Спутниковый охват и персонализация IP: стандарты для сближения ШПД и вещания
Реализовать полноценную интеграцию вещательных технологий с возможностями передачи данных по IP, совместить географический охват с интерактивом и возможностью персонализации сервиса — все это давняя мечта участников рынка распределения видео. Консорциум DVB совместно с IEEE BTS провели демонстрации стандартов DVB-I и DVB-NIP (Native IP), которые, по словам разработчиков, нацелены именно на это.

Консорциум DVB — Digital Video Broadcasting — существует с 1993 года, объединяя в себе компании, заинтересованные в развитии стандартов цифрового телевещания. Уже тогда, на старте, и несмотря на то, что передача видеосигнала в «цифре», а особенно через спутник, была дорогой экзотикой, всем было очевидно, что за «цифрой» будущее, поскольку она позволяла экономить дорогостоящий спутниковый ресурс.

Сейчас спецификации DVB используются в более, чем 1,5 млрд приемников, а сам стандарт де-факто стал основным в Европе. Но при этом DVB заявляет, что, если не считать внедрения новых кодеков и форматов, само по себе непосредственное спутниковое телевещание (DTH) c середины 1990-х не сильно прогрессировало: оно по-прежнему ограничено экраном телевизора, который в большинстве случаев подключен к привязанному к оператору декодеру спутникового ресивера.

Но сейчас, когда видеоконтент может быть доставлен на любое устройство, сложились все условия для качественного рывка. Поэтому внедрение DVB NIP-разработчики рассматривают как переход к следующему поколению спутникового вещания — DTH 2.0.
Общий стандарт для передачи видео по IP

Основное требование к современной системе доставки мультимедиа — возможность любого сервиса работать на любом устройстве, независимо от используемой сети доставки. При таком подходе пользователи могут через унифицированные интерфейсы получать доступ к услугам, а операторы — решать, какую услугу (или ее версию) лучше всего предоставлять через широковещательную, многоадресную или одноадресную рассылку, оптимизируя свои сетевые расходы и пропускную способность.

Требования на спецификацию DVB-I были сформулированы в 2018 году, а сам стандарт принят в ноябре 2019-го. Основная его задача состояла в том, чтобы создать вещателям стандартизированную среду для передачи видеоконтента по IP, доступную для любого пользовательского устройства. В ноябре 2019 года DVB-IP был опубликован.

В начале 2020-го началась разработка коммерческих требований к спецификации Native IP, позволяющей доставлять посредством средств вещания медиаконтент, изначально предназначенный для распространения по любым IP-адресам. Летом 2021 года руководящий совет DVB утвердил коммерческие требования к Native IP.

В октябре 2021 года пятнадцать компаний-членов DVB продемонстрировали продукты и услуги, основанные на новых или перспективных спецификациях DVB, в том числе — первые примеры спецификации DVB-NIP (Native IP).

TPV Technology, Kineton, Dolby и Huawei показали, как можно использовать DVB-I для доставки видео на самые разные устройства с реализацией дополнительных функций. Qualcomm в свою очередь продемонстрировал вещание DVB-I в сети 5G.

Доставку видеоконтента ОТТ через спутник с использованием DVB-NIP демонстрировали Broadpeak, ST Engineering iDirect, EKT и EasyBroadcast. Enensys Technologies реализовала доставку OTT-контента как по спутниковым, так и по наземным сетям.
Спутниковый охват на широкополосных сетях
Спутниковые сети имеют охват, недоступный наземным широкополосным сетям. С другой стороны, транспортный поток MPEG, который обычно используется для широковещательной доставки видео, не адаптирован для IP-устройств. Отсюда и возникла потребность в реализации IP-доставки видео по широковещательным сетям.

DVB опубликовал новую спецификацию в феврале 2022-го. DVB-NIP был одобрен руководящим советом DVB и предназначен для преодоления разрыва между широкополосными и вещательными сетями.

Новая система, предназначенная для использования каналов вещания DVB-S2X или DVB-T2, полностью основана на IP и больше не зависит от транспортного потока MPEG-2, который до сих пор был основой для систем вещания DVB.

Таким образом стало возможным создание гибридной среды доставки мультимедиа: вещательные технологии используются для передачи основного контента большой аудитории, технологии одноадресной передачи применяются для реализации интерактивности и персонализации.

Применения Native IP-видео через спутник многочисленны: от многоэкранного просмотра контента платного телевидения дома до электронного обучения в удаленных местах, а также распространения контента в сообществах, больницах, круизных лайнерах, аэропортах, торговых центрах, самолетах и т.д.

Варианты использования, указанные в коммерческих требованиях, охватывают сценарии как B2B, так и B2C, но первоначально спрос ожидается в секторах B2B — это доставка контента через спутник в общедоступные точки доступа Wi-Fi. Коммерческий спрос на решения DTH 2.0 ожидается через несколько лет после.

Таким образом консорциум DVB заявляет о рождении новой парадигмы, основанной на спецификации DVB-I, которая лежит в основе экосистемы DVB, ориентированной на IP. Она предусматривает сочетание нескольких спецификаций DVB — DVB-DASH для потоковой передачи с малой задержкой, DVB-MABR для многоадресной передачи, DVB-NIP для доставки широковещательной передачи на основе IP. DVB-I может объединить традиционные сети DVB и любую будущую систему доставки на основе IP.

Основная проблема внедрения заключается в том, что вещателям потребуется дополнительная емкость для параллельного вещания в Native IP и MPEG, пока подавляющее большинство пользователей не перейдет на новый стандарт, и MPEG можно будет отключить. Однако, считает DVB, это будет проще, чем переход от аналогового вещания к цифровому и не сложнее перехода от SD к HD. И сейчас самое подходящее время для серьезного планирования того, как внедрить доставку Native IP в спутниковое вещание. К тому же часть спутниковых приставок способны работать в NIP после обновления программного обеспечения.
Первое внедрение

Итальянский вещатель Mediaset уже завершил испытания DVB-I в своих сетях, и с 2023 года готов перейти к тестовой коммерческой эксплуатации. Как раз с начала следующего года на итальянском рынке появятся телевизоры с поддержкой DVB-I, их производители активно участвовали в испытаниях технологии. На данный момент ожидается, что свои телевизоры начнут продавать как минимум четыре бренда.

В ходе тестовой коммерческой эксплуатации Mediaset намерена привлечь других вещателей, операторов и поставщиков контента для тестирования новой технологии DVB-I, и для этого в Италии сегодня сложилась благоприятная обстановка. Из-за перераспределения эфирных частот многим региональным телекомпаниям пришлось либо прекратить свое эфирное цифровое вещание, либо сократить его. Поэтому они продолжают предоставлять услуги линейного вещания, транслируя каналы через свои приложения HbbTV, а также уже распространяют свои каналы через CDN с использованием IP-технологий. Таким образом, тестирование DVB-I не потребует от них больших дополнительных затрат.
Перспективы

В июле руководящий совет DVB одобрил начало исследований по трем новым темам. Первое — объектно-ориентированные медиа, в которых используются отдельные цифровые «объекты»: например, видео, различные звуковые дорожки, язык жестов или список электронных программ передач (EPG). Цель исследований — выяснить, как программы, содержащие несколько медиаэлементов, будут транслироваться в среде DVB.

Второе направление — предоставление и потребление услуг с учетом энергопотребления. Здесь предстоит изучить, как DVB может способствовать снижению потребления энергии во время предоставления и потребления услуг.

Также будут исследованы интерактивные сервисы со сверхнизкой задержкой. Они перспективны для реализации интерактивных музыкальных событий в прямом эфире, облачных игр и пр.
29/09/2022 АНАЛИТИКА