% — отслужило менее половины заявленного производителем срока службы. Потребность рынка в оборудовании (в том числе и для замены отслужившего свой срок) — 15 тыс. единиц до 2025 года включительно и 33 тыс. в период 2026—2030 гг.


Представители различных исследовательско-производственных предприятий

рассказали о достижениях и проблемах в разработке российского оборудования для спутниковой связи. Вызовов много: главные — недоступность современной элементной базы, долгие сроки поставок российских комплектующих или иностранных, доступных к покупке, а также различные регуляторные препятствия на пути разработчиков. Но есть и плюсы: можно разработать хабы и терминалы так, чтобы они оптимально подходили для российского рынка. В частности, можно (и даже необходимо) реализовать перекрестную совместимость оборудования разных производителей. И, разумеется, с разными спутниковыми системами — геостационарными, высокоэллиптическими, низкоорбитальными.


Нужна кооперация между всеми участниками рынка, в первую очередь, для того, чтобы стандартизировать протоколы, обеспечив совместимость технологий. Также координация по используемым комплектующим позволит более эффективно применять имеющиеся микросхемы, оптимизировать их выпуск и, как следствие, снизить стоимость одного изделия.


Что касается сроков поступления российских разработок на рынок, то здесь Сергей Пехтерев выразил сомнения в реальности оптимистичных оценок, согласно которым для налаживания серийного выпуска понадобится два-три года. По его оценке, путь от работающего лабораторного образца до реального конкурентоспособного продукта займет 5−7 лет.


На фоне многочисленных сообщений об уходе иностранных компаний с российского рынка выделялось выступление Дениса Стафеева, генерального директора ООО «Гилат Сателлайт Нетворкс (Евразия)». По его словам, компания Gilat продолжает работать в России, несмотря на возникшие проблемы. Вендор заявил об исполнении всех своих обязанностей по всем заключенным и находящимся в стадии подписания контрактам. Сейчас компания не может применять стандартные схемы в работе с российскими клиентами, приходится в каждом отдельном случае искать свое решение. В частности, необходимо анализировать каждое поставляемое в Россию изделие на наличие компонентов, поставка которых попадает под санкции. Это, конечно же, затягивает сроки поставки.

Спутник для беспилотных судов


Предоставление широкополосного доступа на морских судах сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся секторов индустрии спутниковой связи. В России, как заявил директор департамента продаж операторских и корпоративных решений ФГУП «Космическая связь» Михаил Глинка, проникновение этой услуги достаточно высокого — около 77%. И сейчас у оператора остается уже не очень большой рынок для дальнейшего развития морского VSAT. До 2035 года планируется ввести в строй 58 атомных ледоколов и судов ледового класса, а также чуть менее сотни рыболовных судов. Все они должны быть обеспечены широкополосным доступом, и для оператора это довольно неплохой заказ. Но в то же время, многие из этих судов придут на смену выбывшим из эксплуатации, так что общее число обслуживаемых объектов увеличится не так сильно.


Одной из точек роста может стать запрос на увеличение трафика. Сегодня одно судно потребляет около 10 Мбит/с, тогда как мировые эксперты говорят о потребностях около 30−50 Мбит/с.


Изменения принесет за собой и внедрение автономного судовождения. С 2019 года ГП КС участвует в соответствующем эксперименте, и в 2023 год должны появиться первые корабли с новой технологией. В ходе тестирования выявились две глобальные отличительные черты потребления трафика. Первое отличие заключается в более высоких требованиях к надежности и устойчивости системы. Второе — в изменении картины потребления трафика. Если в услуге ШПД объем данных, передаваемых с берега на борт, намного превышает объем в обратном канале, то в случае организации автономного вождения трафик в обратном канале, т. е. с судна на берег, в разы превышает трафик прямого канала. Это обусловлено тем, что с судна в диспетчерский центр или специализированный облачный сервис поступает много информации, чисел и тяжелого видеоконтента. Такой характер трафика в свою очередь влияет и на бортовое оборудование. В отличие от систем ШПД, терминал для поддержки автономного судовождения должен обеспечивать передачу более высокоскоростного обратного канала, и, соответственно, иметь антенну с большей апертурой и усилитель повышенной мощности. Сегодня в России существует две компании с готовыми к серийному выпуску образцами оборудования спутниковой связи морского исполнения, которые уже доказали свою работоспособность и успешно применяются на флоте. Хуже обстоят дела с каналообразующим оборудованием и с модемами.


Энергетику обратного канала можно улучшать не только путем увеличения размера судовой антенны и мощности усилителя: это можно реализовать и на космическом аппарате. На перспективном спутнике ГП КС «Экспресс-АМУ5», которы заменит «Экспресс-АМ5» в позиции 140°в.д., спроектирована отдельная антенная система,

которая будет работать с морскими потребителями. Она позволит увеличить пропускную способность канала без увеличения бортовой антенны.

Смена спутника: взгляд вещателя


Российский спутниковый вещатель «Орион» за свою историю приобрел уникальный опыт, который, пожалуй, не довелось приобрести никому из аналогичных компаний. «Ориону» пришлось дважды менять рабочий спутник с перенастройкой всей абонентской базы. Разумеется, компания делала это не из любви к приключениям, а в силу неудачно сложившихся обстоятельств. Сначала авария на российском аппарате заставила перейти на Intelsat, а в этом году, вследствие санкционных действий, пришлось опять менять иностранный спутник на российский «Экспресс». На пленарной сессии генеральный директор ГП КС Алексей Волин рассказывал, как быстро оператор перевел всех потребителей на отечественный спутниковый сегмент, а теперь технический директор ГК «Орион» Константин Салтыков описал, как это происходило с точки зрения вещателя.


Мысль о том, что надо, как говорится, «подстелить соломки», появилась у «Ориона» задолго до того, как американский оператор начал требовать отключения некоторых российских телеканалов. На Intelsat вещатель использовал 15 транспондеров по 36 МГц, ГП КС предоставляло 10 транспондеров по 54 МГц на «Экспресс-80». Точки стояния спутников отличались на 5°. В самый напряженный период оператор переводил по 20 тыс. абонентов, задействуя около 4 тыс. установщиков. Колл-центр выдавал до 100 тыс. консультаций ежемесячно.

Дачный VSAT-сезон увеличился


Даниил Нирман, руководитель направления «Спутниковый Интернет» Триколора, отметил, что на динамике подключения спутникового интернета положительно сказалось повышение почти в два раза цен на мобильный интернет. Надо сказать, что относительно низкие цены российских сотовых операторов на мобильный интернет всегда были одним из основных факторов, тормозящих развитие спутникового ШПД. И если в прошлом году мобильный интернет стоил в 5−6 раз дешевле спутникового, то в этом году цена разнится в два раза. Благотворно сказалась и отмена сотовыми операторами безлимитных тарифов. Растет число владельцев загородной недвижимости, увеличивается и дачный интернет-сезон. Если раньше он был с мая по август, то сейчас — с апреля по конец октября.

17/11/2022 АНАЛИТИКА