Бен Гриффин (Ben Griffin), вице-президент направления мобильной связи OneWeb, подходит к прогнозированию осторожнее своего коллеги из Starlink: он
считает, что к концу текущего десятилетия на долю НОО-систем придется около 50% всех спутников, обеспечивающих подключение на борту самолета.
На конференции Connected Aviation Intelligence директор по развитию рынка бизнес-авиации OneWeb Джейсон Сперри (Jason Sperry)
обозначил конкретные сроки старта коммерческих услуг IFC оператора — 2023 год. Что касается прогнозов, то Сперри всего лишь отметил, что IFC на базе НОО станет обычным явлением в 2030-х годах. Он уверен, что вопрос не в том, соберутся ли авиакомпании перейти на низкоорбитальный сервис, а в том, когда они это сделают. Драйвером в этом процессе должно выступить молодое поколение, чьи ожидания от ШПД на борту гораздо выше требований среднего пассажира сейчас. Но при этом развитию новых сервисов сильно помешает недостаточная осведомленность авиакомпаний о низкоорбитальных группировках широкополосного доступа и об их реальных возможностях.
С целью просветить потенциальных пользователей и заказчиков Бен Гриффин публикует
документ с достаточно претенциозным названием «Шесть мифов и реальность революции OneWeb на низкой околоземной орбите», где эти мифы он формулирует и опровергает. Прежде всего он заявляет, что пропускная способность ГСО-систем часто ограничена несколькими мегабитами в секунду на одно воздушное судно, что, разумеется, недостаточно. OneWeb, заявляет Гриффин, коренным образом изменит ситуацию.
В том, что указанная им скорость по современным меркам мала, руководитель мобильного направления OneWeb безусловно прав. Однако он оставляет за рамками тот факт, что предлагаемые сейчас сервисы, опирающиеся на HTS, а в ближайшем будущем и на VHTS, позволяют рассчитывать на совсем иные скорости.
Также Гриффин указывает на то, что OneWeb обеспечивает связью приполярные области. Далее он акцентирует внимание на главном преимуществе низкоорбитальных систем — малой задержке. Как и представитель Starlink, Гриффин считает низкую задержку ключевым фактором комфорта в работе пользователя с помощью бортового Wi-Fi. В том же документе Гриффин заверяет, что OneWeb будет работать над океаном, что антенны для НГСО легче, чем для ГСО и что OneWeb, придерживаясь принципов ответственного проектирования и эксплуатации, ответственно подходит к сохранению окружающей среды.
Со всеми высказанными тезисами Гриффина можно соглашаться или нет, но важен сам факт: этот документ является свидетельством того, что операторы низкоорбитальных систем готовятся к серьезной борьбе за рынок IFC.
В мае OneWeb подписал соглашение с Gogo Business Aviation на использование НОО-группировки для обеспечения широкополосным доступом самолетов бизнес-авиации. В 2020 году спутниковый оператор Intelsat приобрел ту часть провайдера Gogo, которая отвечала за коммерческую авиацию. Gogo Business Aviation осталась самостоятельной и работает с бизнес-авиацией. Сейчас Gogo Business Aviation обслуживает более 4 500 низкоскоростных узкополосных систем спутниковой связи, установленных на самолетах бизнес-класса, так что потенциальный рынок весьма велик.
В июне OneWeb и Stellar Blu Solutions
провели первые летные испытания Sidewinder — новой платформы IFC с плоской антенной. Летные испытания продолжатся до конца 2022 года, а сертификация и начало продаж запланированы на середину 2023 года. Во время полета продемонстрировано функционирование облачных приложений, в частности — Teams, потоковой передачи YouTube и Netflix в формате 4K, а также онлайн-игр с использованием VR. Отработано 80 различных сценариев загрузки, максимальная скорость составила 260 Мбит/с, передача файлов размером 5 Гб осуществлялась в среднем за 20 секунд. Сетевая задержка не превышала 100 мс.
Но самое интересное в свете дальнейшего влияния на рынок IFC заключается не в реализуемых технических решениях, а в тех партнерских отношениях, которые OneWeb выстраивает с операторами геостационарных группировок.
В марте OneWeb
заключает глобальное дистрибьюторское соглашение с одним из своих крупнейших акционеров — Eutelsat. Исполнительный директор Eutelsat Ева Бернеке (Eva Berneke), заявила, что сделка «открывает потенциал низкой орбиты для дополнения геостационарных активов на быстрорастущих рынках воздушной и морской мобильности». В заявлении фигурируют еще несколько перспективных направлений, но воздушная и морская мобильность названы первыми. В конце июля Eutelsat и OneWeb
объединяются, и руководство компаний в своих заявлениях описывает преимущества синергии ГСО и НГСО, правда, не фокусируясь на каких-либо отдельных рынках. И, наконец, в начале августа OneWeb и Intelsat организуют партнерство с целью обеспечить «авиакомпаниям и их пассажирам возможность пользоваться лучшим IFC без компромиссов».
В 2024 году партнеры уже планируют начать коммерческую эксплуатацию совместного сервиса, а руководство двух операторов заявляет, что это сотрудничество позволит реализовать столь многообещающую концепцию мультиорбитальности. Будет крайне интересно посмотреть, как при этом в дальнейшем будет строиться конкуренция или партнерство Intelsat и Eutelsat на рынке связи с воздушными судами. И особенно интересной ситуация окажется, если слухи о возможном объединении SES и Intelsat окажутся правдой.