Партнеры или конкуренты: НГСО-операторы осваивают IFC
Современные спутниковые услуги связи в воздухе (IFC) поддерживаются операторами геостационарных (ГСО) группировок — Inmarsat, Viasat, Intelsat и др. и реализованы на известных и зарекомендовавших себя решениях. Внедрение новых технологий, в первую очередь — спутников высокой пропускной способности (HTS) и плоских антенн с электронным сканированием луча (ФАР) позволяет надеяться на качественный рывок и, в первую очередь — предоставление на борту самолета сервиса с уровнем качества «как дома».

О своих амбициях на рынке IFC заявили и новые игроки — низкоорбитальные (НОО) группировки, которые обещают более привлекательный сервис. Наряду с этим операторами все больше овладевает идея мультиорбитального подхода, и вчерашние конкуренты вполне могут стать стратегическими партнерами.
SpaceX

В рамках Starlink — широкополосного низкоорбитального проекта SpaceX — активно разворачивается группировка и наращивается абонентская база. SpaceX заявляет о своем интересе буквально во всех секторах индустрии спутниковой связи.

Так, оператор настойчиво убеждает авиакомпании в том, что IFC, реализованный через группировку на низкой орбите, превосходит все, что может предоставить геостационарный оператор. Год назад, в июне 2021 года, на виртуальном саммите Connected Aviation Intelligence, вице-президент Starlink по коммерческим продажам Джонатан Хофеллер (Jonathan Hofeller) предсказал, что через 10 лет на НОО-операторов будет приходиться 90% рынка спутниковых IFC . На Satellite 2022 он же заявил, что связь в самолетах — это то, что «созрело для капитального ремонта».

Выступая на Connected Aviation Intelligence в этом году Хофеллер подчеркнул, что современные бортовые интернет-сервисы, работающие на ГСО-спутниках, не смогут удовлетворить растущие потребности авиапассажиров в подключении. Он уверен, что пользовательский опыт клиентов вне всяких сомнений будет на стороне НГСО, потому что именно малая задержка сигнала позволит им работать «как дома».

При этом Хофеллер считает, что у заказчика отсутствует понимание всех возможностей и существующих инноваций: технологии развиваются намного быстрее, чем это осознают авиакомпании, которые считают, что решения IFC стоит обновлять каждые 10-12 лет. Т.е., по мнению Хофеллера, предстоит убедить авиакомпании в необходимости досрочного расторжения текущих контрактов с провайдерами сервисов IFC. Авиация ориентирована на долгие циклы внедрения, заявляет топ-менеджер Starlink, тогда как технологии развиваются значительно быстрее.

Разрешение регулятора на предоставление услуг связи с подвижными объектами Starlink получил в конце июня, но соглашения с авиакомпаниями оператор начал заключать заранее. Первой, выбравшей Starlink своим оператором IFC, стала JSX, чей первый самолет с установленным терминалом Starlink полетит уже в этом году. А всего компания намерена оборудовать сотню своих бортов. Вторая — Hawaiian Airlines, монтаж Starlink планируется начать в следующем году. Что интересно, Hawaiian Airlines заявляет, что услуга Starlink IFC будет бесплатной для пассажиров. Сегодня такой подход считается наиболее перспективным, но эксперты отводят на переход к бесплатной модели несколько лет. Пока же авиакомпании берут за связь на борту около $5-$8.

Delta Air Lines, которая сегодня пользуется услугами Viasat и Intelsat, также провела переговоры со Starlink и уже провела предварительные испытания технологии.
OneWeb
Бен Гриффин (Ben Griffin), вице-президент направления мобильной связи OneWeb, подходит к прогнозированию осторожнее своего коллеги из Starlink: он считает, что к концу текущего десятилетия на долю НОО-систем придется около 50% всех спутников, обеспечивающих подключение на борту самолета.

На конференции Connected Aviation Intelligence директор по развитию рынка бизнес-авиации OneWeb Джейсон Сперри (Jason Sperry) обозначил конкретные сроки старта коммерческих услуг IFC оператора — 2023 год. Что касается прогнозов, то Сперри всего лишь отметил, что IFC на базе НОО станет обычным явлением в 2030-х годах. Он уверен, что вопрос не в том, соберутся ли авиакомпании перейти на низкоорбитальный сервис, а в том, когда они это сделают. Драйвером в этом процессе должно выступить молодое поколение, чьи ожидания от ШПД на борту гораздо выше требований среднего пассажира сейчас. Но при этом развитию новых сервисов сильно помешает недостаточная осведомленность авиакомпаний о низкоорбитальных группировках широкополосного доступа и об их реальных возможностях.

С целью просветить потенциальных пользователей и заказчиков Бен Гриффин публикует документ с достаточно претенциозным названием «Шесть мифов и реальность революции OneWeb на низкой околоземной орбите», где эти мифы он формулирует и опровергает. Прежде всего он заявляет, что пропускная способность ГСО-систем часто ограничена несколькими мегабитами в секунду на одно воздушное судно, что, разумеется, недостаточно. OneWeb, заявляет Гриффин, коренным образом изменит ситуацию.

В том, что указанная им скорость по современным меркам мала, руководитель мобильного направления OneWeb безусловно прав. Однако он оставляет за рамками тот факт, что предлагаемые сейчас сервисы, опирающиеся на HTS, а в ближайшем будущем и на VHTS, позволяют рассчитывать на совсем иные скорости.

Также Гриффин указывает на то, что OneWeb обеспечивает связью приполярные области. Далее он акцентирует внимание на главном преимуществе низкоорбитальных систем — малой задержке. Как и представитель Starlink, Гриффин считает низкую задержку ключевым фактором комфорта в работе пользователя с помощью бортового Wi-Fi. В том же документе Гриффин заверяет, что OneWeb будет работать над океаном, что антенны для НГСО легче, чем для ГСО и что OneWeb, придерживаясь принципов ответственного проектирования и эксплуатации, ответственно подходит к сохранению окружающей среды.

Со всеми высказанными тезисами Гриффина можно соглашаться или нет, но важен сам факт: этот документ является свидетельством того, что операторы низкоорбитальных систем готовятся к серьезной борьбе за рынок IFC.

В мае OneWeb подписал соглашение с Gogo Business Aviation на использование НОО-группировки для обеспечения широкополосным доступом самолетов бизнес-авиации. В 2020 году спутниковый оператор Intelsat приобрел ту часть провайдера Gogo, которая отвечала за коммерческую авиацию. Gogo Business Aviation осталась самостоятельной и работает с бизнес-авиацией. Сейчас Gogo Business Aviation обслуживает более 4 500 низкоскоростных узкополосных систем спутниковой связи, установленных на самолетах бизнес-класса, так что потенциальный рынок весьма велик.

В июне OneWeb и Stellar Blu Solutions провели первые летные испытания Sidewinder — новой платформы IFC с плоской антенной. Летные испытания продолжатся до конца 2022 года, а сертификация и начало продаж запланированы на середину 2023 года. Во время полета продемонстрировано функционирование облачных приложений, в частности — Teams, потоковой передачи YouTube и Netflix в формате 4K, а также онлайн-игр с использованием VR. Отработано 80 различных сценариев загрузки, максимальная скорость составила 260 Мбит/с, передача файлов размером 5 Гб осуществлялась в среднем за 20 секунд. Сетевая задержка не превышала 100 мс.

Но самое интересное в свете дальнейшего влияния на рынок IFC заключается не в реализуемых технических решениях, а в тех партнерских отношениях, которые OneWeb выстраивает с операторами геостационарных группировок.

В марте OneWeb заключает глобальное дистрибьюторское соглашение с одним из своих крупнейших акционеров — Eutelsat. Исполнительный директор Eutelsat Ева Бернеке (Eva Berneke), заявила, что сделка «открывает потенциал низкой орбиты для дополнения геостационарных активов на быстрорастущих рынках воздушной и морской мобильности». В заявлении фигурируют еще несколько перспективных направлений, но воздушная и морская мобильность названы первыми. В конце июля Eutelsat и OneWeb объединяются, и руководство компаний в своих заявлениях описывает преимущества синергии ГСО и НГСО, правда, не фокусируясь на каких-либо отдельных рынках. И, наконец, в начале августа OneWeb и Intelsat организуют партнерство с целью обеспечить «авиакомпаниям и их пассажирам возможность пользоваться лучшим IFC без компромиссов».

В 2024 году партнеры уже планируют начать коммерческую эксплуатацию совместного сервиса, а руководство двух операторов заявляет, что это сотрудничество позволит реализовать столь многообещающую концепцию мультиорбитальности. Будет крайне интересно посмотреть, как при этом в дальнейшем будет строиться конкуренция или партнерство Intelsat и Eutelsat на рынке связи с воздушными судами. И особенно интересной ситуация окажется, если слухи о возможном объединении SES и Intelsat окажутся правдой.
Telesat

Этот оператор владеет крупной ГСО-группировкой и строит собственную низкоорбитальную систему. Поэтому Telesat стал едва ли не первым, кто заявил о реализации концепции мультиорбитальности.

Сейчас оператор решает вопрос с финансированием Lightspeed (так называется его НОО-проект), и дата ее запуска регулярно откладывается. Тем не менее, Telesat уже активно пытается подготовить рынок к старту Lightspeed.

Провайдер Auvu (ранее Global Eagle Entertainment) еще в 2018 году выбрал Telesat поставщиком емкости для своих сервисов IFC и сейчас реализует стратегию «Мост к НОО». В дальнейшем Auvu будет работать через Lightspeed, но пока моделирует сеть и разрабатывает терминалы, используя емкость геостационарных аппаратов Telesat. А всего Auvu использует емкость 54 КА 11 операторов и планирует запуск собственного аппарата класса microGEO.
Irirdium

Эта компания стоит особняком от остальных операторов низкоорбитальных систем, поскольку, во-первых, ее группировка с глобальным охватом уже развернута и функционирует, а, во-вторых, она работает в L-диапазоне, что не подразумевает высоких скоростей подключения. Поэтому оператор считает, что его сервис не конкурирует с существующими и перспективными системами спутниковой мобильной связи, а дополняет их. L-диапазон намного более устойчив к погодным условиям, чем Ku-, и тем более Ka-диапазоны. Именно поэтому в нем работают системы аварийной связи.

Сегодня Iridium специализируется на узкополосной связи с самолетами и беспилотниками, а также на системах интернета вещей. При этом низкоскоростная связь Iridium уже позволяет передавать видео с борта летающего объекта.
Агрессивному развитию НОО операторы стремятся противопоставить мультиорбитальную концепцию, соединяющую преимущества геостационарных и низкоорбитальных систем. Очевидно стремление создать сверхкрупного универсального игрока, который сможет противостоять SpaceX на рынке IFC.
15/09/2022 АНАЛИТИКА