Вспышка COVID-19 серьезно
повлияла на отношение моряков к своей работе: после проведенных нескольких месяцев фактически взаперти многие из них решили сменить род деятельности. Отток квалифицированных кадров плюс общая тенденция к старению экипажей и падению престижа морских профессий привела к дефициту кадров, набору менее квалифицированных работников и, как следствие, возросшей вероятности человеческой ошибки. Поэтому беспилотные суда воспринимаются как выход из непростой ситуации, которая с течением времени только усугубляется.
И, наконец, самый весомый фактор — цена. Прежде всего, это поняли военные и исследователи: гораздо дешевле послать в нужный район океана несколько беспилотных ботов (каждый из которых сильно дешевле исследовательского или разведывательного судов), чем полноценную экспедицию. Хотя бы по той причине, что не нужно тратиться на создание минимально приемлемых условий обитания экипажа. Сторожевые беспилотные катера оказались дешевле, и после нескольких лет экспериментов с ними ВМФ нескольких стран переходит к более крупным кораблям, а в США в мае этого года
создается Unmanned Surface Vessel Division (USVDIV) — первый дивизион беспилотников, отвечающий за внедрение и эксплуатацию судов уже класса эсминца.
Беспилотный автоматический тримаран Mayflower (именно так по устоявшейся легенде называлось судно, на котором в Америку прибыли первые поселенцы из Европы) с первой попытки преодолел только 11% пути через Атлантику. Со второй — после остановки на Азорских островах для
починки генератора — уверенно
приближается к североамериканскому берегу.
Но гораздо интереснее использование беспилотного судна в акватории с очень интенсивным движением. В середине мая этого года беспилотный контейнеровоз
вышел из Токийского залива и проделал путь длиной около 800 км, встретив за свой сорокачасовой рейс около 500 других судов и совершив более ста маневров уклонения.
Но есть одно условие, которое никак не обойти создателям морских беспилотников — связь. И только спутниковая связь, охватывая всю территорию Земли, включая океаны, является единственным вариантом подключения судна в отрыве от береговой зоны.
OneWeb выходит на рынокРанее, в январе 2021 года, FCC опубликовала уведомление с просьбой прокомментировать, как наилучшим образом использовать диапазон 12 ГГц. Компании Dish и RS Access провели исследования, в которых утверждается, что наземные сети 5G могут работать на частоте совместно со спутниковыми сетями на низкой околоземной (НОО) орбите, такими как Starlink или OneWeb. В исследовании говорилось, что общенациональная сеть 5G будет создавать помехи менее чем 1% терминалов, работающих с негеостационарными (НГСО) спутниковыми системами. Были приведены решения для смягчения этих воздействий.
OneWeb, который запустил больше половины группировки и начал предоставлять сервис в нескольких северных регионах, вошел в альянс с крупным игроком maritime-рынка — Speedcast, с которым и
протестировал работу своей системы с морскими приложениями.
По результатам испытаний, Алистер МакКи (Alastair McKie), один из руководителей компании Fugro, занимающейся морскими исследованиями и активно использующей беспилотные суда, сказал, что малая задержка и высокая скорость будут важны для эксплуатации автономных судов. И что OneWeb должен справиться с большими объемами данных — до 50 Гб — ежедневно передаваемых на берег. Сегодня же большая часть данных либо обрабатывается на борту судов, либо передается пакетами. Беспилотные корабли Fugro сегодня оборудованы VSAT производства Intellian для работы с геостационарными (ГСО) спутниками в Ku-диапазоне, не позволяющими осуществлять оперативное управление из-за высокой задержки сигнала.
Задержка в сети OneWeb составляет 70 мс, что выигрышно смотрится по сравнению со 180 мс в среднеорбитальных группировках и более 600 мс при связи через геостационарные спутники.
В этом году OneWeb реализует пилотные проекты, а в следующем уже
предложит свои услуги на maritime-рынке. Помимо Speedcast своими партнерами по дистрибуции оператор объявил Marlink и Applied Satellite Technologies, по оборудованию — Intellian.