Связь в полете: крупные операторы развивают IFC и ориентируются на мультиорбитальность
До пандемии COVID-19 подвижная связь с морскими и воздушными судами считалась самым динамичным сектором спутниковой индустрии. И если maritime почти не пострадал в 2019-2020 гг., то развитие IFC очень сильно замедлилось. Но сейчас, по общему мнению всех игроков, авиация возвращается к прежнему уровню, а запрос на подключение от пассажиров только растет.
Стресс остаться без связи

Связь в полете приобретает первостепенное значение для пассажиров. Согласно исследованию OneWeb «Connected Passenger Report», перспектива оказаться в небе без интернета оборачивается для них чрезмерным стрессом. При этом 59% опрошенных оценивают текущее качество IFC в диапазоне от «очень плохого» до «умеренного». 56% пассажиров заявили, что хотели бы использовать Wi-Fi на борту для доступа к развлечениям, 48% необходима связь с другими людьми, а 41% хотел бы работать во время полета. Чем моложе пассажир, тем менее он терпим к существующим IFC, т.е. в дальнейшем требования к IFC будут только расти.

Согласно прогнозам, объем мирового рынка подключенных самолетов вырастет с $2,51 млрд в 2020 году до $10,49 млрд в 2027-м при среднегодовом темпе роста в 22,9%. В исследовательском агентстве NSR полагают, что к 2030 году IFC будет потреблять 924 Гбит/с спутников с высокой пропускной способностью (HTS). Одним из факторов роста станет переход к новой бизнес-модели, в первую очередь — к бесплатному доступу на борту. И в первую очередь от операторов зависит, оправдаются ли эти прогнозы: они должны быть готовы удовлетворить возросшие потребности. По мнению генерального директора SES Стива Коллара, спрос на этом рынке в ближайшие несколько лет превысит предложение.
Inmarsat
Inmarsat был первым, и долгое время — единственным оператором, предлагавшим спутниковую связь с подвижными объектами. Изначально это была низкоскоростная связь в L-диапазоне, позволявшая передавать короткие сообщения. Она работала везде, кроме приполярных областей, и в этом было ее неоспоримое преимущество.

В 2016 году Inmarsat начал осваивать Ка-диапазон для предоставления уже широкополосного доступа на подвижных объектах — морских и воздушных судах. Стартовавший в том году сервис авиационного ШПД GX Aviation к сегодняшнемуу дню используется на более чем 550 самолетах 35 авиакомпаний (АК). И более тысячи комплектов GX Aviation заказано авиакомпаниями для установки в ближайшем будущем.

При этом оператор продолжает развивать и традиционный для себя L-диапазон. Во-первых, он остается приоритетным для служебной и аварийной связи. Во-вторых, в L-диапазоне Inmarsat предлагает высоконадежную и устойчивую связь для бизнес-авиации. Сервис SwiftJet позволяет пассажиру подключаться со скоростью 2,6 Мбит/с, что, как утверждается, достаточно для совершения видеозвонков, работы с облачными инструментами, просмотра роликов в TikTok и YouTube.

Сегодня Inmarsat имеет серьезное конкурентное преимущество — возможность предлагать и высокоскоростной, но восприимчивый к осадкам широкополосный доступ в Ка-диапазоне, и более медленную, но устойчивую связь в L-диапазоне.

В конце 2021 года Inmarsat испытал прототип спутника на низкой (НОО) орбите, начав тем самым реализацию мультиорбитальной концепции Inmarsat Orchestra. В конце июля в рабочую точку на ГСО вышел первый спутник Inmarsat шестого поколения, на I квартал 2023 года запланирован запуск второго.

Уже три года Inmarsat и Deutsche Telekom эксплуатируют European Aviation Network (EAN), услугами которой воспользовались более 50 млн пассажиров British Airways, Iberia и других АК.

Европейское космическое агентство выбрало Inmarsat для создания и дальнейшей модернизации Iris — глобальной системы спутниковой связи между авиадиспетчерами и пилотами. Эта система в начале 2023 года стартует на европейских рейсах, а позднее будет расширяться на Азию и Америку. Помимо обычной связи Iris Global будет обеспечивать экономию топлива, минимизацию углеродного следа, а также решать логистические проблемы и предотвращать скопления самолетов над определенным аэропортом. Работает Iris с использованием спутников Inmarsat и платформы оператора SwiftBroadband — Safety (SBS). Первым партнером программы станет швейцарская авиакомпания EasyJet, чьи 11 самолетов Airbus A320neo с конца 2022 года начнут использовать Iris.

У Inmarsat также есть собственный отчет, в котором сообщается о постпандемийном возрождении авиации и о перспективах цифровых услуг в аэропорту и на борту самолетов. А технический документ более подробно рассказывает, чего именно хотят пассажиры, а именно: обновлений информации о рейсе в режиме реального времени; использования личных данных для персонализированного обслуживания; доступа к электронным услугам; постоянного надежного подключения.

Отдельно Inmarsat развивается в такой отрасли IFC как связь с беспилотными летательными аппаратами. В сентябре 2021 года запущен сервис связи компании с беспилотниками Inmarsat Velaris, а чуть позднее была анонсирована и возможность трансляции видео высокой четкости.
Intelsat

Intelsat провел свое исследование будущего IFC, в рамках которого опрашивались не пассажиры, а представители авиакомпаний и поставщиков услуг. Выводы получились следующие: на 65% вырастет число пассажиров, ожидающих подключения на борту; на 72% увеличится спрос на онлайн-приложения, используемые для работы.

В бизнес IFC оператор вступил весьма мощно — сделкой на $400 млн. При этом сама компания в тот момент проходила процесс «реструктуризации по статье 11», или, говоря проще — процедуру банкротства. Но, несмотря на столь сложные обстоятельства, ни у акционеров, ни у юристов, ни у контролирующих дело чиновников не возникло сомнений — и те и другие сделку одобрили. Оператор сумел убедить их, что в течение следующего десятилетия спрос на широкополосную связь на борту самолета будет расти темпами, выражающимися двузначными числами.

В конце 2020 года Intelsat приобрел Gogo — поставщика коммерческих широкополосных и развлекательных услуг на борту самолета, сделав ставку на синергию одной из ведущих компаний этого сектора и своих активов спутникового оператора. И в 2021 году бывшая компания Gogo Commercial Aviation, ставшая подразделением Intelsat, установила первый комплект Intelsat 2Ku на самолет. Почти сразу после этого были заключены первые крупные контракты — с Air France и австралийской авиакомпанией Rex, система была установлена на почти сотню самолетов Airbus и Boeing.

Для завоевания рынка IFC в Азии Intelsat создал два партнерства: с разработчиком технологий Gilat и оператором Sky Perfect JSAT. С первым — на использование SkyEdge II-c для применения в коммерческой и бизнес-авиации в Азии. Со вторым — на аренду пропускной способности JCSAT-1C. Появился у оператора и мультиорбитальный авиационный терминал. А для реализации концепции многоорбитальности в августе 2022 года Intelsat организовал партнерство с OneWeb. В 2024 году компании намерены уже предложить коммерческое решение. Это не первое партнерство двух операторов: в прошлом году они предлагали совместное мультиорбитальное решение министерству обороны США.

В Латинской Америке оператор получил в клиенты крупную авиакомпанию LATAM Airlines Group, которая сначала установила систему Intelsat 2Ku на самолетах, базирующихся в Бразилии, а затем начала оборудовать весь свой парк Airbus из Колумбии, Чили и Эквадора, который насчитывает до 160 узкофюзеляжных самолетов. Ожидается, что весь парк узкофюзеляжных самолетов LATAM будет охвачен IFC в течение трех лет.

В то же время новые 105 самолетов Boeing 737MAX Alaska Airlines будут оборудованы Intelsat 2Ku. Эта система установлена уже была на 150 самолетах этой авиакомпании, еще по контракту 2010 года с Gogo. Alaska Airlines объявила о фиксированном тарифе — $8 — за пользование Wi-Fi на борту.

В свою очередь Air Canada ставит систему Intelsat на 45 самолетов Airbus A321.
SES

Этот оператор делает ставку на синергию своих геостационарных (ГСО) спутников и среднеорбитальной группировки нового поколения O3b mPOWER, вывод которой должен состояться в этом году. В 2019 году SES, Thales и ThinKom протестировали в полете решение Thales FlytLIVE с плавным переключением между ГСО и спутниками на средней околоземной орбите. Партнеры настолько уверены в успехе этого решения, что под его работу зарезервировали почти всю емкость запущенного в октябре прошлого года спутника SES-17, в зону покрытия которого вошли крайне перспективные для IFC Атлантический океан и обе Америки.

Недавно в СМИ появилась информация о возможном слиянии SES и Intelsat. Если эти слухи имеют реальное основание, и два оператора консолидируют свои активы, то на рынке IFC появится мега-игрок, распоряжающийся емкостью более чем сотни ГСО-аппаратов и КА среднеорбитальной группировки.
Eutelsat

Оператор продвигает услуги сервиса Eutelsat ADVANCE Aviation. Дальнейшие перспективы работы в IFC он связывает с сочетанием спутников высокой пропускной способности и низкоорбитальной группировки OneWeb, чему очевидно будет способствовать слияние компаний.
Viasat

На начало 2022 года Viasat подключил 1 830 коммерческих самолетов. В своей работе с авиацией оператор придавал значение развлечениям. В 2020 году Viasat договорился с контент-провайдером FuboTV о бесплатном просмотре его спортивных трансляций на борту самолета. В этом году оператор отмечает, что первой после пандемии начала возрождаться бизнес-авиация, что, в свою очередь, обусловило спрос на бизнес-приложения. Вслед за ней начинает выходить на допандемийный уровень и коммерческая авиация, что возвращает к жизни и индустрию онлайн-развлечений на борту самолета. Авикомпании возобновляют или запускают онлайн-трансляции, более 900 самолетов American Airlines, Delta Airlines и JetBlue предоставляют пассажирам «живое» IPTV посредством сервиса Viasat.

Недавно к списку этих АК добавились Southwest Airlines и Virgin Atlantic, которым Viasat обеспечит ШПД и видеостриминг.

В текущем году оператор планирует вывести на орбиту первый спутник Viasat-3 сверхвысокой пропускной способности, что должно, помимо прочего, придать мощный толчок развитию IFC. Но самый серьезный и качественный рывок в развитии своих IFC-сервисов Viasat сделает после завершения сделки по приобретению Inmarsat и интеграции сервисов британского оператора в свой бизнес.
Все крупные игроки спутникового рынка нацелились на то, чтобы вывести ШПД на борту самолета на качественно новый уровень — обеспечить пассажиру в рейсе полноценное подключение, практически не отличающееся от привычного «земного». Это достигается за счет введения в эксплуатацию HTS с цифровой управляемой полезной нагрузкой и реализации концепции мультиорбитальности.
07/09/2022 АНАЛИТИКА