Битва за частоты: как Starlink отбивается от помех и рвется в морскую и воздушную связь
Совсем недавно SpaceX начала очередной раунд борьбы с Dish Network за частотный ресурс в диапазоне 12 ГГц. Компания Илона Маска сообщала, что большинство жителей США не смогут использовать сервис спутникового широкополосного доступа Starlink, если Федеральная комиссия по связи (FCC) одобрит предложение об использовании полосы 12 ГГц для наземных сетей 5G. Чем завершится эта тяжба и каковы перспективы подвижной связи Starlink — в материале SATCOMRUS.
Разная аналитика — разные результаты

Ранее, в январе 2021 года, FCC опубликовала уведомление с просьбой прокомментировать, как наилучшим образом использовать диапазон 12 ГГц. Компании Dish и RS Access провели исследования, в которых утверждается, что наземные сети 5G могут работать на частоте совместно со спутниковыми сетями на низкой околоземной (НОО) орбите, такими как Starlink или OneWeb. В исследовании говорилось, что общенациональная сеть 5G будет создавать помехи менее чем 1% терминалов, работающих с негеостационарными (НГСО) спутниковыми системами. Были приведены решения для смягчения этих воздействий.

21 июня SpaceX представила собственный анализ, заявив, что пользователи Starlink будут испытывать помехи, приводящие к перебоям в сервисе в 74% случаев. «В результате гораздо меньше американцев смогут пользоваться спутниковыми услугами следующего поколения, а те, кто останется, столкнутся с ухудшением качества обслуживания и регулярными перебоями в работе сети», — говорится в заявлении. К тому же, отмечают специалисты SpaceX, анализ RS Access предполагает, что наземная сеть будет охватывать городские районы, а спутниковые операторы сосредоточат свой сервис в сельской местности. Такой подход принудит Starlink отказаться от тех пользователей, которые, формально проживая в городских районах, по той или иной причине не имеют надежного ШПД.

Оператор призвал FCC провести расследование, чтобы выяснить: не была ли представленная в отчете DISH и RS Access информация намеренным введением в заблуждение. Представитель Dish сообщил CNBC, что «опытные инженеры компании оценивают претензии SpaceX».

Помимо SpaceX против перераспределения диапазона 12 ГГц выступают AT&T, Google, Microsoft, Intelsat, OneWeb и SES.

Dish Network заявила 15 июня о запуске коммерческих услуг 5G в более чем 100 городах США, охватывающих около 20% населения страны. Ранее в 2010-х гг. в результате ряда аукционов Dish стала крупнейшим владельцем спектра 12,2 - 12,7 ГГц в США, выставленного на продажу для предоставления услуг MVDDS (Multichannel Video and Data Distribution Service).
Давнее соперничество
Тяжба между Dish и SpaceX за частотный ресурс, выражающаяся в основном в регулярном обмене жалобами в FCC, длится уже несколько лет. 13 июня Dish Network призвал FCC заставить SpaceX отключить клиентов Starlink, которые установили антенны на транспортных средствах — лодках и автомобилях, поскольку у компании еще не было лицензии на предоставление подвижной спутниковой связи. В свою очередь, руководство SpaceX заявляло FCC, что именно регулятивные нападки Dish задерживают запуск новых услуг, в том числе и таких как подвижная связь, в которой остро нуждаются американцы.
Перспективы подвижной связи Starlink

Условный шаг в сторону подвижной связи Starlink сделал в мае. Тогда появилась возможность за отдельную ежемесячную плату в $25 перерегистрировать терминал в другой географической точке.

В то же время появилась информация о продвижении Starlink на рынке IFC. Space Exploration Technologies представила Starlink Wi-Fi четырем крупнейшим американским авиакомпаниям, но, как пишет Bloomberg,безуспешно. Потенциальным заказчикам надежность сервиса тогда показалась недостаточной, да и цены выходили выше, чем у конкурентов.

Delta Air Lines также подтвердила испытания Starlink, но ничего не сказала о результатах. American Airlines Group отказалась от комментариев, а Southwest заявила, что отслеживает все новые технологии, в том числе и Starlink. Но при этом компания заключила контракт с Viasat — оператором геостационарной группировки. Пока SpaceX имеет соглашения с Hawaiian Holdings и JSX, которые заявили, что будут предлагать бесплатный Wi-Fi на борту самолета, используя Starlink. Правда ни один из перевозчиков не имеет информации о сроках, когда этот сервис будет запущен. Пока большие надежды на решения SpaceX возлагает именно Hawaiian, т.к. в настоящий момент из-за неравномерного покрытия спутниками Тихого океана он не может предоставить интернет-доступ на борту своих самолетов.

Тем временем сервис Starlink с успехом испытан на круизном лайнере Royal Caribbean. Абоненты без проблем пользовались и видеостримнговыми сервисами, а также проводили видеочаты в мессенджерах. Сервис стабильно работал в Карибском море, в том числе и в движении. Компания Royal Caribbean отправила в FCC письмо с просьбой максимально ускорить выдачу SpaceX лицензии на подвижную связь, поскольку именно этот сервис отвечает запросам их клиентов. Недавно, 1 июля, власти США, наконец, разрешили SpaceX использовать терминалы на самолетах и судах. И SpaceX начала предлагать услугу спутниковой связи Starlink для морских судов. Starlink Maritime обещает «высокоскоростной интернет с малой задержкой и скоростью до 350 Мбит/с в море». Две антенны Starlink весом 7,2 кг, имеющие класс защиты от воды IP56, будут доставлены в клиенту США по цене $10 000 за пару. SpaceX сообщает, что в четвертом квартале 2022 года можно будет заказать плоскую антенну, владельцам купленных сегодня антенн компания обещает бесплатную замену.

Ежемесячная подписка стоит $5000, что выше типичных тарифов через классический морской VSAT. Оператор обещает клиентам возможность по необходимости прекращать и возобновлять сервис с шагом в один месяц. При достаточно высокой цене клиентов должны привлечь высокие скорости и малое время задержки сигнала.
В зоне покрытия Starlink Maritime — прибрежные воды вокруг США, территория вокруг Европы от Средиземного до Северного морей, прибрежные воды Новой Зеландии и большей части Австралии, а также отдельные участки вокруг Южной Америки. К концу года планируется значительное расширение зоны покрытия, в частности, начнется обслуживание в Северной Атлантике и северной части Тихого океана. На 1 квартал 2023 года заявлен глобальный охват.
Французские успехи

В начале апреля Государственный совет Франции, высшая судебная инстанция по административным делам, отменил разрешение регулятора на работу системы Starlink в диапазоне 10,95-12,70 ГГц для передачи данных из космоса на Землю и 14-14,5 ГГц для передачи данных из Земли в космос. Разрешение на предоставление спутникового ШПД на территории Франции национальный регулятор Arcep выдал в феврале 2021 года. Но после того, как в Государственный совет обратились экологические активисты, тот разрешения аннулировал и сделал выговор регулятору за несоблюдение надлежащей правовой процедуры.

Но после нового запроса Starlink на эти частоты Arcep провел общественные консультации по данному вопросу и, в соответствии с постановлением Государственного совета, собрал отзывы заинтересованных сторон. После изучения отзывов французский регулятор все же выдал Starlink новое разрешение на использование частот.

Starlink охватил около 4 тыс. французских абонентов, 82% из которых живут за пределами городов. Более половины французских пользователей Starlink живут в труднодоступной местности — в горах, где инфокоммуникационная инфраструктура развита крайне слабо. Также в отзывах отмечается высокая скорость сервиса: более 90% пользователей Starlink ранее не имели доступа на скорости выше 30 Мбит/с, тогда как Starlink предлагает доступ в 100-200 Мбит/с с задержкой 20-40 мс.
Цены повышены, но абонентская база растет

В марте, ссылаясь на инфляцию, SpaceX повысила цены как на терминалы Starlink, так и на запуски. До повышения пользовательское оборудование стоило $499, а абонентская плата составляла $99 в месяц, после него терминал стоил уже $599, а услуга — $110 в месяц. Выросли цены и на групповые запуски: если раньше вывод на орбиту стоил $1 млн за 200 кг полезной нагрузки и $5 тыс. за каждый кг сверху, то сейчас — $1,1 млн за 200 кг, и $5,5 тыс. за кг. Цены на специальные запуски также выросли.
В конце мая SpaceX сообщила FCC, что число абонентов Starlink превысило 400 тыс.. При этом в марте компания заявляла о 250 тыс. подписчиков. В презентации SpaceX указано, что Starlink работает в 48 штатах США и 36 странах. В следующем году компания планирует расширить обслуживание на большую часть Азии, Африки и Ближнего Востока.
15/07/2022 АНАЛИТИКА