Eutelsat и OneWebВ этом слиянии взаимный интерес обоих участников очевиден уже довольно давно. Eutelsat в октябре 2021 года увеличил свои инвестиции в OneWeb, увеличив долю почти до 23%. Интерес Eutelsat
объяснялся просто: оператор решил таким способом обеспечить себе актив в виде низкоорбитальной (НОО) группировки для реализации концепции мультиорбитальности. При этом крупнейшим акционером оставался индийский телеком-гигант Bharti Global с 30% акций, правительству Великобритании принадлежит около 19%. А в марте 2022 года было заключено долгосрочное соглашение о партнерстве в распределении емкости OneWeb. Последующее в июле слияние, как
объявили участвующие стороны, стало «логическим следующим шагом в успешном партнерстве между Eutelsat и OneWeb». Информация о подписании меморандума о взаимопонимании между Eutelsat Communications и ключевыми акционерами OneWeb была
опубликована в конце июля 2022 года. Цель сделки — «создание ведущего мирового игрока в области связи путем объединения обеих компаний», объявленная общая стоимость — $3,4 млрд.
Eutelsat объединяет свой флот из 36 геостационарных (ГСО) спутников с низкоорбитальной группировкой OneWeb, состоящей по замыслу из 648 аппаратов, из которых на орбиту сегодня выведено 428.
Акционеры Eutelsat и OneWeb будут владеть по 50% акций нового Eutelsat. Правительство Великобритании получает специальную акцию. Оно, а также представители Bharti Global и правительство Франции (которому принадлежит 20%) будут представлены в новом совете компании, состоящем из 15 членов. Председатель правления Eutelsat Доминик Д'Эннен (Dominique D’Hinnin) будет предложен в качестве председателя объединенной компании, а председатель правления OneWeb Сунил Бхарти Миттал (Sunil Bharti Mittal) станет сопредседателем.
Денежные поступления Eutelsat обеспечат финансирование рыночной деятельности на рынке НОО и развития группировки, в первую очередь — вывода КА OneWeb следующего поколения. Генеральный директор Eutelsat Ева Бернеке (Eva Berneke) прогнозирует, что вещание с ГСО-спутников принесет 40% доходов в 2025 финансовом году. И он остается мощным источником денежного потока, который можно реинвестировать в быстрорастущие вертикали. Первая вертикаль — широкополосная связь в B2B-секторе, которая станет самой крупной частью бизнеса и принесет около 50% дохода в 2025-м году. Вторая — ШПД в B2C, который изначально будет приносить 10% дохода, но в будущем имеет высокий потенциал в качестве источника денежных средств.
Для реализации всех возможностей синергии Eutelsat и OneWeb разработали план действий при разработке услуги, объединяющей ГСО и НГСО активы: речь идет об общей платформе, гибридных терминалах, объединенной сети и универсальном решении для клиентов.
Среднегодовая синергия выручки оценивается примерно в €150 млн через четыре года. А общая выручка объединенной компании составит около €1,2 млрд в 2022–2023 финансовых годах, при этом планируемая EBITDA за тот же период — около €0,7 млрд.
Также ожидается, что эффект от объединения позволит сэкономить более €80 млн на организационных издержках через пять лет за счет предотвращения дублирования затрат.
Полный совет будет состоять из 15 членов, включая десять независимых директоров. Семь директоров, в дополнение к генеральному директору Eutelsat, предложенному Eutelsat, и семь директоров, предложенных OneWeb.
Ожидается, что сделка будет закрыта к концу первой половины 2023 года.
Управляющий директор Euroconsult Натан де Рюйтер (Nathan De Ruiter)
отметил растущий интерес Eutelsat к широкополосной связи и считает, что таким образом оператор намерен компенсировать снижение доходов от передачи видео. Привлекательность OneWeb, помимо технических активов, обеспечивают несколько крупных партнерских отношений с различными интернет-провайдерами и развивающаяся дистрибьюторская сеть на большинстве ключевых вертикальных рынков. Де Рюйтер считает, что растущая популярность стратегии мультиорбитальности может привести к большей горизонтальной консолидации рынка в ближайшие годы.
По
оценкам аналитика спутникового рынка из Credit Suisse Бена Лайонса (Ben Lyons), на рынке есть место примерно для трех крупномасштабных спутниковых группировок с высокой пропускной способностью (HTS), и видимо Eutelsat и OneWeb стремятся это место не упустить. Также он отмечает, что пропускная способность группировки первого поколения в 1,1 Тбит/с недостаточна и уступает и Starlink, и планируемым группировкам Amazon Kuiper, а также Telesat Lightspeed. Поэтому для новой компании крайне важно разработать и запустить группировку второго поколения, что потребует серьезных инвестиций. При этом Eutelsat будет необходимо значительно увеличить доходы в течение следующего десятилетия. Лайонс оценивает расходы на OneWeb Gen 2 в $10 млрд, по аналогии с расходами (реальными и планируемыми) Amazon и SpaceX на развертывание крупных и продвинутых группировок. Затраты на OneWeb Gen 1 оцениваются в $3 млрд.
Старший менеджер по политике Access Partnership Иван Суарес (Ivan Suarez)
считает, что космическую отрасль ждет новая волна консолидаций, и в итоге на рынке останутся несколько сражающихся за господство крупных игроков. Если все сложится именно так, то пользователь только выиграет, уверен Суарес, т.к. у крупных игроков будут и средства, и стимулы для быстрого внедрения инноваций, повышения качества услуг и развития связи во всем мире.